lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Categories:

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 9

Начало здесь

8 апреля 2010г. Четвертый день маршрута
    Новый день начался для меня и Шамана в темноте. Мы с ним сегодня – дежурные.
Как только стало светать, все снова взялись за фото и видео камеры.


1.


2.



Вскоре над барханами всплыло солнце, поразительно похожее на вчерашнюю полную луну, только жаркое. Пока оно не взошло, было очень даже свежо – всего лишь +1 С.
3.


4.



   В 7:50 мы уже собрали лагерь, но не спешили уезжать, а продолжили съемки. Творческому процессу содействовало прозрачное тихое утро с замечательным мягким светом.

5.


     Задуло с юга ровно в 9 часов, как по заказу, лишь только мы тронулись в путь. Ветер быстро окреп и стал подметать барханы. По их гребням затанцевали маленькие вихри, а с от верхушек протянулись песчаные флаги. Воздух моментально насытился пылью и тут же потерял прозрачность.

6.



    Что-то изменилось в пустынном облике Такла-Макана. Примерно на 335 км (от Лунтая) на восток и на запад от основной трассы ответвились два новеньких асфальтированных шоссе. Далее на отрезке в несколько километров мы встретили еще два или три аналогичных ответвлений, уходящих куда-то «в никуда». Асфальт лежит совсем свежий, и сами дороги явно построены совсем недавно (во всяком случае, на снимках из космоса в Google на тот момент их еще не было). Вообще тут было довольно оживленно: рабочие волокли какую-то арматуру, заметно прибавилось грузовиков, появилась и дорожная техника.

7. Таскать арматуру!? В такую жару!!!? По пустыне!!? Ну-у..., это точно - китайские рабочие!



    В стороне от трассы виднелся немаленький карьер. Я рассмотрел через телеобъектив, что коренные грунты залегают не глубже 10- 15 метров от подножия барханов.
     С новенькой боковой дороги медленно выехал на трассу и пошел на юг караван из нескольких больших автомобильных танкеров (по-нашему – бензовозов). Наверняка китайцы здесь в пустынечто-то нашли, добывают и вывозят. И это «что-то» – очевидно нефть, а может быть плюс еще и природный газ.
     И тогда все становится на свои места. Строительство дороги компанией PetroChina, и ее содержание – это вовсе не политическая причуда компартии Китая озеленить пустыню, не акция благотворительности уйгурским крестьянам, чтобы спрямить им путь между южными и северными оазисами, и не демонстрация силы мировому сообществу. Такой смелый вызов природе – это единственный способ добраться до подземных кладовых Такла-Макана.Есть информация, что эта дорога – самая дорогостоящая в мире, цена строительства за километр (с учетом затрат на защиту от песков) составила в среднем $14 млн.
     Крупное Таримское месторождение нефти в самом сердце пустыни китайцы начали эксплуатировать с 1989 года, а дорога построена в конце 90-х. Совсем недавно, наверное, год назад китайцы проложили еще один более современный хайвэй через Такла-Макан. Он также пересекает пустыню с севера на юг, но западнее, в более узком ее месте вдоль р.Керия. Трасса еще даже не нанесена на карты, но на снимках из космоса видно, что и она защищена искусственно насаженными лесополосами. Возможно, западные отвороты от нашей дороги S 165 в итоге соединятся с новым хайвэем.



Планета Плюк в галактике Кин-дза-дза
     В 11 часов мы доехали до 345-го километра, где трасса раздваивается. Одна дорога – основная – идет дальше на юг (именно по ней согласно первоначальному плану мы должны были приблизиться к Кунь-Луню). Другое шоссе уходит к юго-западу. Это – наше направление. Вдоль дороги в одну линию выстроена дюжина построек, и в конце ряда – бензозаправочная станция. Тут есть две-три торговые лавки, а вообще, судя по всему, здесь база дорожников или нефтяников. Этот крошечный, затерянный среди барханов пункт цивилизации имеет собственное имя – Тазхонг. Но больше бы ему подошло название «Плюк».


8.


9.



Мы въехали в эту «Кин-дза-дзу» и гармонично в нее вписались своим «чатланским» видом

10. Пацак Андрюха-Шаман



11.Пацак Игорь- Лекарь



     Пройти мимо "сельмага" мы никак не могли. Больше всего хотелось купить каких-нибудь химреактивов типа фанты и кока-колы.

12. Кислоту под названием «Coca-Cola» пить не безопасно. Поэтому полощем ею рот, глотать боимся



   В 12:15 мы продолжили путь. Наша дорога после развилки стала реально пустынной. Высоковольтная ЛЭП и строящийся трубопровод последовали за основной трассой, количество машин сократилось почти до нуля, ирригационная система и посадки продолжились, но вместо обслуживаемых водонасосных скважин пошли автоматические. Мы сразу с тревогой обратили на это внимание, сделали ревизию своих питьевых запасов и настроились на жесткую экономию. Но через несколько интервалов самодействующие «беспилотные» станции вновь сменились обитаемыми. Китайские рабочие, видимо, надежнее, чем автоматика.

13. Вокруг - сплошные пески. Жара и ветер



    Между тем, погода совсем испортилась. Стало пасмурно, воздух еще сильнее запылился. Напористый горячий встречный ветер нисколько не спасал от зноя, а только лишь отбирал силы.


14. Так зарождаются песчаные бури




    В 14 часов, проехав 56 километров, мы стали на обед.
Два часа ушло на отдых. За это время разыгралась настоящая песчаная буря.



  Ветер дул сбоку, но ехали мы очень медленно, иначе могли потерять нашего Доктора. Со скоростью 10-12 км\час мы плелись до шести вечера, и возле очередной насосной станции свернули к людям в расчете наполнить опустевшие фляжки. Работники этого ирригационного пункта по сравнению с другими как-то более заботливо ухаживали за своей территорией, и рядом с домом было даже травяные газоны. Я заметил, как из дырки одного поливочного шланга выбегает резвая струйка воды. Тогда я оперативно достал зубную щетку и бритву, умылся, потом поднял подставил голову под струю. Жирные волосы, забитые пылью и песком плохо намокали и не «отстирывались». Очень теплая, чуть солоноватая вода стекала с них, как с перьев водоплавающей птицы.
     Парни один за другим выстроились в очередь. Увидев такую нашу нужду, китаец взял другой шланг, вытащил из его торца пробку и сотворил чудо: полноценный душ в безводной пустыне!


15.


16.


     Освежившись, мы проехали еще совсем немного, и вновь стали варить чай.
    А еще после одной попытки двигаться вперед, буквально через полтора- два километра пришлось остановиться уже окончательно. Игорь не выздоравливал. За 11 часов на маршруте мы накрутили всего лишь 80 км. А за четыре дня наш фактический график не совпадал с планом уже на целую сотню км.


17. Ветер продолжал бушевать, закручивая вихри и сметая песок с гребней барханов
.



18.


19. Серега Якунин снимает песчаную бурю



     Расположились мы сразу за посадками, на возвышенном обзорном месте. С него открылся величественный вид на бескрайние пески, собранные в волнистые гряды.

20.


Ветер вдруг стих, солнце перестало палить, мы с огромным удовольствием сняли обувь и разбрелись гулять по ближайшим барханам. Песок был мелкий, очень чистый, миллионы раз за сотни тысяч лет просеянный ветрами.

     Шаман надел наушники, предупредил, что окликать его бесполезно, потому что плеер включен на максимальную громкость, и в полном блаженстве удалился в нирвану.

21.



     Стоило Андрею отойти всего лишь метров на сто от палаток, как он полностью исчез из виду за ближайшим песчаным гребнем. А таких высоких гряд просматривалось до самого горизонта столько, что и не счесть. Скользя по ним взглядом, отчетливо представилось, что станется с путником, сбившимся с дороги. Достаточно зайти в лабиринты песков метров на триста от дороги, чтобы неожиданно заблудиться. А если уйти вглубь песков на километр, да если еще вдруг ветер задует и начнется песчаная буря…,тогда шансов вернуться к людям может и вовсе не остаться. Это  почти верная погибель.

22.



    Место, которое мы выбрали для лагеря, оказалось классическим, чтобы увидеть все грозное великолепие Такла-Макана, ощутить его пугающую бесконечность и поверить жутковатому названию: «Зайди – и не выйдешь».
     Перед нами простирался безводный океан смерти, а за спиной пролегала асфальтовая дорожка жизни с защитной лесополосой. Среди кустов, и кое-где из-под дюн выглядывали куски черных мелкоячеистых сетей, прицепленных к кольям. Это – последние остатки старой «линии обороны» – ловушки для движущихся дюн. В первой попытке остановить пески китайские дорожники потерпели фиаско. За несколько лет сети вместе со столбиками, между которыми они были растянуты, засыпало почти бесследно. Но, теперь на их месте растут и прекрасно себя чувствуют заросли саксаулов, уже ожившие после зимы. Это означает, что во втором сражении с наступающими барханами победу одержали люди.


23. Черные сети внизу - это остатки заграждений от песка


     Пустыня погружалась в сумерки очень медленно, приобретая все более и более угрожающий вид. Явно не доставало хотя бы единственного солнечного луча, но,на всякий случай, я все равно фотографировал до последней возможности, хотя на самом деле больше уже рассчитывал на утреннюю съемку. Но, как говорится, надеждам не суждено было…

Т – 80,9 км
t – 5: 47
A – 14км\час
М – 40 км\час
D – 387км
Высота ночевки – 1233 м над у.м.


Продолжение. Часть 10

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
Такла-Макан. 3-й день маршрута



Tags: Путешествия, Такламакан-Тибет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →