lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,

Глава третья

МИР ПУСТЫНИ

Первый этап экспедиции
ТАКЛА-МАКАН – «ЗАЙДИ СЮДА И ТЫ НИКОГДА НЕ ВЕРНЕШЬСЯ»

Именно такой угрожающий смысл содержится в названии одной из крупнейших пустынь на Земле.
     Губительная местность расположена в Центральной Азии на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Она находится внутри Таримской впадины и охватывает площадь более 300 тыс.кв.км. Среди песчаных пустынь мира Такла-Макан по размерам уступает только Сахаре, а по дурной репутации заслуженно держит первенство. Большинство источников указывают, что «Такла-Макан» на уйгурском языке означает «войдешь — не выйдешь». Но есть и более прозаический перевод этого слова: «заброшенное, покинутое место».
     В длину с запада на восток пески протянулись более чем на 1000 км, а в ширину на 400 км. С юга пустыня ограничена хребтом Кунь-Лунь, с севера и запада горами Памира и Тянь-Шаня. В восточной части Такла-Макана находится большая Турфанская котловина. Глубина Турфана 155 метров ниже уровня моря. Это второе (после Мертвого моря) самое низкое место в мире.
     Осадки в Такла-Макане ничтожны, дождей практически не бывает, воды в пустыне нет, за исключением нескольких оазисов по долинам рек, стекающих с Кунь-Луня и затем угасающих в песках. По окраинам Такла-Макана большие площади занимают солончаки, но основная часть пустыни покрыта песчаными дюнами, обычная высота которых 100-200 м, а некоторые барханы достигают 300м. Летом пески раскаляются, чуть ли не до точки кипения воды, зато зимой температура падает до – 20С. При этом круглый год дуют сильные ветра, а пыльные бури и песчаные ураганы здесь – обычное явление. Барханы выстроены по направлению ветра, и если сверху взглянуть на пустыню, то она напоминает волнующееся море.
     Столетиями Такла-Макан был главным препятствием на Великом Шелковом пути. В обход безводной пустоши он делился на две ветви вдоль северной или южной окраин смертельно опасной пустыни. Торговые караваны могли остановиться и отдышаться в процветающих оазисах, орошающихся ливнями с гор. Главными такими городами были Кашгар, Ния, Марин, Яркенд, Хотан (Хотэн – так мы слышали) на юге, Kuqa Кукья, Турфан на севере, и и Loulan и Dunhuang на востоке. Сейчас многие города, такие как Марин, Гочанг разрушены

5 апреля 2010г. Первый день маршрута

Царство Коричневой Пыли
     Водитель очень предусмотрительно остановился у заправочной станции. С семи часов мы начали готовиться к основному старту. Запаслись бензином, заполнили все бурдюки водой (я набрал аж 24 литра), потом свернули на трассу S165, ведущую к югу через пустыню, отъехали по ней километра полтора от города, выгрузились и отпустили автобус.

1. Набриаем воду на заправочной станции в Лунтае

2. Вот таких 10-литровых бурдюка у каждого из нас по две штуки. Амид и Тёма

За исключением темной полосы асфальта все вокруг имело светло-коричневую окраску – цвет пыли, густо порывшей и бугристую землю, и низкорослый кустарник и сам воздух, наполненный мельчайшей взвесью. У пейзажа отсутствовала линия горизонта: земля незаметно перетекала в небо. Слабый силуэт асфальтового заводика невдалеке был такого же коричневого цвета.
     Мы расположились подальше от обочины, и занялись сборкой велосипедов. Обнаружилось, что, несмотря на тщательную упаковку, многоэтапная транспортировка все же нанесла некоторый ущерб: был погнут зуб на большой звезде велосипеда Иваныча, небольшая восьмерка на заднем колесе у Сереги.

3. И вот мы на старте...

4. ...а вокруг такая красота!

Я торопливо крутил болты и гайки, не поднимая головы, чтобы вдруг не увидеть, что кто-нибудь уже меня опередил. Через некоторое время Андрей позвал:
     – Завтракать! Саня, тащи кружку-ложку!
Я оторвался от работы, даже не предполагая, что кто-то занимается едой.
     – Ничего себе, какие вы шустрые, – удивился я. – Когда успели приготовить!?
     – Я тебе больше скажу, – Андрей хитро улыбнулся, – это все ТЫ приготовил.
     – ???
     – А мы с тобой сегодня дежурные!

5. Типа "Пикник на обочине", - фантастика, кто не в курсе

Мы еще довольно долго собирались, навьючивали велосипеды, и тронулись только в 12.20. Поначалу тяжелогруженые железные кони проявили строптивость, рыская по дороге, но их удалось быстро приручить. Легкий встречный ветер не препятствовал движению. Иногда через асфальт проносились небольшие пыльные вихри и маленькие смерчи.

6. Вот такие микроторнадо периодически проносились по пустыне

7. Доктора-Игоря сейчас, наверное, унесет смерчем

Ехать по совершенно гладкому прямому шоссе, было легко, а контролировать пройденное расстояние удобно по километровым столбикам и меткам на асфальте через каждые сто метров. Машин было мало, все водители грузовиков обгоняли нас аккуратно, и только один гад явно нарочно придавил нашу велоколонну к обочине и демонстративно медленно проехал вдоль нее буквально в полуметре.

К 16 часам через 38 км мы достигли небольшого населенного пункта на развилке дорог, свернули к западу и поехали через поселок мимо домов и какого-то завода с трубами. Улицу переходили люди, я проследил за ними, потом глянул на завод и увидел над ним быстро увеличивающееся оранжевое облако, похожее на техногенный выброс.

Облако быстро заслонило половину неба, потом дунул шквальный северный ветер и город в одну секунду накрыла пыльная буря. Пешеходы пригнулись от ветра и заспешили, прикрываясь чем придется. Автомобили включили фары и резко снизили скорость. Как-то очень резко стемнело, наступил глубокий сумрак. Микроскопическая коричневая взвесь мгновенно окутала все вокруг, под напором ветра полезла в нос и в глаза. Стало трудно дышать. Вскоре к секущей пыли с песком прибавились крупные острые дождевые капли, начавшие с силой лупить по лицу. Мы остановились, нацепили респираторы, поплотней застегнулись и осторожно поехали вперед, накренившись на ветер.

12. Иваныч и Антон (позади)

Одежда и все вещи быстро покрылись разводами коричневой грязи. Асфальт намок, надутая на него пыль превратилась в слизь. От резкого порыва ветра потерял равновесие, поскользнулся и упал Игорь, потом ураганный удар сбил Антона. Видимость упала до нескольких метров. Приходилось постоянно останавливаться и дожидаться отставших. Мы собирались вместе, любовались друг другом, восхищались стихией и двигались дальше. Так продолжалось около получаса.

13. Андрюха Шаман (слева) и Серега.

14. А это - я. Похож?

Затем дождь перестал, а наша трасса вновь повернула к югу и мы, подгоняемые сильнейшим ветром в спину, покатились очень быстро.

15. Так выглядит глинистая солончаковая пустыня. Деревья редкие, но есть

16. Грузовики везут трубы куда-то в пустоту. Зачем они там нужны, об этом мы скоро узнаем

Для того чтобы уложиться в намеченный график, нам на первом этапе экспедиции – участке «Такла-Макан» нужно было проезжать по 150 км ежедневно. Задача была трудновыполнимая, особенно в первый день. В 17:15 мы остановились на обед.

17. В в этом удобном, и главное, живописном месте рядом с дорогой мы остановились на обед

19. Рома, Иваныч и Жека

20. Антоха

21. Доктор, кажется, недоволен антисанитарией

22. Амид всегда всем доволен

23. Серега, как всегда счастлив

24. Тёму не показал... Вот он - справа добавился. Тоже слегка запылился

На обед мы потратили примерно один час. К этому времени мы накрутили не более трети необходимого. Но даже, если бы мы стартовали с самого утра, это бы не спасло. Уже после пятидесяти километров Игорь и Тема, ехавшие тяжело, стали отставать все больше и больше.
Ландшафт несколько разнообразился: чередование пустынных суглинистых и чисто песчаных земель все чаще оживлялось пространствами более или менее заросшими коренастыми узловатыми тополями. Многие деревья стояли сухими, но попадались и целые живые рощи.

В 20:30 солнце опустилось почти до горизонта, и выглядело бесцветным, чуть голубоватым кругом.

Еще через сорок минут мы переехали по мосту через реку Тарим. Русло главной водной артерии этой местности было совершенно сухим. Таким оно и будет до наступления сезона дождей.

Почти совсем стемнело, и пока хоть что-то было видно, мы поспешили искать ночлег, и сразу за рекой свернули с дороги в темный лес. Здесь приятно пахло влажной корой и прошлогодними прелыми листьями, устилавшими землю. Деревья после зимы были еще голыми, но уже начинали просыпаться.
    Чтобы не потерять Тему с Игорем, на дорогу выставили сменный караул, которому пришлось дежурить почти до 23 часов.

Т -77, 3 км (у Якунина на спидометре – 80 км)
Т (дневной пробег) – 77,5 км
t (время в движении) 4:44;
А (средняя скорость) -16,4 км\час;
М (макс. скорость) – 23,8 км\час.
D (общий пробег) – 77,5 км

Высота ночевки 900м
Температура днем +20-25 С, вечером + 17 – 18 С

Продолжение. Часть 7

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
Втупление (Вместо предисловия)
Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»