lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 10

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

Предыдущие части:
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута

Продолжение, часть 10

9 апреля 2010г. Пятый день маршрута

Песчаная буря
    В час ночи внезапный порыв ветра резко дернул палатку. После первого рывка последовала еще серия, и налетела песчаная буря. Наш походный дом стало трясти, трепать и кренить то в одну, то в другую стороны. Звук при этом слышался такой, будто палатку обрабатывают пескоструйным агрегатом. Дуги сгибались, палатку плющило к земле, в темноте я чувствовал, как матерчатая «плащаница» накрывает мое лицо. Песок сыпался отовсюду, и было впечатление, что ветер дует одновременно со всех четырех сторон света, хотя на самом деле буря пришла с юга. Мы застегнули все входы, но это мало помогло, только внутри палатки стало очень душно и трудно дышать пыльным воздухом, точнее – песчано-воздушной смесью.
    Только к рассвету пустынный шторм обессилел, и немного утих. Горячий южный ветер продолжал мести песок, но уже без фанатизма. В шесть часов мы открыли глаза, и увидели то, что и должны были увидеть - песок был повсюду: внутри спальников, в карманах одежды, в волосах…. На улице все вещи оказались заметены и присыпаны, обувь полна песка, фото штатив, который я оставил разобранным, повалило ветром на землю.  Стекло велокомпьютера будто потерли наждачкой, а монетка переключателя скоростей на руле, забившись песком, перестала работать.
    О фотографировании не могло быть и речи. Густой слой пыли завис над землей и скрыл собою всю вчерашнюю перспективу. Мутный занавес полностью загасил солнце, а когда оно все же проявилось в пыльном небе, то вид имело очень бледный. Вот оно – белое солнце пустыни.


1. После песчаной бури воздух над пустыней не пропускает солнечные лучи, хотя небо безоблачное


У пустыни есть начало, у пустыни нет конца
    В 8:20 мы продолжили свой путь на юго-запад по асфальтированной ниточке жизни, разрезающей громадное, враждебное всему живому пространство, заполненное лишь пылью и песком. Ветер разогнал с неба все облака, но солнечные лучи все равно не могли пробиться к земле сквозь толщу пыльной взвеси. Поэтому с утра
даже ощущалась какая-то легкая свежесть.
    В южном направлении высота пустыни над уровнем моря продолжает плавно расти, а мощь чудовищной песочницы постепенно ослабевает.
    Через 35-40 км от места ночевки ландшафт местности изменился: барханные поля «сморщились», дюны измельчали. Дорога заметно выпрямилась, подъемы и спуски стали пологими.
    Среди песков повылезало множество земляных бугров, поросших деревьями и кустами.


2. Странные, на первый взгляд, бугры среди песков образуются благодаря растительности. Корни дерева скрепляют грунт в комок. Окружающий песок выдувается ветром, кочка остается и постепенно вырастает до высоты 2-3 метра


3.



     Появились среди барханов и своеобразные такыры – выходы на поверхность горизонтально залегающих пластов серых глин.


4.


5. Когда-то Такла-Макан был дном огромного водоема, в котором накапливалась толща песка с прослоями глины


   К полудню жара все же одолела, а еще обострилась проблема «пятой точки». Как известно, при езде велосипедист соприкасается с велосипедом в пяти местах. При этом руки и ноги не так подвержены истиранию, как пятая точка – датчик велосипедной усталости. Этот биологический прибор особенно сильно начинает зашкаливать на жаре. Он становится красным, иногда прыщавым, и требует постоянной смазки и проветривания. Благо, что трасса совсем безлюдная и можно подолгу бесстыдствовать со спущенными штанами прямо посреди дороги, вентилируя место максимального износа организма.

    К часу дня, когда воздух нагрелся до 29С, мы намотали на спидометр уже 60 километров, и решили, что пора обедать и пережидать жару. Привязав тент к пыльным кустам, мы попытались укрыться под ним от жгучего солнца, однако места в тени всем не хватило.

   К 15 часам воздух над пустыней раскалился еще сильнее, и Такла-Макан превратился в адскую жаровню, но нужно было двигаться дальше. И мы поехали…

    За следующие два с половиной часа мы отмотали еще 30 км.


6.


7. Серега Якунин (впереди) и Игорь Золотарев



   Отставание от планового графика движения составило уже минимум полтора дня. У нас иссякли запасы воды, набранной еще в Лунтае. Пришлось пополнить опустевшие бурдюки на одной из насосных станций. В 17:20 сделали большой привал, чтобы сварить морс (из сублимированных продуктов) и восстановиться. А затем до 21 часа продвинулись вперед еще на 30 км.

    Высота местности продолжала расти и достигала уже 1300 метров над уровнем моря.
Стали попадаться глинистые участки, и временами казалось, что мощь песков ослабевает и близка окраина Такла-Макана. Однако неизменно, всякий раз солончаки вновь сменялись барханными полями, теснившими дорогу, и становилось очевидным, что рано пока еще прощаться с пустыней.

    Уже начало смеркаться, когда из барханов мы вдруг резко выскочили на пыльную серо-коричневую равнину. Резко оборвалась и ирригационная система, и тут мы решили, что всё – песков больше не будет!


8. Наверное, вот так и выглядят пришельцы из космоса... Кин-Дза-Дза какая-то... Это - наш Иваныч


9. Шаман (слева), Амид и Иваныч (позади) думают, что пустыня в этом месте закончилась. Мы все так думаем, Но, не тут-то было!


    Однако обширный солончак простерся лишь на несколько километров, а за ним вновь вернулась знакомая картина – с песками, посадками и поливочными шлангами.
    В 21 час мы перебрались через лесополосу на чистый песок и поставили лагерь у подножия барханов рядом с наполовину засыпанными тростниковыми заборами.


Т – 111,5 км
t – 6: 42
A – 16,7км\час
М – 58.6 км\час
D – 498 км
Высота ночевки – 1350 м над у.м.



Продолжение. Часть 11

Начало здесь


Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута
Такла-Макан. 4-й день маршрута



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →