?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Начало здесь

6 апреля 2010г. Второй день маршрута

Царство Песка
     Место, где мы провели ночь, было на удивление сырым. К утру воздух остыл, и земля еще больше увлажнилась. Палатки и спальники отсырели. В шесть утра температура была +8 С. В 7:45 начало всходить солнце и окрасило небо над горизонтом окрасилось в розовые оттенки.

1.


Но вскоре солнце поднялось выше и стало светить сквозь плотную пылевую завесу. Поэтому до полудня жары не ощущалось.
2. Чуть дальше от р. Тарим деревья умирают


3. Солончаки все чаще перемежаются с песчаными участками


4.


    Покинув место ночевки в 8:15, и двигаясь интервалами по 10 км, мы к 12 часам проехали четыре таких этапа, и были уже в 120 км от Лунтая. Как раз на этом рубеже произошла смена ландшафтов. Тополевые рощи с причудливыми кряжистыми деревьями, растущими на суглинистых и лессовых почвах, закончились, и впереди простиралось абсолютное царство песка.
Такла-Макан – одна из крупнейших песчаных пустынь мира.


5. Царство песка




«И на Марсе будут яблони цвести» (с) , если там китайцев поселить
     Дорога, не меняя направления, уверенно устремилась дальше на юг через барханы, начисто лишенные растительности. С каждым километром Такла-Макан становился все более угрожающим. К 12 часам воздух нагрелся до +18 С, а дальше стала наваливаться жара. Барханы заполнили все видимое пространство до самого горизонта. По мере углубления в пески стал казаться все более удивительным сам факт существования дороги, тем более такого хорошего качества. Асфальт, рассекающий барханы и активная деятельность, ведущаяся вдоль трассы, не позволяли предаться полному ощущению того, что мы находимся в самой страшной пустыне мира.
   

    Как я понимаю, проложить асфальт через пески несколько проще, чем потом защитить от них построенную дорогу. Барханы не стоят на месте. Под силой ветров они постоянно смещаются, и кажется, нет способов остановить это движение. Но строители дороги так не думают. Первоначально для задержания песков китайцы соорудили вдоль трассы клетчатую систему заборов, сплетенных из тростника.


6. Тростниковые заграждения


     Такие же заграждения, только вдоль железной дороги, мы видели в 2006 году, когда ехали на поезде из Урумчи в Кашгар по окраине Такла-Макана. Сделать подобную работу способен лишь народ, уже проверивший свои силы на строительстве Великой Китайской Стены. Но здесь в центре пустыни среди барханов высотой более ста метров этих мер было недостаточно. Постоянно нам попадались останки тростниковых заборов почти полностью засыпанных песком. Поэтому следующим этапом стали лесопосадки вдоль трассы. Озеленить абсолютно безводную пустыню двумя широкими полосами на протяжении нескольких сотен километров – я не знаю, кто кроме китайцев мог бы взяться за такое. Эти посадки хорошо видны на снимках из космоса, но подлинное потрясение ты испытываешь, когда видишь их воочию. Вспоминая, как много, особенно за последние сухие годы у нас в Забайкалье погибло лесопосадок, понимаешь, насколько смелый проект свершили китайские дорожники.

    Вскоре после того, как мы въехали в царство песка, вдоль обеих обочин потянулись искусственные заросли тамариска, саксаула и еще какого-то устойчивого к засухе кустарника. Каждая лесополоса шириной 40- 50 метров состоит из 12-15 рядов насаждений, вдоль которых проброшена оросительная система – шлейф из черных, равномерно продырявленных пластиковых труб.


7. На переднем плане насаждения искусственные. А пустыня - натуральная


8. Шланги поливочной системы


    Через каждые 4 километра стоит насосная станция – домик голубого цвета с красной крышей. Рядом гудит дизель и сосет из-под земли солоноватую мутную воду, которая закачивается в большую емкость и затем разливается по шлангам. Воду поднимают с глубины 100 метров и, похоже, ее не слишком много. Капельные следы полива очень скудны, но, тем не менее, посадки выглядят замечательно.
     Станцию обслуживают два человека, но справился бы и один, потому, что вся работа – утром встать и нажать кнопку. Но делать это в одиночку это очень тоскливо, поэтому живут, а правильнее сказать, несут службу тут с апреля по ноябрь семейные пары. Условия их проживания обитания аскетические: небольшая комната, две солдатские кровати, стол, лавка, газовая плита и пластиковый бак с привозной питьевой водой.


9. Семейная пара - работники насосной станции


В морозный период ирригация невозможна, запускать дизель не нужно.

10. Ну, а это у нас колесо спустило...


     Вдоль трассы с одной стороны тянется линия высоковольтных опор, с другой – ведется прокладка трубопровода. Строят быстро, большими звеньями, с интервалами, но сразу на всем протяжении будущего сооружения. С определенной периодичностью стоят автономные станции сотовой связи с высокими мачтами и целыми «грядками» солнечных батарей.

11. Строительство нефтепровода параллельно с дорогой


12. Трасса нефтепровода размечена цветными флажками. По ним очень удобно наблюдать за силой и направлением ветра.


13. Вот для этого китайские грузовики цы и везут трубы "в никуда"


     Вся эта человеческая активность демонстрирует серьезные намерения китайцев освоить безжизненный Такла-Макан, что подтверждается наглядной агитацией. На нашем пути через пустыню мы несколько раз встретили огромные выгоревшие на солнце цветные плакаты-картины с лозунгами, которые понятны и без перевода: «Здесь будет город-сад».

     Тем временем к полудню стала наваливаться жара. Пылевая завеса не могла полностью сдержать палящее солнце. Едва заметный ветерок не освежал. Двигаться стало труднее.


14. Местами, изредка у подножия барханов встречаются деревья и остатки старых заградительных сооружений. Такие места наиболее "фотогеничны"


15.


16.


17.


18.



    Все втянулись ритм движения, лишь Игорь по-прежнему отставал, и чувствовал себя плохо. К тому же он подумал, что недомогание вызвано пищевым отравлением принялся пить воду без всякой меры.
Неспроста одним из жестких требований в команде было ограничивать себя в питье во время движения. Допустимая норма на маршруте – один литр на день. Вечером пить можно. Это правило родилось не только из соображений экономии. В условиях жаркой пустыни бесконтрольное питье очень опасно. Излишняя влага разжижает кровь, увеличивается нагрузка на сердце, появляется слабость, человек начинает сильнее потеть, жажда не утоляется, а проявляется с новой силой….
     Когда выяснилось, что через каждые четыре километра у работников насосных станциях можно выпросить воды, кое-кто стал этим злоупотреблять, что ухудшило ситуацию. Правда, не всегда китайцы оказывались щедры, но многие не отказывали. Трудно устоять перед таким соблазном…. И самочувствие Игоря все более ухудшалось.

     Проехав к часу дня 57 километров, остановились на обед, свернув с дороги в саксауловую лесополосу. Полтора часа в апогее жары, достигшей 28-30С, мы отдыхали.


19. Обед в рукотворном лесу. Амид по-честному делит уйгурскую лепешку


20.


    Потом двигались до 18 часов, и когда на спидометре было уже 100 км, снова сделали остановку на час.
     Дальше стало чуть легче: с 19 часов зной стал спадать и задул легкий попутный ветер, а в 20:30 солнце опустилось в густое марево над горизонтом.
     Дорога, проложенная как по линейке, по-прежнему не меняла своего направления, но только все чаще прыгала на 50-60 метров вверх-вниз через барханы.
     Еще через два часа воздух остыл до 17С. Стало совсем тихо и достаточно свежо. Примерно в 21:15 мы свернули придорожные заросли на ночлег с чувством удовлетворения от того, что сделали сегодня целых 130 км.


21.



Т – 130 км
t –7:06
А – 18,3 км\час
М – 45,5 км\час
D – 207 км
Высота ночевки 940 м


Продолжение. Часть 8

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
Поезд Пекин – Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка



Комментарии

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
(Удалённый комментарий)
zinina_galina
2 сент, 2011 02:01 (UTC)
Лесополоса в песках впечатляет.
Спасибо за интересный рассказ.
lesnyanskiy
2 сент, 2011 02:42 (UTC)
Так это Вам спасибо за то, что читаете )
zalgalina
2 сент, 2011 03:28 (UTC)
Чрезвычайно интересно!
Особенно интересны подробности о специфике строительства и поддержания дорог.Нигде об этом не читала.
Синяя семейная пара умилила.Простые китайцы абсолютно непосредственные - как дети.
Читаю у Вас все, только не всегда комментирую.Всегда восхищаюсь Вами и Вашими рассказами.
Спасибо!
n_khoroshkov
2 сент, 2011 03:59 (UTC)
очень интересно и написано и показано! спасибо.
так, а что было с Игорем?
lesnyanskiy
2 сент, 2011 05:05 (UTC)
ну... это просто физухи не хватило. А вместо того, чтобы потерпеть и втянуться, стал пить и пить...
awo_onyshchenko
2 сент, 2011 04:37 (UTC)
"Стала наваливаться жара... К 12 часам воздух нагрелся до +18 С."
Похоже, ты совсем снежным человеком стал! :о))
lesnyanskiy
2 сент, 2011 04:56 (UTC)
Надо было так: "К 12 часам воздух в подмышках нагрелся до +18 С." :))
Спасибо, Саня, отредактирую )
(без темы) - lesnyanskiy - 2 сент, 2011 05:03 (UTC) - Развернуть
envy_ng
2 сент, 2011 04:58 (UTC)
Мрачновато, но красиво)
lesnyanskiy
2 сент, 2011 05:09 (UTC)
хорошо, что не наоборот:)
sam_bacon
2 сент, 2011 05:30 (UTC)
очень поравились фото!
обработка кустов-веток интригует - одновременно и пушистость, и сотрота резкозти отдельных ветвей.
josefgalka
2 сент, 2011 05:59 (UTC)
Настоящие мужчины! Потрясающе!
orel_na_vole
2 сент, 2011 09:03 (UTC)
какие марсианские пейзажи!
shultz_flory
2 сент, 2011 16:15 (UTC)
Хм, всегда говорят, что в условиях пустыни нельзя ограничивать себя в питье. А чтобы вода не выходила попусту, надо соли добавлять.
lesnyanskiy
2 сент, 2011 16:43 (UTC)
Если активно двигаться, то будет то, что я написал. А если ехать на машине - то можно слушать кого угодно: соль есть, пиво пить... :)
Нужно пить столько, сколько с тела испаряется. Меньше пьешь - меньше испаряется. Много пьешь - пот ручьем бежит. Нельзя ехать в шортах и с коротким рукавом, Соль, конечно, отчасти воду удерживает, но только будет еще хуже: надуешься соленого чая, опухнешь... и далее по тексту - нагружаешь сердце, почки...
v_solonbekov
2 сент, 2011 17:24 (UTC)
Спасибо, очень интересный репортаж!
lesnyanskiy
3 сент, 2011 13:26 (UTC)
и вам спасибо за отзыв :)
sigdan
2 сент, 2011 18:06 (UTC)
Спасибо за интересный рассказ.
moddersanya
2 сент, 2011 19:26 (UTC)
Атмосферное место (особенно 3-й кадр), надо там сцену для какого-нибудь фильма снять).
neuda4nik
2 сент, 2011 23:47 (UTC)
мой знакомый лисепидест говорит, что надо много пить, иначе суставы на ногах попортишь!
lesnyanskiy
3 сент, 2011 01:30 (UTC)
Вообще, для нормальных условий это верно. Но, только не "много", а "достаточно", чтобы не обезвоживались суставы. И еще нужно педалить с высоким каденсом.
В походе условия другие. Тут хоть запейся, - все равно все выпотеешь, только соли вымоешь, перегрузищь организм, да еще и блевать начнешь. Что мы и наблюдали. У нас, в общем мнения с Игорем тут разошлись. Он тоже утверждал, что пить надо больше. Но, чё-то не помогло.
Я как бы не хотел заостряться на этой ситуации в нашем походе, но это все же отчет и некоторые физиологические сведения могут быть кому-то полезны в будущем. А там пусть сами решают: пить - не пить.
Мы и в Гоби не пили, только рот полоскали.
se_boy
3 сент, 2011 09:16 (UTC)
>>>Здесь будет город-сад

Китайцы, одно слово...

Насчет воды, не уверен насчет литра в день к тому же при пищевом отравлении. Я так понимаю, у него понос был? Наоборот, надо воды пить больше в этом случае. У меня обезвоживание в Пакистане привело к резкой потере кальция, в результате я едва коньки не склеил. А потели мы там так, что даже, пардон, писать не ходили - все через кожу выходило.

В общем, надо с медиками на эту тему поговорить, вопрос очень интересный.
lesnyanskiy
3 сент, 2011 12:57 (UTC)
Да, Сергей, я читал эту историю у тебя в журнале. Здесь типично иной случай. Игорь ПОДУМАЛ, что у него отравление. Никакого отравления не было. Он просто устал, начал много пить, от этого возникла еще большая вялость, потом дошло до рвоты...
Я (в студенчестве дело было) однажды тоже на маршруте дорвался до воды и выпиил сразу литра три. Так вот мне было так хреново после этого... Ногами не мог двигать, затошнило... Пока не выпотел, не мог в себя прийти. Вот о чем речь
(без темы) - se_boy - 3 сент, 2011 18:03 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 46 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars