lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

В этой части рассказа мы не слишком далеко уехали от этого места:

17 апреля. Тринадцатый день маршрута

Только сегодня мы узнали всю правду о высоте перевала Сарык и о расстоянии до него. Выехав от места ночевки со свежими силами, лишь через четыре часа первый из нас – Иваныч – заехал на перевал. Его высота оказалась 5043 м.
    Но, задолго до этого, утром, прежде чем выйти на маршрут с учетом вчерашних трудностей мы решили немного уменьшить груз на велосипедах. Слили почти всю воду из бурдюков, оставив самый минимум. А я еще переложил в джип бутылку водки, которую честно пёр в рюкзаке все это время. Затем, вспоминая, как вчера я не мог крутить педали, я выволок велосипед на дорогу, опасливо оседлал его и с облегчением убедился, что снова способен ехать.
    В 8:20 по утреннему холодку восемь человек продолжили в путь к перевалу своим ходом. Двое поехали с Ченом в машине.

Впечатление, что узкое ущелье вот- вот вылезет на перевал, оказалось обманчивым. Наоборот, долина вновь расширилась, зато подъем стал совсем пологим, с отдельными практически горизонтальными интервалами дороги.

2.  Долина расширилась

3. Кунь-Лунь впечатляет своей мощью и красотой

3. Это - база дорожников, куда уезжал ночевать Чен. А до перевала еще далеко...

Утром отчетливо проявились признаки «горняшки». Плохо и неохотно работали все мышцы, немели разные части тела. Больше всего деревенели и мерзли пальцы на руках и ногах, а у кого-то еще и нос и щеки теряли чувствительность и по ним бежали мурашки. Такое чувство, будто «лицо отсидел».

4. ...да, перевал еще даже и не виден.

5. Но, вот начинаются первые серпантины. И дальше их - немерено

6. Последний виток серпантина и - перевал!

И вот мы на перевале! Долго фотографируемся, отдыхаем. Погода чудесная.

7. На вершинах и перевалах у буддистов принято славить своих богов, а у туристов – прославлять спонсоров. Вот, и прославляем, как можем.

9. Вид с перевала в ту сторону, откуда мы поднялись. Ничего себе, вчера "ошибочка вышла"

11. А это виды с перевала Сарык в другую сторону - на спуск

В  13 часов начинаем спуск с перевала в долину, к селению Мазар на р. Раскемдарья (в нижнем течении эта же река называется Яркенд).

13.  Начало спуска с Сарыка

15. Примерно середина спуска. Готовим видеокамеру, чтобы эффектно снять спуск по серпантину

17. В нижней части спуска дорога идет по ущелью с характерными глубокими промоинами русла реки

Крошечный населенный пункт Мазар примечателен тем, что от него отходит еще одна дорога, ведущая к базовому лагерю величайшего восьмитысячника К-2.
    Мазар расположен на высоте 3800 м, и непрерывный спуск к нему занимает у нас два часа. Дорога невообразимо тряская из-за чего происходят разные мелкие поломки, которые мы устраняем по ходу. А в нижней части ущелья нас встречает ветер немыслимой силы. Можно подумать, что какие-то силы не желают нашего появления в Мазаре. Даже на крутых спусках нет нужды притормаживать, – стена ветра не дает разогнаться. Пару раз резкие порывы сбрасывают меня с дороги на мягкую обочину, я едва не падаю с велосипеда, увязнув в рыхлом слое мелкого щебня. Этим материалом  покрыты  и склоны гор. Они будто обтянуты шелковой темно-серой тканью.

18. Шелковистые осыпные склоны.

19. Впереди - долина р Раскемдарья и пос. Мазар

Для небольшой остановки в Мазаре был лишь один резон: пообедать в столовой-вагончике и набрать воды в роднике. Мы съели по большой тарелке лагмана – недорого. Причем очень скоро выяснилось, что к этой жирной похлебке в качестве бесплатного бонуса прилагалась еще и жуткая изжога. С этой поголовной изжогой мы и поехали дальше.

Дорога идет вверх по долине р. Раскемдарья, по правому ее берегу. Вся трасса – просто ужас: собрана в мелкую гармошку и усеяна булыжниками. Этот ужас стал для нас уже почти привычным. Здесь быстро не разгонишься даже с сильным попутным ветром.
    На узкой дороге за несколько часов нам повстречалось две или три колонны военных грузовиков. Всякий раз от них приходилось «щемиться» и заезжать на рыхлую обочину.

20. Дорога после с. Мазар.

Вечерело. Дорога отдалилась от реки, и мы ехали по настоящей пустыне вдоль подножия гор.
День уж что-то слишком затянулся. Какой-то он бесконечный. Утренний штурм Высокий Сарык штурмовали сегодня утром, а кажется, что это было вчера.
    Усталость уже не просто подкралась к ногам, а навалилась как-то вдруг на все тело. Как будто ехал, ехал, а тебе раз – и положили мешок цемента на спину.
    Но Директор Походов не спешил подыскивать место для ночевки. Пока ветер дул в спину, Серега стремился проехать как можно больше, и стать как можно ближе к следующему перевалу.
    Однако, неприятное обстоятельство неожиданно испортило этот план.
    Дорога состояла из чередующихся затяжных подъемов и спусков. Скатываясь очередной раз с горки, и уже морально готовясь к следующему тягуну, я увидел перед предстоящим подъемом фигуры людей на обочине, а затем навстречу проехал наш джип. Его багажник был пуст. «Неужели Тёма с Игорем решили прокатиться перед сном?», – удивился я. Но истина оказалась менее забавной.

21. Вдалеке ("в конце" дороги) видны люди на обочине...

Для 13-го дня маршрута в судьбе туриста одной лишь изжоги, видимо, было не достаточно. От сумасшедшей тряски и скачков автомобиля по гребенке лопнула стальная тяга в задней подвеске. Чен поехал обратно в Мазар ремонтировать джип.
    Короче говоря, 13-й день нашего велопробега вынужденно завершился засветло – в 19 часов, – и это очень расстроило Директора Походов. Такой сильный попутный ветер – это еще верная десятка км «на халяву». Жаль, конечно, что такое «добро пропадает»….
    Но, я вам по секрету скажу, что не все участники нашей экспедиции искренне разделили печаль капитана. Не все у нас еще настолько сознательные. Например, я и Андрюха с фальшивой скорбью на лице, радостно
  перекатили велосипеды  метров на на сто от дороги и принялись поскорее разбивать палатку, приваливая ее фартуки большими валунами, чтобы не утащило ветром.

Ветер, между тем набрал еще большую силу и поменял направление с западного на северное, чтобы мы не грустили так отчаянно о преждевременном привале.

22. Ставим лагерь

В определенном смысле нам всем повезло, что мы не поехали сегодня дальше. После того, как мы остановились, Вадим увидел на Жекином велосипеде сразу две сломанные спицы и взялся их менять. Если даже подвеска Nissan Safari не выдерживает такой дороги, то, что уж говорить про тонкие велосипедные спицы. Вынужденная остановка, наверняка, предотвратила более серьезные поломки. Кроме того, у Андрея появилось, наконец, время заняться своим велосипедом, задний переключатель на котором нормально не работал уже несколько дней.
    В 21:30 вернулся из Мазара Чен. Тягу удалось сварить, машина снова была на ходу.

Завтра у нас новый перевал – Кыргызджангал. Примерно 30 км подъема и затем 15 км спуска – так мы поняли, что сказал наш водитель.

Ветер нагнал тяжелые низкие тучи. Из свинцового неба на черные горы вдалеке сейчас сыплет снег – как раз там, где пройдет наш завтрашний путь….

Т – 68, 1 км

Продолжение, часть 19

Содержание Отчета
1.Втупление (Вместо предисловия)
2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
4. Пекин
5. ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
8. Такла-Макан. 3-й день маршрута
9. Такла-Макан. 4-й день маршрута
10. Такла-Макан. 5-й день маршрута
11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута