lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

Глава пятая

ХРЕБЕТ КУНЬ-ЛУНЬ И РАЙОН АКСАЙ-ЧИН
Третий этап экспедиции

14 апреля. Десятый день маршрута

В 8:15 мы уже на маршруте. Легкий встречный ветер. Асфальт. Первые несколько километров – затяжной спуск, но, похоже, на сегодня он первый и последний. Город Еченг был крайней западной точкой на маршруте нашей экспедиции. Отсюда мы повернули на 90 градусов и теперь движемся почти строго на юг, с каждым километром приближаясь к подножию Кунь-Луня. Этот великий хребет резко и высоко вздымается над пустыней Такла-Макан.

За спуском трасса начинает плавно подниматься, и на следующем 10-километровом мы набираем 100 метров высоты. Гор впереди не видно. Видимость очень плохая, примерно 350 метров, но местами удается разглядеть реку внизу и догадаться, что дорога зашла в ущелье и мы движемся по его левому борту вдоль обрывистых стен, сложенных крупновалунными конгломератами.

Солнце едва-едва просвечивает сквозь мглу. Растягиваться в колонне и отставать в таком сумраке совсем не хочется. Смог такой, что не знаешь чего ожидать, какой ужас может выплыть из мрака в следующую минуту.
    И вот, через несколько километров перед нами возникает такая «картина маслом». Вернее, она возникает перед глазами полицейского, движущегося нам навстречу.

Картина маслом «Видение»: Одинокий жандарм расслабленно едет в Еченг за рулем легковушки. Неожиданно перед ним из ничего, прямо-таки из ниоткуда вырастает целый отряд фантомов абсолютно не китайского облика. У полицейского брови уползают под фуражку, а узкие глаза расширяются так, как если бы мы ехали не на велосипедах, а, скажем, верхом на жирафах. Офицер входит в ступор, непроизвольно прижимает тормоз, замедляется, но в смятении проезжает мимо и растворяется в пыльном тумане. Однако через пару минут китаец возвращается, желая убедиться, что уведенное им не было галлюцинацией. Он обгоняет нашу колонну, снова разворачивается нам навстречу, ставит машину у обочины, и ждет новое видение. Мы проплываем мимо, а полицейский с телефоном возле уха пересчитывает «призраков» и докладывает «наверх»: «Десять нелюдей самопроизвольно колесят по запретной дороге № 219 в сторону гор!».

Из-за пыльной завесы трудно понять, какой ландшафт нас окружает. Мы можем оценить местность лишь в радиусе 300 – 400 метров, и каждый раз обнаруживаем себя в плоской песчаной пустыне, где кроме орлов – нас, заезжих, да пернатых залетных, сидящих на дорожных столбиках, – ничего живого нет.

2. У Иваныча снова проблема с подшибником

Но вот в поле зрения попадает пара унылых верблюдов. Они как призраки просвечивают сквозь толщу пыли. Диких верблюдов не бывает, значит, где-то поблизости, в стороне от дороги живут люди. Но нам ничего не видно через «твердый» воздух.

3. Два горбатых "фантома"

Далеко ли до начала подъема тоже не понятно. Уклон дороги пока что незначительный; через 30 км от места ночевки (50 км от Еченга), высота достигает 1815 м над уровнем моря. А ветер между тем становится более ощутимым.

На интервале между 53-м и 64-м километрами (от Еченга) дорога пересекает локальный обитаемый оазис. Вначале вдоль дороги появляются деревья, небольшие возделанные поля. Потом - редкие жилые саманные постройки, скромные фруктовые сады.

6. Поля чередуются с бесплодными участками. Вторых больше

Наконец, на 62-м километре начинается поселок Арал. Мы останавливаемся на центральной проезжей дороге возле торговых лавок.

От этой главной улицы отходят узкие проулки к жилому «сектору», плотно застроенному традиционными глиняными домиками с плоскими крышами.

Арал – достаточно большой аул. Тут даже есть школа. Население – в основном уйгуры, но живут также кыргызы.
    Параллельно дороге, но с тыльной стороны торгового ряда лавок бежит мутный арык, в котором среди мусора купаются домашние гуси.

Нам захотелось купить изюм (это отличный перекус в дороге), но его не было ни в одной лавке, и мы обратились за помощью к местным: «Кишмиш надо! Где кишмиш?». Аксакалы сперва не могли понять вопроса, потом один сообразил: «А-а-а, ишь-мишь? Турфан ишь-мишь?», – и указал на какой-то сарайчик. Главное, мы и стояли-то все время рядом с неприметной дверью фруктового «ларька».

13. Вот такая фруктовая лавка

14. Продавцы кишмиша, кураги, урюка...

15. Какие прекрасные люди!

16. А это - "сочувствующие" зрители:

К полудню припекло солнце, и ветер стих, а примерно в час дня задул с новой страшной силой, но теперь, к счастью, уже в попутном направлении. Мы проехали еще 8 км за поселок и в 13:50 остановились на обед, укрывшись за стенами кирпичного загона для скота. От Еченга мы находились сейчас в 70-ти километрах, а высота местности выросла до 2075м.

18. Загон для скота. Чего-то там они делают с животными. Внутри какие-то колодцы с загнившей водой на дне.

Через два часа мы возобновили движение, и ветер теперь стал нам помощником.

19. После загона для скота, где мы обедали, попалось еще несколько жилых строений. Вроде, как "хутор" поодаль от основного аула...

20. ... а дальше пошли безлюдные места

Дорога заходит в ущелье Юлагар, пролегает на огромной высоте по отвесному борту каньона, карабкаясь все выше и выше. Глубоко внизу на дне пропасти бьют штольню. Туда от основной трассы спускается дорога, по которой тяжелые самосвалы вывозят наверх породу из горной выработки.

21. Вид с моста через узкий боковой каньон, впадающий в основное ущелье. Внизу видна техника возле горной выработки

22. Это то же место у моста - боковой каньон. Что написано на стеле. я не знаю. Может, кто поможет перевести?

На высоте 2500 м, в 92-х километрах от Еченга узкое ущелье выходит в широкую верхнюю долину, и тут асфальтовое покрытие заканчивается. Через несколько километров въезжаем в уйгурскую деревню. Вечереет.

25. В начале деревни, - огороженное изящным глиняным забором, пастбище

Местные жители дружелюбны, не прячутся от объектива и тут же просят фотографии.

Воздух плотный и непрозрачный. Белый диск солнца спустился к самым горам, и на наших глазах скрывается за изрезанным гребнем.

Педали крутим с большим трудом, уже из последних сил. Надо дотерпеть, проехать до конца села, за ним, как сказал Чен, есть подходящее место для лагеря.

33. Еще несколько секунд, и солнце исчезнет...

В километре от края деревни на площадке у сухого арыка, наконец, слезаем с велосипедов и начинаем ставить лагерь.
Тяжело набрасывая на дуги палаточный тент, Андрей Шаманский подводит итог дня: «Ни**я себе денек,– вот это я устал!». Все устали, чего уж говорить. Тем не менее, Жека и Амид с Антоном не ленятся и дружно режут целую гору овощного салата к ужину. Большой посуды у нас нет, но Жека приспособился перемешивать салат в полиэтиленовом пакете.

Воды в округе нет, но вдруг неожиданно арык наполняется коричневым грязным потоком: где-то наверху открыли шлюз для полива. Вода, однако, темно-коричневая, в ней даже ноги мыть страшно. Дров тоже – ноль, но нам и не надо. Вообще, теперь в нашем распоряжении газовая плита и большой баллон! (Их везет для нас Чен в джипе, и эта штука входит в стоимость услуги нашего сопровождения).

Т – 88,7 км

Продолжение. Часть 16

Содержание Отчета
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута
Такла-Макан. 5-й день маршрута
Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута