lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Часть 12

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции



11 апреля. Седьмой день маршрута

    Поспать долго не вышло. Первым поднялся бодрый Серега, объявил подъем. За ним – такой же жизнерадостный Иваныч.  К 9 часам вылезли и все остальные. В палатке ночью было душновато, а снаружи оказалось очень свежо, даже зябко. Над полями повисло марево, похожее на туман, но это был не совсем туман, а плотный воздух, насыщенный влагой и микроскопической пылью. Мы стояли на совершенно открытом месте, и все, кто проезжал по трассе, глазели на нас из автомобилей, тракторов, мотоциклетных такси-грузовичков, телег и маленьких двухколесных повозок, запряженных осликом или лошадкой….


1. Вот таким место ночевки мы увидели утром

    Мы стартовали в 10:15 и ехали, наслаждаясь шикарной дорогой и местными красотами. К этому времени солнце стало уже припекать, и с каждым часом все сильнее.

    Дорога идет по плотно населенной сельской местности, и на протяжении 20-25 километров тянется практически непрерывная деревня из глинобитных домов, цветущих садов, тенистых дворов с красивыми глухими воротами. Это – истинный оазис, здесь много деревьев. Узкие улочки, ответвляющиеся от главной трассы вглубь селений, – тенистые тополевые аллеи.


2.



    Через деревню текут небольшие быстрые реки, сбегающие с гор Кунь-Луня, и дорога часто пересекает их русла. В одних ручьях вода мутная, в других - прозрачная. Немало и сухих русел.
    На одном из мостиков мы остановились, и стали прицеливаться, где можно спуститься в воде и искупаться.


3. В этом русле вода прозрачная и жутко манящая


    Очень захотелось смыть с себя дорожную пыль. Но, не тут-то было. Мы встретили молчаливое, но вооруженное сопротивление властей.
    Не успели мы присмотреться, как откуда-то снизу, как «двое из ларца» возникли два бойца китайской армии с автоматами. Дальше оказалось, что каждую канаву, даже безводную, караулят один-два солдата.
    Известно, что политическая обстановка в Синьцзяне едва ли не хуже, чем в Тибете. Уйгуры не желают смиряться с тем, что Китай лишил их государственности. Периодически происходят теракты. Крупное столкновение уйгурского населения с властями случилось в Урумчи в 2009 году. Тогда погибло около 100 человек. Посты на мостах – признак того, что ситуация остается напряженной и сегодня.


4. Пришлось ехать дальше...


5. ...а мы, между прочим, давно уже не мылись, и пропотели, как те кони, которым тут нельзя ездить


    Сочная среднеазиатская экзотика здесь буквально на каждом шагу. Кажется, даже воздух пропитан духом древнего Туркестана. Это очень самобытный мир в каждом своем проявлении, но прежде всего, конечно, примечательны сами люди. Тут нет не интересных лиц: от годовалых младенцев до почерневших морщинистых старцев. Хочется запечатлеть каждого из них.

6. Андрей Шаманский и Серега Якунин (с видеокамерой)


    Вот в болотистой низине иссохший бородатый дед в папахе пасет гурт овец. Строгий муж с женой куда-то быстро шагают с озабоченным видом. А вот беззаботная пестрая малышня выстроилась на обочине. Проезжаем мимо семейства на ослиной повозке. Спустило колесо и молодая женщина накачивает его большим велосипедным насосом. Останавливаемся передохнуть, и наблюдаем, как хозяин дома картинно входит к себе во двор через резные ворота, а в это время по дороге не спеша ведет ослика, груженного кукурузной соломой уйгурка с закрытым лицом. На противоположной стороне улицы метут длинными юбками пыльный асфальт две женщины с ребенком.

7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14. Колесо спустило


    Особый колорит придают пейзажу множество повозок, в которые чаще всего впряжены ослики и мулы. Чего только на этих повозках не везут: и кирпичи, и какие-то мешки, и телят и других домашних животных, и обтесанные тополевые жерди и бревна ну и, конечно, просто пассажиров – целые группы женщин в платках с закрытыми лицами и длиннобородых смуглых стариков.

15.


16.


    Очень эффектное зрелище, когда ослик тащит крошечную тележку с несколькими шестиметровыми бревнами. Сразу возникает ассоциация с российскими лесными грабителями, ворующих из леса по одному бревну на переделанной мотоциклетной коляске.

17. Две повозки со стволами тополей тянут маленькие ослики

   
Тополь наряду с глиной и кирпичом – это главный строительный материал, и его специально выращивают на плантациях. Каждый клочок земли для чего-нибудь, да используется. Пустырей нет. Тополевые посадки встречаются повсюду вдоль дороги. Для них в грунте выкапывают неглубокую корытообразную выемку, или делают земляной бруствер, чтобы задержать воду, и в этот «огород» густо насаживают высокие черенки без листьев и ветвей. Молодая посадка выглядит как прямоугольная земляная ванна, равномерно утыканная палками. Ясно, что чем чаще втыкать, тем больше поместится. Но, теснота нужна и для того, чтобы деревья не ветвились, а тянулись вверх, состязаясь между собой в росте. И на каждой тычине прицеплена бирка, как на участнике спортивных соревнований.

18. Справа - плантация. Молодые посадки, как натыканные в землю жерди, и взрослые деревья. На каждом стволе особая номерная бирка.


19. "Лесосклад"


20. Работник очищает бревна от коры серпом



    Чем дальше, тем повозок становилось больше, они выезжали на трассу с примыкающих улиц и проулков. Такое впечатление, что весь народ направлялся на какую-то ярмарку. Правда, все ехали в разные стороны. В наших деревнях подобное оживление даже и представить себе невозможно.

21.


22. Э-эх, плохой хозяин не жалеет лошадку!


    Километров через тридцать от города качество дороги стало ухудшаться, асфальт покрылся дырами, а затем и вовсе исчез. Мы поехали по пыльной и раздолбанной каменистой грунтовке. Иссяк поток людей и повозок. Оазис закончился, и мы вновь оказались в песчано-каменистой пустыне, напомнившей нам монгольскую Гоби.
    Где-то на окраине оазиса мы по мосту пересекли реку, и этот мост никем уже не охранялся. Сергей высказал предположение, что все же солдаты под мостами были выставлены из-за кортежа, который еще рано утром мы видели на дороге. А может быть, такие посты ставят в день воскресной молитвы – сегодня как раз воскресенье. Как бы там ни было, мы не замедлили воспользоваться потерей бдительности китайской армии и спустились к воде.


23. "Ахтунг!" А в это время мимо проходила скромная уйгурская девушка...



   Мутная река глубиной сантиметров тридцать не вызывает поэтических восторгов. Так же, как и пыльные кусты тальника, кое-где густо растущие по берегам. Но, относительно остального удручающего пустынного пейзажа эти заросли выполняют функцию местного «Парка Культуры и Отдыха». Не каждый художник тут вдохновится, тем не менее, вот новая картина маслом:

    Картина маслом «Тальник – территория любви»: Нестерпимо знойный полдень далеко за окраиной деревни. Местность, напоминающая карьер по добыче гравия, сквозь который протекает скудный ручей. На пыльной обочине десять немытых мужиков снимают с себя последние трусы. Мимо них, по направлению к кустам, не поднимая глаз, скромно дефилирует уйгурская девушка. На приличном расстоянии (как бы случайно) за ней следует парень. Удалившись от дороги метров на двести, две фигуры соединяются и дальше идут, взявшись за ручки. Вскоре они скрываются в тальнике, и что там происходит, в зарослях – не видно, но можно предположить…..
    – В рабочий полдень уйгурский юноша увел долбить свою подружку тайком от ее родителей, – объяснил содержание картины Игорь. – А где же еще местной молодежи устраивать свидания!? – Добавил Доктор со знанием дела.


    Мы моемся в речке, распластавшись на дне как крокодилы, стираем кое-что, привязываем мокрые вещи сушить поверх рюкзаков и едем дальше. Оазис заканчивается и заканчивается дорога. На отдельных интервалах лежит неровный разбитый асфальт, но в основном дорога это – гравийка через каменисто- песчаную пустыню.


24. Свежей пылью покрылись мы после после купания очень быстро. Оазис закончился, вновь началась мертвая безводная местность


    В воздухе висит плотное пыльное марево, сквозь которое на юге едва проглядывают холмистые предгорья. К северу уходит бескрайняя равнина с локальными грядами песков. Высота трассы над уровнем моря плавно колеблется в районе 1500 м.

    Через 41 км после ночевки в 14:35 мы стали на обед возле мощной стремительной речки, закованной в высокие бетонные берега, и тронулись дальше только в 16:20.


25.


    Пока варили чай, пыльная мгла совсем укутала небо. Западный ветер, начавшийся еще до полудня, усилился и превратился в пыльную бурю.

26. За рекой ландшафт стала еще суровей, а пустынный ветер совсем озверел


27. По-своему экзотично, не правда ли!?


Чтобы противостоять урагану мы выстроились в колонну и поехали «паровозиком», периодически меняя «локомотив» .

28. "Паровозик"


29.


    Однако последний «вагончик» с Игорем все время «буксовал» и тормозил весь «состав». «Начальник поезда» – он же Директор Похода – обнаружил, что тормозные колодки на заднем колесе велосипеда Игоря забились пылью и подклинивают, а «Путевой обходчик» – Иваныч – устранил неисправность. Но это не решило проблему. До половины девятого вечера наш «паровозик» пыхтел и продвигался вперед очень медленно.

30.


   Начало уже смеркаться, когда вдруг возле нас затормозил джип и два китайца, восхищенные безумными велосипедистами, стали одаривать нас бутылками с водой и разными овощами, которые они везли в кузовке.

31.


32.


    До населенного пункта, куда мы планировали доехать сегодня, оставалось еще 10 километров, но набрав подарков, мы решили ночевать посреди пустыни.
    Мы свернули к обочине, отъехали метров на четыреста, пересекли полотно новой строящейся трассы, параллельной нашей дороге, и на открытом месте (а, другого и не было) начали ставить лагерь.


33. Уходим от дороги вглубь пустоты


34. Вот она - пустота:


    Палатки уже стояли, а Женя с помощниками успел нарубить салат из капусты, когда мы увидели джип, решительно направляющийся к нам.

35.


    Из машины вышли двое: один в штатском, другой в дорогом в спортивном костюме, и попросили наши документы. На встречную просьбу первый показал полицейский жетон. «Спортсмен» сказал, что он сотрудник дорожной компании. Разговаривал с нами в основном «спортсмен». Он смотрел паспорта, задавал вопросы, потом сказал:
    - Вам нужно прямо сейчас уехать отсюда. Тут нельзя!
    - Это почему же еще!?
Общаться было крайне тяжело, Сергей Якунин долго, в несколько приемов вел переговоры через толмача, с которым по сотовому телефону соединил его «дорожный сотрудник». Переговоры шли в несколько этапов: после каждой серии диалогов мы получали требование свернуть лагерь, но находили новые аргументы, чтобы остаться и «спортсмен» вновь звонил переводчику. Смысл был такой:
    - Здесь нельзя стоять. Типа строится дорога, и типа будут взрывные работы.
    - Мы тут лишь до утра, с рассветом уедем.
    - Тут поблизости деревня, вам лучше ночевать в гостинице.
    - Мы не можем ехать – это опасно. Очень темно, на дороге грузовики.
    - Тут близко.
    - Мы очень устали, ехали весь день, встречный ветер.
    - Тут недалеко. Надо уехать.
    - У нас больной человек. Он не способен ехать.
    - Тут совсем рядом.
    - Мы не можем никуда ехать. Если хотите, подайте нам автобус.
    В начале спора я вытащил фотоаппарат и сделал пару кадров. Вообще-то нас предупреждали о запрете снимать военных и полицейских, но перед нами ведь был «сотрудник дорожной компании». Не успел я третий раз щелкнуть затвором, как «сотрудник» прервал переговоры и вежливо попросил сначала показать, потом удалить файлы, и снова показать, что вышло.
    В конце концов, было принято решение оставить нас в покое до утра. Но прежде чем пожать руки, китайцы долго и тщательно переписывали данные наших паспортов и виз.


36.




Т – 78 км
t –
t общ.- 41:54
A – 10км\час
М – 16,8 км\час
D – 668 км


Продолжение. Часть 13

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута
Такла-Макан. 5-й день маршрута
Окончание этапа «Такла-Макана». Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута

Tags: Путешествия, Такламакан-Тибет
Subscribe

Posts from This Journal “Такламакан-Тибет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →