Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»
Продолжение. Начало здесь
Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
15 апреля. Одиннадцатый день маршрута
В этой части рассказа мы будем находиться тут:

Ночью слегка приморозило, на палатке застыла ледяная корка.
Сегодня мы стартовали раньше обычного, и в 7:50 уже движемся вверх к первому на нашем пути горному перевалу высотой 3300 м. Подъем начался сразу от места ночевки, а дорога представляет собой земляную ленту с беспорядочно торчащими из нее булыжниками и глубокой пылью, особенно на обочинах.
1.

2.

Мы уже конкретно вторглись в горное царство Кунь-Луня, и с каждым витком серпантина все выше и выше забираемся в горы, а воздух постепенно приобретает прозрачность. Подъем изнурителен, мы движемся короткими интервалами, через каждый километр отдыхаем.
3. На дороге толстым слоем лежит рыхлая серо- коричневая пудра

4.

5.

Наконец, после очередного изматывающего витка мы выныриваем из двухкилометровой толщи пыли, скрывающей все, что находится внизу.
6.

7. Фото на память. Серега и Антон. Снимает их Тёма

Над нами чистое синее небо, а с дорожного обрыва раскрывается потрясающий вид на бесчисленные горные вершины, поднимающиеся из океана коричневого смога. Однако это еще не перевал, до него осталось пару сотен метров по вертикали и несколько километров по серпантинной дороге.
8.

9.

Время от времени приходится останавливаться и пропускать огромные пылящие самосвалы, которые везут какую-то руду.
10.

11.

Кто-то уже не может ехать и идет ногами. У меня дважды от неловких переключений скорости на подъеме рвется цепь.
На перевальную седловину поднимаемся не дружно. Первым забирается Якунин, я закатываюсь минут через десять. Время 10:35. Еще через полчаса пешком приходит последний участник заезда.
12. Это - я. А велосипед - Андрюхи Шаманского

Сверху открывается картина фантастической красоты и величия. Вдалеке на юге высится заснеженный горный хребет в осевой части Кунь-Луня; вскоре нам предстоит перевалить и через него.
13. Центральный Кунь-Лунь вдалеке. Нам - в ту стотону.
Слева видна петлистая дорога, спускающаяся с перевала

Вниз с перевала дорога уходит сложнейшими петлями.
14. Перевал, откуда мы скатываемся, уже вдалеке (почти на горизонте, - слева на втором плане), но до низу еще о-очень далеко

Вскоре мы опять погружаемся в пыльное марево. Спуск имеет протяженность 16 км.
15. Стрелкой отмечен перевал, с которого мы катимся вниз

16.

17. Короткий отдых на спуске.
Зигзагообразная тропа на склоне - это, по-видимому, часть старого пути, соединявшего две соседние долины. Вполне возможно, что именно здесь проходили через хребет торговые караваны в древности.
Полка новой дороги, вырубленной в горе, видна слева вверху кадра

18.

В 12:15 мы достигаем днища долины, теряя в высоте сразу 800 метров. Внизу небольшое горное селение и огороженная база дорожных строителей, похожая на какой-то дом отдыха. Вокруг нет ни единого дерева, а за забором насажены тополя..
19. Горное селение. Мама с дочкой поднимаются от речки, куда ходили по воду

Располагаемся на обед под забором «дома отдыха». Немного воды выпрашиваем у местных крестьян, остальную фильтруем из коричневой реки.
20.

14:20. Мы закончили обед и теперь едем дальше. Наступает жара, дорога отвратительная. Велосипеды трясутся и бешено скачут по этой «стиральной доске». Трасса устремляется вверх по долине, вдоль реки.
21.

На редких, подходящих для земледелия клочках земли по берегам трудятся люди. Крестьяне пашут землю, используя в качестве тягловой силы верблюдов.
22.

Проезжаем мимо воинской части. Водитель Чен заранее поджидает нас и предупреждает, чтобы никто не вынимал фотоаппарат.
На 133-м километровом столбике (32 км от места нашей последней ночевки) жуткая гребенка прекращается. Велосипед выкатывается на асфальтовое покрытие и впечатление такое, будто я потерял слух. Грохот исчезает, а вместо него слышен тихий шелест покрышек.
Далее трасса перебирается по мосту на левый берег и продолжает взбираться вверх по ущелью, которое все сильнее и сильнее сужается.
23.

24.

Река имеет цвет какао, но Чен знает место, где у берега бьет родник (на 42 км от ночевки), и мы, наконец, наполняем чистейшей водой наши совсем уж опустевшие бурдюки.
25. Время - около 18 часов. Поля перед деревней Кудо. Крестьяне пашут землю

Примерно в 18:30 мы въезжаем в селение Кудо (другой вариант произношения: Ку-Ди). Кудо – ключевой, очень важный пункт, точнее, рубеж на пути нашей экспедиции. Это практически последний стационарный поселок, а за ним впереди – основной хребет Кунь-Луня, – совершенно дикие места, и проезд туда строго контролируется китайскими военными. Блок-пост находится в конце деревни. Мы хорошо знаем о его существовании, но пока еще не подозреваем, насколько это сложное препятствие для путешественников.
В деревне можно купить лепешки и овощи, а вот с бензином здесь все плохо. А он нам нужен для горелок. С трудом находим продавца, торгующего топливом на разлив из канистры. Бензин подозрительно маслянистый, но другого нет.
Тысяча и один километр
Блок-пост возник перед нами ровно на 1000-ом километре от Лунтая. Пропускной пункт стоит на входе в узкое ущелье, миновать его никак невозможно. Заграждения из колючей проволоки спускаются с крутых скалистых склонов до самой реки, и даже само русло перегорожено. На дороге устроен «шлюз» наподобие международного пограничного перехода с двумя шлагбаумами и «нейтральной зоной» между ними. Каждый автомобиль и каждый человек обязан пройти здесь процедуру паспортной проверки и таможенного досмотра.
Мы подъехали к переходу и стали в сотне метров перед «комендатурой». Наш сопровождающий с документами пошел внутрь.
Однако, что-то не заладилось. Чен несколько раз выходил на улицу с огорченным видом и звонил нашим покровителям. Только через полтора часа дошло дело до наших паспортов. Их собрали, унесли, а мы опять надолго застыли в ожидании.
Наконец, начался собственно «шмон». Несколько военных вышли на досмотр и очень тщательно принялись исследовать наш багаж. Вывернули абсолютно все карманы велосипедных сумок и рюкзаков, действуя при этом, надо сказать, вежливо и учтиво. Искали они, прежде всего, конечно же, «разведывательную» аппаратуру, в частности GPS-навигаторы. Надо признаться, что разных устройствс GPS-модулем у нас имелось несколько штук, однако, пока прибор выключен, выяснить, на что он способен нельзя.
– Что это такое? – Спрашивал офицер Сергея Якунина, тыча пальцем в его навигатор с экраном размером в пол-ладони.
–Мьюзик-плейер. – Не моргнув, отвечал Серега. И это была правда. Наполовину. На вторую половину – это был очень хороший навигатор.
– Включите, плиз.
– Ай кэннот. Но бэтари! – Не работает, короче. И тут Серега тоже не врал. Просто он очень предусмотрительно не стал подзаряжать прибор накануне проверки.
Все было ОК, пока не залезли в «велоштаны» к Артёму. (Велоштаны – это велосипедный рюкзак специальной конструкции, кто не знает). На извлеченном откуда-то с самого дна рюкзака аксессуаре было крупно и отчетливо написано: «GPS». Это был модуль – приемник для подключения через ноутбук. Китайцы очень заинтересовались странной штуковиной.
– Это что такое? Зачем?
– Да, черт ее знает! Херня какая-то завалялась. – Артем сделал удивленное лицо.– Кажется, зарядное устройство для фонарика.
– Как включить?
– Да мы, чёта, и сами не знаем как! – Типа пробовали фонарик заряжать, – не получается.
Китайцы покрутили модуль в руках, посовещались, отдали обратно Теме. Типа поверили.
Потом нам вернули паспорта. Мы выдохнули и приготовились пересекать границу. Типа пронесло. На часах, правда, было уже 21 час и начинало смеркаться, но нам бы хватило отъехать на пару километров от аула, и там бы мы заночевали.
Однако, китайцы шлагбаум не подняли, а стали вдруг заботливыми и гостеприимными.
– Нет, нет, не надо ехать, оставайтесь до утра! – Радушно предложил китайский офицер.– Дорога опасная: дальше очень узкое ущелье, стать негде, а через час уже стемнеет. Вам будет очень неудобно. Ночуйте в деревне, завтра продолжите свой маршрут. А мы вам сейчас подыщем место для ночлега.
Шлагбаум оставался опущенным, возражать смысла не было, мы развернулись и поехали назад в село.
Для нас открыли школьные ворота и запустили в дворик, одновременно являющийся спортивной площадкой. Повсюду была липкая грязь и дождевые лужи, но с одного края нашелся небольшой сухой клочок земли, куда поставить палатки.
Дежурные взялись за ужин.
Мне нужно было менять цепь на велосипеде, но я не мог заняться делом, потому что дворик заполнился любопытными местными – детьми и взрослыми, – которые и носами, и руками уже чуть ли ни с головой залезли в наши рюкзаки и котелки. Скоро стемнело, стало трудно контролировать свои вещи.
Тогда мы попросили всех «в сад», вытеснили зевак за ворота и навесили свой велосипедный замок. Все, цирк закрыт!
Спокойствие, впрочем, сохранялось не долго, – четверть часа. Факт, что какие-то инородцы сами себя заперли в клетке и без разрешения закрыли вход на «русское шоу», возмутил директора школы. Он возник у ворот и потребовал от нас немедленно убраться с территории учебного заведения: «Иностранцам здесь находиться непозволительно! Это – школа!».
– Так что, даже и чаю не попьем!? Дайте хотя бы поужинать! – У нас только-только сварилась еда.
– Так и не попьете!
Мы вызвали нашего Чена на подмогу, но китайский учитель-патриот не желал ничего слушать и настаивал на своем: «Немедленно освободить территорию школы от посторонних!».
Мы начали подгребать вещи в кучу и вытаскивать из земли колышки от палаток. Чен тем временем старался уладить конфликт и не прекращал кому-то звонить. В конце концов, переговоры по телефону каких-то людей здесь, в Кудо с какими-то людьми в Кашгаре сделали свое дело и нас оставили в покое до утра. В половине восьмого мы пообещали очистить школьные владения. А в восемь начинал работать чек-пост.
Последним условием упрямого директора было – повесить их собственный, китайский замок на ворота.
Из-за нервного потрясения пришлось купить и тут же за ужином выпить бутылку водки за 20 юаней. Нас заперли теперь снаружи.
Т – 60,3 км
t – 5:51
t общ- 66:05 час
A – 10,3км\час
М – 51,8 км\час
D – 1001 км Высота ночевки: 2900 м
Продолжение. Часть17
Содержание Отчета
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута
Такла-Макан. 5-й день маршрута
Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
Оазисы. 8-й день маршрута
Ечен. 9-й день маршрута
Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →