lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 8

Начало здесь


7 апреля 2010г. Третий день маршрута

    Большое удовольствие – выйти из палатки на прохладный песок в шесть утра, когда воздух за ночь остыл до +6С, и обнаружить себя посреди пустыни в безграничном пространстве, состоящем из одних только песчаных барханов.

1.


    Мутная пелена над горизонтом посветлела, потом из нее родился болезненно-бледный солнечный диск, всплыл и повис в безоблачном небе.
    В 8 часов все были уже собраны, а через 10 минут мы тронулись в путь, стараясь проехать как можно больше до 11 часов, когда начнет припекать, а может еще и задуть...

2. Вот оно - "море песка"


3.


4.




    Трасса строящегося трубопровода размечена цветными флажками, и по ним очень удобно отслеживать направление и силу ветра. С утра и до середины дня флажки висели без движения и лишь изредка шевелились в попутном нам направлении.

5. Ветер слабый попутный


    Сегодня мы попробовали изменить график движения и ехать в более спокойном темпе, но интервалами не по 10, а по 15 километров.
    Мы заметно дальше продвинулись к центру Такла-Макана. Пустыня по сравнению со вчерашним днем стала еще суровее. Растительность за пределами лесополос исчезла окончательно, барханы стали выше, круче и стали походить на огромные песчаные горы, выстроенные цепочками. Трасса проложена таким образом, чтобы ее направление было в целом перпендикулярно простиранию барханных цепей. Если гряды изгибаются, то соответственно поворачивает и дорога. Высота местности также возросла. Теперь мы ехали на 1000 – 1070 м выше уровня моря.


6. Настоящие горы из песка...


7.


8.


9.


10. Следы жизни на песке


    К 13 часам мы успели накрутить 53 км, после чего остановились на обед и отдыхали два часа. Быстрее двигаться не получалось. Болезненная слабость одного из участников существенно влияла на скорость всей группы. Уже третий день мы не укладывались в намеченный график движения. Директор Похода начал хмурить брови.

В центре пустыни
    В воздухе висело уже привычное пыльное марево. Температура в тени поднялась до 30 С. А ведь это – только начало весны. Можно примерно представить, что бывает в этой пустыне летом. Самое страшное – когда в воздухе нет пыльной взвеси, отчасти сдерживающей солнечные лучи.
    Пока мы обедали, знойный воздух замер. Но, как только в 15 часов снова сели в седла, тут же задул южный встречный ветер. Он быстро набрал силу, а вскоре развернулся на восток и стал боковым.

    Мы проехали еще 25 км. На этом отрезке стало заметно, что высота местности продолжает расти, а также увеличились и размеры барханов. Гребни песочных хребтов выросли до 1200 метров, а подъемы на перевалы стали затяжными, с крутыми взлетами в верхней части. Все чаще отдельные наши товарищи вынуждены были катить велосипеды пешком.


11.




     На 285-ом километре трассы (от Лунтая) вдруг резко исчезли саксаулово-тамарисковые насаждения, и высокие беспорядочно нагроможденные барханы приблизились вплотную к дороге. Голые песчаные склоны очень кропотливо, изящно и широко были покрыты клетками тростниковых ветрозащитных заборов. Здесь, на участке протяженностью 4 км китайцы почему-то не стали высаживать и орошать лесополосу. Вероятно, какие-то особенности ландшафта не позволяют деревьям прижиться.

12.


13. Тростниковые сети для задержания песка



    Проезжая загадочный участок, мы стали свидетелями захватывающего зрелища – работы электриков на высоковольтной линии. Маленькие фигурки людей, шагали по проводам на огромной высоте бесстрашно, как воробышки на бельевой веревке во дворе.

14. Электрики-верхолазы


    На склоне одного из барханов выложен огромный транспарант с иероглифами. Надпись многое объясняет, но тогда мы еще не знали ее перевода.

15.


    Первая строка транспоранта означает: "Компания «Нефть Китая», Таримское местророждение нефти".
Можно все это заменить на английское название компании: PETROCHINA TARIM OILFIELD COMPANY;
    Две другие строки – это философский каламбур, который можно перевести так: «Лишь жизнь пустыни мертва. Человеческая жизнь не может быть мертвой». Во как завернули китайские мудрецы!

    Дальше посадки и поливочные шланги продолжились.


16. Вновь - насосные станции...


17. ... и лесопосадки




Подвиг Иваныча
    Крутые перевалы продолжались с возрастающей частотой. Во второй половин дня затяжные подъемы стали даваться тяжело. На вершине одного из таких тягунов все собрались в ожидании отставшего Игоря. Его не было подозрительно долго. Мы уже сходили к насосной станции за водой, съели по конфетке,… еще по одной, посидели, полежали на теплой земле. Прошло полчаса, Игорь не появлялся. Была уже половина шестого вечера, жара стояла невыносимая, а мы проехали меньше 90 км.
Кому-то явно предстояло возвращаться вниз на выручку отставшего товарища. Я почему-то уверен, что каждый из нас знал, что этим «кто-то» будет Иваныч. В это время возле нас вдруг затормозил небольшой грузовичок, и водитель жестами рассказал, что там сзади на дороге сидит наш друг возле велосипеда с порванной цепью. Еще никто не успел открыть рта, а Вадим уже встрепенулся и подскочил:
    – Ну, все, я поехал. Дайте кто-нибудь выжимку!
    –Ты хоть рюкзак с багажника сними, – посоветовал я, безрадостно представляя себя на месте Вадима.
    – Да, ну его! Отвязывать дольше. Тут же близко! – бросил Иваныч, и скрылся за перегибом склона. Было видно, что ему на самом деле не составляет никакого труда прокатиться туда-сюда еще разок.
    Мы тем временем поставили котелок на горелку.
    В 18:20 назад приехал бодрый Вадим, а через пятнадцать минут с починенной цепью пришел невеселый Игорь. Вода успела закипеть, мы попили чая и в 18:45 поехали дальше.

    Южный встречный ветер несколько затруднял движение, но зато разогнал пыльную завесу и воздух стал прозрачен. Пустыня осветились мягким вечерним светом, объемно вырисовывающим художественный хаос барханных полей.


18.




    После чаепития мы сделали еще десятку и остановились на возвышенном очень фотогеничном месте. , отдыхая и в очередной раз дожидаясь нашего главного аутсайдера. Осматривая эффектно солнцем высвеченные барханы, Сергей Якунин предложил:
    – Может, давайте здесь останемся на ночевку, поснимаем видео…. Очень красиво, а нам ведь нужно делать фильм. Все равно, мы сегодня уже далеко не уедем. Лучше отдохнем, Игорь восстановится….
    Никого уговаривать, почему-то, не пришлось, даже Иваныча, который любит большие заделы.


Я съем гравия миску и песка два стакана
Лишь бы больше не видеть Такла-Макана

    Мы уволокли велосипеды метров на триста от дороги вглубь диких песков, и прежде чем поставить палатки, отсняли десяток дублей, как груженый караван гобайкеров тащится через Такла-Макан.


19.


20.


21.


22.



23.


24.


25.


    Фотосъемка длилась до самого заката. Затем мы уселись ужинать, налили «по тридцать грамм» и в качестве тоста Доктор-Игорь продекламировал сочиненный им стих:

Налей себе песка стакан
Ты на краю Такламакан.
Войти и не вернуться
В "фарфоровое блюдце".
Кварц на ресницах и в ушах,
Плывут верблюды, чуть дыша,
Звенят их колокольца.
Колодцы полные песка,
Жары песочные глаза
И небо - это солнце.
Налей себе песка стакан
Ты посреди Такламакан,
Как скорпион на блюдце -
Пойти и не вернуться.
Песок в груди, песок в висках,
Улыбка жажды на устах...
И солнца колокольца...
Уйгурский стеганый халат,
Ночных песчинок звездопад,
Плеск глубины колодца.
Зеленый чай, как пот с ресниц -
Соленый.
Всполохи зарниц.
Ночь остудила солнце.
Блестящий снег не близких гор,
Барханов огненный простор...
И, ледяной воды стакан,
Тем, кто пройдет Такламакан.


26.


27.


    Взошла полная красновато-желтая луна. В черно-синем небе высыпали звезды, нарисовалась Большая Медведица, а прямо над нами ярко засветился пояс Ориона. Горячий воздух замер, все звуки cтихли. Ночь окутала пустыню. Время от времени в стороне дороги возникало таинственное зарево. Слабо обрисовывая темные силуэты барханов, над горизонтом загадочно разливался свет фар проходящих вдалеке грузовиков. Палатки, подсвеченные изнутри фонариками, стояли посреди Такла-Макана как инопланетные объекты. Один за другим огоньки потухли, и наш лагерь окончательно растворился в черном безграничном пространстве.

28.



Т – 98,5 км
t – 6: 05
A – 16,3 км\час
М – 53,6 км\час
D – 306 км


Продолжение Часть 9

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
Поезд Пекин – Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка


Tags: Путешествия, Такламакан-Тибет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →