lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 7

Начало здесь

6 апреля 2010г. Второй день маршрута

Царство Песка
     Место, где мы провели ночь, было на удивление сырым. К утру воздух остыл, и земля еще больше увлажнилась. Палатки и спальники отсырели. В шесть утра температура была +8 С. В 7:45 начало всходить солнце и окрасило небо над горизонтом окрасилось в розовые оттенки.

1.


Но вскоре солнце поднялось выше и стало светить сквозь плотную пылевую завесу. Поэтому до полудня жары не ощущалось.
2. Чуть дальше от р. Тарим деревья умирают


3. Солончаки все чаще перемежаются с песчаными участками


4.


    Покинув место ночевки в 8:15, и двигаясь интервалами по 10 км, мы к 12 часам проехали четыре таких этапа, и были уже в 120 км от Лунтая. Как раз на этом рубеже произошла смена ландшафтов. Тополевые рощи с причудливыми кряжистыми деревьями, растущими на суглинистых и лессовых почвах, закончились, и впереди простиралось абсолютное царство песка.
Такла-Макан – одна из крупнейших песчаных пустынь мира.


5. Царство песка




«И на Марсе будут яблони цвести» (с) , если там китайцев поселить
     Дорога, не меняя направления, уверенно устремилась дальше на юг через барханы, начисто лишенные растительности. С каждым километром Такла-Макан становился все более угрожающим. К 12 часам воздух нагрелся до +18 С, а дальше стала наваливаться жара. Барханы заполнили все видимое пространство до самого горизонта. По мере углубления в пески стал казаться все более удивительным сам факт существования дороги, тем более такого хорошего качества. Асфальт, рассекающий барханы и активная деятельность, ведущаяся вдоль трассы, не позволяли предаться полному ощущению того, что мы находимся в самой страшной пустыне мира.
   

    Как я понимаю, проложить асфальт через пески несколько проще, чем потом защитить от них построенную дорогу. Барханы не стоят на месте. Под силой ветров они постоянно смещаются, и кажется, нет способов остановить это движение. Но строители дороги так не думают. Первоначально для задержания песков китайцы соорудили вдоль трассы клетчатую систему заборов, сплетенных из тростника.


6. Тростниковые заграждения


     Такие же заграждения, только вдоль железной дороги, мы видели в 2006 году, когда ехали на поезде из Урумчи в Кашгар по окраине Такла-Макана. Сделать подобную работу способен лишь народ, уже проверивший свои силы на строительстве Великой Китайской Стены. Но здесь в центре пустыни среди барханов высотой более ста метров этих мер было недостаточно. Постоянно нам попадались останки тростниковых заборов почти полностью засыпанных песком. Поэтому следующим этапом стали лесопосадки вдоль трассы. Озеленить абсолютно безводную пустыню двумя широкими полосами на протяжении нескольких сотен километров – я не знаю, кто кроме китайцев мог бы взяться за такое. Эти посадки хорошо видны на снимках из космоса, но подлинное потрясение ты испытываешь, когда видишь их воочию. Вспоминая, как много, особенно за последние сухие годы у нас в Забайкалье погибло лесопосадок, понимаешь, насколько смелый проект свершили китайские дорожники.

    Вскоре после того, как мы въехали в царство песка, вдоль обеих обочин потянулись искусственные заросли тамариска, саксаула и еще какого-то устойчивого к засухе кустарника. Каждая лесополоса шириной 40- 50 метров состоит из 12-15 рядов насаждений, вдоль которых проброшена оросительная система – шлейф из черных, равномерно продырявленных пластиковых труб.


7. На переднем плане насаждения искусственные. А пустыня - натуральная


8. Шланги поливочной системы


    Через каждые 4 километра стоит насосная станция – домик голубого цвета с красной крышей. Рядом гудит дизель и сосет из-под земли солоноватую мутную воду, которая закачивается в большую емкость и затем разливается по шлангам. Воду поднимают с глубины 100 метров и, похоже, ее не слишком много. Капельные следы полива очень скудны, но, тем не менее, посадки выглядят замечательно.
     Станцию обслуживают два человека, но справился бы и один, потому, что вся работа – утром встать и нажать кнопку. Но делать это в одиночку это очень тоскливо, поэтому живут, а правильнее сказать, несут службу тут с апреля по ноябрь семейные пары. Условия их проживания обитания аскетические: небольшая комната, две солдатские кровати, стол, лавка, газовая плита и пластиковый бак с привозной питьевой водой.


9. Семейная пара - работники насосной станции


В морозный период ирригация невозможна, запускать дизель не нужно.

10. Ну, а это у нас колесо спустило...


     Вдоль трассы с одной стороны тянется линия высоковольтных опор, с другой – ведется прокладка трубопровода. Строят быстро, большими звеньями, с интервалами, но сразу на всем протяжении будущего сооружения. С определенной периодичностью стоят автономные станции сотовой связи с высокими мачтами и целыми «грядками» солнечных батарей.

11. Строительство нефтепровода параллельно с дорогой


12. Трасса нефтепровода размечена цветными флажками. По ним очень удобно наблюдать за силой и направлением ветра.


13. Вот для этого китайские грузовики цы и везут трубы "в никуда"


     Вся эта человеческая активность демонстрирует серьезные намерения китайцев освоить безжизненный Такла-Макан, что подтверждается наглядной агитацией. На нашем пути через пустыню мы несколько раз встретили огромные выгоревшие на солнце цветные плакаты-картины с лозунгами, которые понятны и без перевода: «Здесь будет город-сад».

     Тем временем к полудню стала наваливаться жара. Пылевая завеса не могла полностью сдержать палящее солнце. Едва заметный ветерок не освежал. Двигаться стало труднее.


14. Местами, изредка у подножия барханов встречаются деревья и остатки старых заградительных сооружений. Такие места наиболее "фотогеничны"


15.


16.


17.


18.



    Все втянулись ритм движения, лишь Игорь по-прежнему отставал, и чувствовал себя плохо. К тому же он подумал, что недомогание вызвано пищевым отравлением принялся пить воду без всякой меры.
Неспроста одним из жестких требований в команде было ограничивать себя в питье во время движения. Допустимая норма на маршруте – один литр на день. Вечером пить можно. Это правило родилось не только из соображений экономии. В условиях жаркой пустыни бесконтрольное питье очень опасно. Излишняя влага разжижает кровь, увеличивается нагрузка на сердце, появляется слабость, человек начинает сильнее потеть, жажда не утоляется, а проявляется с новой силой….
     Когда выяснилось, что через каждые четыре километра у работников насосных станциях можно выпросить воды, кое-кто стал этим злоупотреблять, что ухудшило ситуацию. Правда, не всегда китайцы оказывались щедры, но многие не отказывали. Трудно устоять перед таким соблазном…. И самочувствие Игоря все более ухудшалось.

     Проехав к часу дня 57 километров, остановились на обед, свернув с дороги в саксауловую лесополосу. Полтора часа в апогее жары, достигшей 28-30С, мы отдыхали.


19. Обед в рукотворном лесу. Амид по-честному делит уйгурскую лепешку


20.


    Потом двигались до 18 часов, и когда на спидометре было уже 100 км, снова сделали остановку на час.
     Дальше стало чуть легче: с 19 часов зной стал спадать и задул легкий попутный ветер, а в 20:30 солнце опустилось в густое марево над горизонтом.
     Дорога, проложенная как по линейке, по-прежнему не меняла своего направления, но только все чаще прыгала на 50-60 метров вверх-вниз через барханы.
     Еще через два часа воздух остыл до 17С. Стало совсем тихо и достаточно свежо. Примерно в 21:15 мы свернули придорожные заросли на ночлег с чувством удовлетворения от того, что сделали сегодня целых 130 км.


21.



Т – 130 км
t –7:06
А – 18,3 км\час
М – 45,5 км\час
D – 207 км
Высота ночевки 940 м


Продолжение. Часть 8

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
Поезд Пекин – Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка



Tags: Путешествия, Такламакан-Тибет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →