lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 16

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции



15 апреля. Одиннадцатый день маршрута

В этой части рассказа мы будем находиться тут:



    Ночью слегка приморозило, на палатке застыла ледяная корка.
    Сегодня мы стартовали раньше обычного, и в 7:50 уже движемся вверх к первому на нашем пути горному перевалу высотой 3300 м. Подъем начался сразу от места ночевки, а дорога представляет собой земляную ленту с беспорядочно торчащими из нее булыжниками и глубокой пылью, особенно на обочинах.


1.

2.



    Мы уже конкретно вторглись в горное царство Кунь-Луня, и с каждым витком серпантина все выше и выше забираемся в горы, а воздух постепенно приобретает прозрачность. Подъем изнурителен, мы движемся короткими интервалами, через каждый километр отдыхаем.

3.  На дороге толстым слоем лежит рыхлая серо- коричневая пудра


4.


5.



    Наконец, после очередного изматывающего витка мы выныриваем из двухкилометровой толщи пыли, скрывающей все, что находится внизу.

6.


7.  Фото на память. Серега и Антон. Снимает их Тёма


    Над нами чистое синее небо, а с дорожного обрыва раскрывается потрясающий вид на бесчисленные горные вершины, поднимающиеся из океана коричневого смога. Однако это еще не перевал, до него осталось пару сотен метров по вертикали и несколько километров по серпантинной дороге.

8.


9.



    Время от времени приходится останавливаться и пропускать огромные пылящие самосвалы, которые везут какую-то руду.

10.


11.



    Кто-то уже не может ехать и идет ногами. У меня дважды от неловких переключений скорости на подъеме рвется цепь.


    На перевальную седловину поднимаемся не дружно. Первым забирается Якунин, я закатываюсь минут через десять. Время 10:35. Еще через полчаса пешком приходит последний участник заезда.


12.  Это - я. А велосипед - Андрюхи Шаманского


    Сверху открывается картина фантастической красоты и величия. Вдалеке на юге высится заснеженный горный хребет в осевой части Кунь-Луня; вскоре нам предстоит перевалить и через него.

13.  Центральный Кунь-Лунь вдалеке. Нам - в ту стотону.
Слева видна петлистая дорога, спускающаяся с перевала



    Вниз с перевала дорога уходит сложнейшими петлями.

14. Перевал, откуда мы скатываемся, уже вдалеке (почти на горизонте, - слева на втором плане), но до низу еще о-очень далеко


    Вскоре мы опять погружаемся в пыльное марево. Спуск имеет протяженность 16 км.

15. Стрелкой отмечен перевал, с которого мы катимся вниз


16.



17. Короткий отдых на спуске.
    Зигзагообразная тропа на склоне - это, по-видимому,  часть старого пути, соединявшего две соседние долины.  Вполне возможно, что именно здесь проходили через хребет торговые караваны в древности.
    Полка новой дороги, вырубленной в горе, видна слева вверху кадра




18.



    В 12:15 мы достигаем днища долины, теряя в высоте сразу 800 метров. Внизу небольшое горное селение и огороженная база дорожных строителей, похожая на какой-то дом отдыха. Вокруг нет ни единого дерева, а за забором насажены тополя..

19. Горное селение. Мама с дочкой поднимаются от речки, куда ходили по воду


    Располагаемся на обед под забором «дома отдыха». Немного воды выпрашиваем у местных крестьян, остальную фильтруем из коричневой реки.

20.



    14:20. Мы закончили обед и теперь едем дальше. Наступает жара, дорога отвратительная. Велосипеды трясутся и бешено скачут по этой «стиральной доске». Трасса устремляется вверх по долине, вдоль реки.

21.



    На редких, подходящих для земледелия клочках земли по берегам трудятся люди. Крестьяне пашут землю, используя в качестве тягловой силы верблюдов.

22.



    Проезжаем мимо воинской части. Водитель Чен заранее поджидает нас и предупреждает, чтобы никто не вынимал фотоаппарат.

    На 133-м километровом столбике (32 км от места нашей последней ночевки) жуткая гребенка прекращается. Велосипед выкатывается на асфальтовое покрытие и впечатление такое, будто я потерял слух. Грохот исчезает, а вместо него слышен тихий шелест покрышек.


    Далее трасса перебирается по мосту на левый берег и продолжает взбираться вверх по ущелью, которое все сильнее и сильнее сужается.

23.


24.


    Река имеет цвет какао, но Чен знает место, где у берега бьет родник (на 42 км от ночевки), и мы, наконец, наполняем чистейшей водой наши совсем уж опустевшие бурдюки.

25. Время - около 18 часов. Поля перед деревней Кудо. Крестьяне пашут землю



    Примерно в 18:30 мы въезжаем в селение Кудо (другой вариант произношения: Ку-Ди). Кудо – ключевой, очень важный пункт, точнее, рубеж на пути нашей экспедиции. Это практически последний стационарный поселок, а за ним впереди – основной хребет Кунь-Луня, – совершенно дикие места, и проезд туда строго контролируется китайскими военными. Блок-пост находится в конце деревни. Мы хорошо знаем о его существовании, но пока еще не подозреваем, насколько это сложное препятствие для путешественников.

    В деревне можно купить лепешки и овощи, а вот с бензином здесь все плохо. А он нам нужен для горелок. С трудом находим продавца, торгующего топливом на разлив из канистры. Бензин подозрительно маслянистый, но другого нет.



Тысяча и один километр
    Блок-пост возник перед нами ровно на 1000-ом километре от Лунтая. Пропускной пункт стоит на входе в узкое ущелье, миновать его никак невозможно. Заграждения из колючей проволоки спускаются с крутых скалистых склонов до самой реки, и даже само русло перегорожено. На дороге устроен «шлюз» наподобие международного пограничного перехода с двумя шлагбаумами и «нейтральной зоной» между ними. Каждый автомобиль и каждый человек обязан пройти здесь процедуру паспортной проверки и таможенного досмотра.

    Мы подъехали к переходу и стали в сотне метров перед «комендатурой». Наш сопровождающий с документами пошел внутрь.
    Однако, что-то не заладилось. Чен несколько раз выходил на улицу с огорченным видом и звонил нашим покровителям. Только через полтора часа дошло дело до наших паспортов. Их собрали, унесли, а мы опять надолго застыли в ожидании.

    Наконец, начался собственно «шмон». Несколько военных вышли на досмотр и очень тщательно принялись исследовать наш багаж. Вывернули абсолютно все карманы велосипедных сумок и рюкзаков, действуя при этом, надо сказать, вежливо и учтиво. Искали они, прежде всего, конечно же, «разведывательную» аппаратуру, в частности GPS-навигаторы. Надо признаться, что разных устройствс GPS-модулем у нас имелось несколько штук, однако, пока прибор выключен, выяснить, на что он способен нельзя.
    – Что это такое? – Спрашивал офицер Сергея Якунина, тыча пальцем в его навигатор с экраном размером в пол-ладони.
    –Мьюзик-плейер. – Не моргнув, отвечал Серега. И это была правда. Наполовину. На вторую половину – это был очень хороший навигатор.
    – Включите, плиз.
    – Ай кэннот. Но бэтари! – Не работает, короче. И тут Серега тоже не врал. Просто он очень предусмотрительно не стал подзаряжать прибор накануне проверки.

    Все было ОК, пока не залезли в «велоштаны» к Артёму. (Велоштаны – это велосипедный рюкзак специальной конструкции, кто не знает). На извлеченном откуда-то с самого дна рюкзака аксессуаре было крупно и отчетливо написано: «GPS». Это был модуль – приемник для подключения через ноутбук. Китайцы очень заинтересовались странной штуковиной.
    – Это что такое? Зачем?
    – Да, черт ее знает! Херня какая-то завалялась. – Артем сделал удивленное лицо.– Кажется, зарядное устройство для фонарика.
    – Как включить?
    – Да мы, чёта,  и сами не знаем как! – Типа пробовали фонарик заряжать, – не получается.
Китайцы покрутили модуль в руках, посовещались, отдали обратно Теме. Типа поверили.
    Потом нам вернули паспорта. Мы выдохнули и приготовились пересекать границу. Типа пронесло. На часах, правда, было уже 21 час и начинало смеркаться, но нам бы хватило отъехать на пару километров от аула, и там бы мы заночевали.

    Однако, китайцы шлагбаум не подняли, а стали вдруг заботливыми и гостеприимными.
    – Нет, нет, не надо ехать, оставайтесь до утра! – Радушно предложил китайский офицер.– Дорога опасная: дальше очень узкое ущелье, стать негде, а через час уже стемнеет. Вам будет очень неудобно. Ночуйте в деревне, завтра продолжите свой маршрут. А мы вам сейчас подыщем место для ночлега.

    Шлагбаум оставался опущенным, возражать смысла не было, мы развернулись и поехали назад в село.
    Для нас открыли школьные ворота и запустили в дворик, одновременно являющийся спортивной площадкой. Повсюду была липкая грязь и дождевые лужи, но с одного края нашелся небольшой сухой клочок земли, куда поставить палатки.
   
    Дежурные взялись за ужин.
    Мне нужно было менять цепь на велосипеде, но я не мог заняться делом, потому что дворик заполнился любопытными местными – детьми и взрослыми, – которые и носами, и руками уже чуть ли ни с головой залезли в наши рюкзаки и котелки. Скоро стемнело, стало трудно контролировать свои вещи.
    Тогда мы попросили всех «в сад», вытеснили зевак за ворота и навесили свой велосипедный замок. Все, цирк закрыт!
    Спокойствие, впрочем, сохранялось не долго, – четверть часа. Факт, что какие-то инородцы сами себя заперли в клетке и без разрешения закрыли вход на «русское шоу», возмутил директора школы. Он возник у ворот и потребовал от нас немедленно убраться с территории учебного заведения: «Иностранцам здесь находиться непозволительно! Это – школа!».
    – Так что, даже и чаю не попьем!? Дайте хотя бы поужинать! – У нас только-только сварилась еда.
    – Так и не попьете!

    Мы вызвали нашего Чена на подмогу, но китайский учитель-патриот не желал ничего слушать и настаивал на своем: «Немедленно освободить территорию школы от посторонних!».
    Мы начали подгребать вещи в кучу и вытаскивать из земли колышки от палаток. Чен тем временем старался уладить конфликт и не прекращал кому-то звонить. В конце концов, переговоры по телефону каких-то людей здесь, в Кудо с какими-то людьми в Кашгаре сделали свое дело и нас оставили в покое до утра. В половине восьмого мы пообещали очистить школьные владения. А в восемь начинал работать чек-пост.
     Последним условием упрямого директора было – повесить их собственный, китайский замок на ворота.

    Из-за нервного потрясения пришлось купить и тут же за ужином выпить бутылку водки за 20 юаней. Нас заперли теперь снаружи.


Т – 60,3 км
t – 5:51
t общ- 66:05 час
A – 10,3км\час
М – 51,8 км\час
D – 1001 км         Высота ночевки: 2900 м


Продолжение. Часть17

Содержание Отчета
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута
Такла-Макан. 5-й день маршрута
Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
Оазисы. 8-й день маршрута
Ечен. 9-й день маршрута
Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута
Tags: Путешествия, Такламакан-Тибет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →