?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Начало здесь



Глава третья

МИР ПУСТЫНИ


Первый этап экспедиции
ТАКЛА-МАКАН – «ЗАЙДИ СЮДА И ТЫ НИКОГДА НЕ ВЕРНЕШЬСЯ»


     Именно такой угрожающий смысл содержится в названии одной из крупнейших пустынь на Земле.
     Губительная местность расположена в Центральной Азии на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Она находится внутри Таримской впадины и охватывает площадь более 300 тыс.кв.км. Среди песчаных пустынь мира Такла-Макан по размерам уступает только Сахаре, а по дурной репутации заслуженно держит первенство. Большинство источников указывают, что «Такла-Макан» на уйгурском языке означает «войдешь — не выйдешь». Но есть и более прозаический перевод этого слова: «заброшенное, покинутое место».
     В длину с запада на восток пески протянулись более чем на 1000 км, а в ширину на 400 км. С юга пустыня ограничена хребтом Кунь-Лунь, с севера и запада горами Памира и Тянь-Шаня. В восточной части Такла-Макана находится большая Турфанская котловина. Глубина Турфана 155 метров ниже уровня моря. Это второе (после Мертвого моря) самое низкое место в мире.
     Осадки в Такла-Макане ничтожны, дождей практически не бывает, воды в пустыне нет, за исключением нескольких оазисов по долинам рек, стекающих с Кунь-Луня и затем угасающих в песках. По окраинам Такла-Макана большие площади занимают солончаки, но основная часть пустыни покрыта песчаными дюнами, обычная высота которых 100-200 м, а некоторые барханы достигают 300м. Летом пески раскаляются, чуть ли не до точки кипения воды, зато зимой температура падает до – 20С. При этом круглый год дуют сильные ветра, а пыльные бури и песчаные ураганы здесь – обычное явление. Барханы выстроены по направлению ветра, и если сверху взглянуть на пустыню, то она напоминает волнующееся море.
     Столетиями Такла-Макан был главным препятствием на Великом Шелковом пути. В обход безводной пустоши он делился на две ветви вдоль северной или южной окраин смертельно опасной пустыни. Торговые караваны могли остановиться и отдышаться в процветающих оазисах, орошающихся ливнями с гор. Главными такими городами были Кашгар, Ния, Марин, Яркенд, Хотан (Хотэн – так мы слышали) на юге, Kuqa Кукья, Турфан на севере, и и Loulan и Dunhuang на востоке. Сейчас многие города, такие как Марин, Гочанг разрушены



5 апреля 2010г. Первый день маршрута

Царство Коричневой Пыли
     Водитель очень предусмотрительно остановился у заправочной станции. С семи часов мы начали готовиться к основному старту. Запаслись бензином, заполнили все бурдюки водой (я набрал аж 24 литра), потом свернули на трассу S165, ведущую к югу через пустыню, отъехали по ней километра полтора от города, выгрузились и отпустили автобус.

1. Набриаем воду на заправочной станции в Лунтае

2. Вот таких 10-литровых бурдюка у каждого из нас по две штуки. Амид и Тёма


     За исключением темной полосы асфальта все вокруг имело светло-коричневую окраску – цвет пыли, густо порывшей и бугристую землю, и низкорослый кустарник и сам воздух, наполненный мельчайшей взвесью. У пейзажа отсутствовала линия горизонта: земля незаметно перетекала в небо. Слабый силуэт асфальтового заводика невдалеке был такого же коричневого цвета.
     Мы расположились подальше от обочины, и занялись сборкой велосипедов. Обнаружилось, что, несмотря на тщательную упаковку, многоэтапная транспортировка все же нанесла некоторый ущерб: был погнут зуб на большой звезде велосипеда Иваныча, небольшая восьмерка на заднем колесе у Сереги.


3. И вот мы на старте...


4. ...а вокруг такая красота!


      Я торопливо крутил болты и гайки, не поднимая головы, чтобы вдруг не увидеть, что кто-нибудь уже меня опередил. Через некоторое время Андрей позвал:
     – Завтракать! Саня, тащи кружку-ложку!
Я оторвался от работы, даже не предполагая, что кто-то занимается едой.
     – Ничего себе, какие вы шустрые, – удивился я. – Когда успели приготовить!?
     – Я тебе больше скажу, – Андрей хитро улыбнулся, – это все ТЫ приготовил.
     – ???
     – А мы с тобой сегодня дежурные!


5. Типа "Пикник на обочине", - фантастика, кто не в курсе


     Мы еще довольно долго собирались, навьючивали велосипеды, и тронулись только в 12.20. Поначалу тяжелогруженые железные кони проявили строптивость, рыская по дороге, но их удалось быстро приручить. Легкий встречный ветер не препятствовал движению. Иногда через асфальт проносились небольшие пыльные вихри и маленькие смерчи.

6. Вот такие микроторнадо периодически проносились по пустыне


7. Доктора-Игоря сейчас, наверное, унесет смерчем


    Ехать по совершенно гладкому прямому шоссе, было легко, а контролировать пройденное расстояние удобно по километровым столбикам и меткам на асфальте через каждые сто метров. Машин было мало, все водители грузовиков обгоняли нас аккуратно, и только один гад явно нарочно придавил нашу велоколонну к обочине и демонстративно медленно проехал вдоль нее буквально в полуметре.

     К 16 часам через 38 км мы достигли небольшого населенного пункта на развилке дорог, свернули к западу и поехали через поселок мимо домов и какого-то завода с трубами. Улицу переходили люди, я проследил за ними, потом глянул на завод и увидел над ним быстро увеличивающееся оранжевое облако, похожее на техногенный выброс.


8.


    Облако быстро заслонило половину неба, потом дунул шквальный северный ветер и город в одну секунду накрыла пыльная буря. Пешеходы пригнулись от ветра и заспешили, прикрываясь чем придется. Автомобили включили фары и резко снизили скорость. Как-то очень резко стемнело, наступил глубокий сумрак. Микроскопическая коричневая взвесь мгновенно окутала все вокруг, под напором ветра полезла в нос и в глаза. Стало трудно дышать. Вскоре к секущей пыли с песком прибавились крупные острые дождевые капли, начавшие с силой лупить по лицу. Мы остановились, нацепили респираторы, поплотней застегнулись и осторожно поехали вперед, накренившись на ветер.

9.


10.


11.


12. Иваныч и Антон (позади)



    Одежда и все вещи быстро покрылись разводами коричневой грязи. Асфальт намок, надутая на него пыль превратилась в слизь. От резкого порыва ветра потерял равновесие, поскользнулся и упал Игорь, потом ураганный удар сбил Антона. Видимость упала до нескольких метров. Приходилось постоянно останавливаться и дожидаться отставших. Мы собирались вместе, любовались друг другом, восхищались стихией и двигались дальше. Так продолжалось около получаса.

13. Андрюха Шаман (слева) и Серега.


14. А это - я. Похож?


    Затем дождь перестал, а наша трасса вновь повернула к югу и мы, подгоняемые сильнейшим ветром в спину, покатились очень быстро.

15. Так выглядит глинистая солончаковая пустыня. Деревья редкие, но есть


16. Грузовики везут трубы куда-то в пустоту. Зачем они там нужны, об этом мы скоро узнаем


    Для того чтобы уложиться в намеченный график, нам на первом этапе экспедиции – участке «Такла-Макан» нужно было проезжать по 150 км ежедневно. Задача была трудновыполнимая, особенно в первый день. В 17:15 мы остановились на обед.

17. В в этом удобном, и главное, живописном месте рядом с дорогой мы остановились на обед


18.


19. Рома, Иваныч и Жека


20. Антоха


21. Доктор, кажется, недоволен антисанитарией


22. Амид всегда всем доволен


23. Серега, как всегда счастлив


24. Тёму не показал... Вот он - справа добавился. Тоже слегка запылился


    На обед мы потратили примерно один час. К этому времени мы накрутили не более трети необходимого. Но даже, если бы мы стартовали с самого утра, это бы не спасло. Уже после пятидесяти километров Игорь и Тема, ехавшие тяжело, стали отставать все больше и больше.
Ландшафт несколько разнообразился: чередование пустынных суглинистых и чисто песчаных земель все чаще оживлялось пространствами более или менее заросшими коренастыми узловатыми тополями. Многие деревья стояли сухими, но попадались и целые живые рощи.

    В 20:30 солнце опустилось почти до горизонта, и выглядело бесцветным, чуть голубоватым кругом.

25.


    Еще через сорок минут мы переехали по мосту через реку Тарим. Русло главной водной артерии этой местности было совершенно сухим. Таким оно и будет до наступления сезона дождей.
   
    Почти совсем стемнело, и пока хоть что-то было видно, мы поспешили искать ночлег, и сразу за рекой свернули с дороги в темный лес. Здесь приятно пахло влажной корой и прошлогодними прелыми листьями, устилавшими землю. Деревья после зимы были еще голыми, но уже начинали просыпаться.
    Чтобы не потерять Тему с Игорем, на дорогу выставили сменный караул, которому пришлось дежурить почти до 23 часов.


Т -77, 3 км (у Якунина на спидометре – 80 км)
Т (дневной пробег) – 77,5 км
t (время в движении) 4:44;
А (средняя скорость) -16,4 км\час;
М (макс. скорость) – 23,8 км\час.
D (общий пробег) – 77,5 км

Высота ночевки 900м
Температура днем +20-25 С, вечером + 17 – 18 С

Продолжение. Часть 7

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
Пекин
Поезд Пекин – Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка


Комментарии

( 41 комментарий — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
annok
29 авг, 2011 04:36 (UTC)
читаю, восхищаюсь
krassavec
29 авг, 2011 05:14 (UTC)
Жадно проглотил за раз
awo_onyshchenko
29 авг, 2011 05:16 (UTC)
"Деревья редкие, о есть"

Прямо ощутимо описываешь!
lesnyanskiy
29 авг, 2011 08:01 (UTC)
Точно: "О, есть!" Зря я исправил :)
d_romodin
29 авг, 2011 05:20 (UTC)
круто, редко кто отважится на такое
bipedall
29 авг, 2011 08:55 (UTC)
Да уж, живописные места.
zinina_galina
29 авг, 2011 11:22 (UTC)
спасибо, экстремально очень
lesnyanskiy
29 авг, 2011 11:26 (UTC)
да, есть немного экстрима :)
neuda4nik
29 авг, 2011 13:33 (UTC)
фототехнику прям реально жалко в таких условиях
я надеюсь ты для такой жопы припас мыльницу - которую и выкинуть не жалко?
lesnyanskiy
29 авг, 2011 13:37 (UTC)
Нет, Андрей, не приобрел я мыльницу, и Canon марк3 свой не жалел. Ничего с ним не сделалось, а вот объектив 28-300 насосал пыли между линзами очень сильно
(без темы) - neuda4nik - 29 авг, 2011 13:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neuda4nik - 29 авг, 2011 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lesnyanskiy - 29 авг, 2011 14:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neuda4nik - 29 авг, 2011 14:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lesnyanskiy - 29 авг, 2011 14:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neuda4nik - 29 авг, 2011 14:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neuda4nik - 29 авг, 2011 14:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - se_boy - 3 сент, 2011 09:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lesnyanskiy - 3 сент, 2011 12:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - se_boy - 3 сент, 2011 18:04 (UTC) - Развернуть
mihaylich
2 сент, 2011 21:14 (UTC)
Ух, интересно! Захаватывающе! Очередное путешествие, завтра найду время почитать остальное.. Вы - герой! Фотографировать в таких условиях не каждый отважится!
lesnyanskiy
3 сент, 2011 01:47 (UTC)
Спасибо, конечно, но в плане фотографии ту никакого геройства нет :)
se_boy
3 сент, 2011 09:03 (UTC)
>>>Kuqa Кукья, Турфан на севере, и и Loulan и Dunhuang

Поправь, правильно: Куча, Лоулань, Дуньхуан

Пикник на обочине отличный получился :) А пылевая буря - ужас. Вытряхивать эту пыль потом замучаешься.

>>>на первом этапе экспедиции – участке «Такла-Макан» нужно было >>>проезжать по 150 км ежедневно.

C баулами? Вы с ума сошли?
lesnyanskiy
3 сент, 2011 13:03 (UTC)
Спасибо, Сергей, залезу отредактирую.
А насчет 150 км по асфальту - это реально, хотя трудно очень. Один раз 130 проехали. Тогда я в себе силы чувствовал и еще на плюс 20. Но в другие дни бывало и 9о км "через немогу"
(без темы) - se_boy - 3 сент, 2011 18:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lesnyanskiy - 3 сент, 2011 23:52 (UTC) - Развернуть
alex_perevozov
26 дек, 2012 16:30 (UTC)
Отлично! Читаю и смотрю все в ГуглПланета. Долго искал зачем-то красную хреновину, от которой начался ваш путь. Показалась приметной, но все равно не нашел. Какое интересно давление в задней шине с таким грузом?
lesnyanskiy
27 дек, 2012 04:05 (UTC)
Мы качаем на асфальте сильно: от 3,5 до 4 атм
livejournal
27 июл, 2014 20:09 (UTC)
6666 выдумок и немного правды о горе Кайлас
Пользователь hasiamura сослался на вашу запись в своей записи «6666 выдумок и немного правды о горе Кайлас» в контексте: [...] 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли [...]
livejournal
27 ноя, 2014 17:34 (UTC)
Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ. Ч. 27
Пользователь bibigonpuppy сослался на вашу запись в своей записи «Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ. Ч. 27» в контексте: [...] 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли [...]
livejournal
30 янв, 2015 05:16 (UTC)
6666 выдумок и немного правды о горе Кайлас
Пользователь bosota_sib сослался на вашу запись в своей записи «6666 выдумок и немного правды о горе Кайлас» в контексте: [...] 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли [...]
livejournal
13 фев, 2016 19:59 (UTC)
Прекрасный Тибет (и про самый вонючий сортир)
Пользователь borminska сослался на вашу запись в своей записи «Прекрасный Тибет (и про самый вонючий сортир)» в контексте: [...] 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли [...]
livejournal
13 фев, 2016 20:35 (UTC)
Чего следует бояться в Тибете
Пользователь salatau сослался на вашу запись в своей записи «Чего следует бояться в Тибете» в контексте: [...] 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 41 комментарий — Оставить комментарий )

Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars