lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,

Уходящий лед Байкала 2011. Часть 7

Часть 1 - начало рассказа - находится здесь.

День 5. 31 мая. Мыс Заворотный – м. Елохин – г. Северобайкальск

За час до завтрака (он на «Сибиряке» в 9 часов) корабли вышли из тихого, изолированного залива бухты Заворотней, чтобы продолжить путь на север. Небо оставалось совершенно чистым, ветра тоже не было, и поверхность озера казалась гладкой. Однако в открытом море корабль начало сильно раскачивать встречной волной. Почти незаметный, но мощный накат шел с севера. Это означало, что там, за сотню километров впереди штормит, а к нам докатываются лишь отголоски непогоды. Все меньше и меньше хочется называть Байкал озером.

Через три часа хода наш «Сибиряк» причалил к мысу Елохон.

Здесь находится крайняя северная прибрежная точка границы Байкало-Ленского заповедника, и тут расположен кордон охраняемой территории.

Стоит небольшой дом, баня и несколько хозяйственных построек. Хозяева на кордоне – егерь Володя и сын Василий. Они очень приветливы, рады гостям. Владимир меня узнает: «А вы же уже были у нас!?». Я, честно говоря, даже удивлен. Действительно прошлым летом мы заходили сюда на теплоходе «Маэстро». Но народу нас было человек пятнадцать….

5.Владимир и Василий

К дереву прибит череп медведя. Зверь повадился ходить на кордон и стал опасен. Пришлось от него избавиться. «Проходу уже не давал», - объясняет Володя.

Вообще медведей на Байкале много, а весной после спячки они доставляют массу неудобств, а порой и неприятностей людям. Жрать после зимы зверям нечего, трава еще не взошла, единственная доступная белковая пища – это личинки ручейника. И медведи начинают шариться по зимовьям, да обыскивать помойки вокруг селений. В поселке Давша, например (это центральная усадьба другого – Баргузинского заповедника на восточной стороне Байкала), весной жители без оружия из дому на улицу не выходят. Вот уж где действительно «медведи ходят по улицам», как и принято думать про Сибирь у иностранцев..

Тем временем появилось предупреждение о надвигающейся непогоде в виде Перистых, изумительных по красоте облаков, протянувшихся через все небо.

Остальные три корабля экспедиции не стали заходить на Елохин, а вскоре посовещавшись по рации, капитаны решили, что не стоит идти в Северобайкальск, где ветер гоняет крутые волны, а взять курс к восточному побережью, напрямую к бухте Аяя.

9.Байкальский хребет

Лишь один «Шаман» не стал изменять маршрут. На теплоходах иссякли запасы пива и водки, а без них, как всем понятно, экспедиция становится не такой радужной.

С нашего «Сибиряка» на борт «Шамана» со списком заказов была командирована Аня. Мне тоже хотелось отметиться своим присутствием в Северобайкальске, и в последний момент, когда два судна уже сблизились бортами, меня позвали с собой…. Как от любовницы, к которой внезапно вернулся муж, я бежал из каюты на палубу, застегивая на ходу джинсы и запихивая носки в карманы. С фотоаппаратом на шее и ноутбуком под мышкой (а это еще зачем!? – а чтоб скрыть улики!), я в спешке перелазил с «Сибиряка» на борт «Шамана» подгоняемый криками: «Давай, скорей, волна бьет!»….
     Но, зато потом было очень классно и весело! Напомню, что на «Шамане», как и в прошлые годы бессменно путешествует красноярская школа во главе с Алексеем (Алексеевичем) Снитковым и Димой Шаровым.

В Северобайкальск пришли примерно в 21 час и без всяких приключений. Шторм здесь уже прошел, но дул пронизывающий ветер, а по воде плавали всякие бревна и палки.
Северобайкальск – довольно большой город с пятиэтажками, новой церковью и монументом героям Великой отечественной. Я кое-что поснимал, но нет ничего интересного для показа.

Вернулись на «Шамана» часа через два. Ветер усилился и так стал раскачивать судно, что чудом не стошнило. Хорошо, капитан перевел корабль в более тихий уголок порта.
Северобайкальск стал крайней северной точкой экспедиции «За уходящим льдом», но льда мы так и не увидели. Это было очень обидно, но оставалась надежда, что мы догоним остатки зиму на восточной стороне Байкала.

День 6. 1 июня. Бухта Аяя. Поход на оз. Фролиху

В пять утра «Шаман» ушел из северобайкальского порта, а в 8 часов мы с Аней уже перебрались вернулись обратно на свой «Сибиряк», который вместе С «Татьяной» и «Россией» стоял в бухте Аяя на восточной стороне Байкала.
     В северной части моря-озера не так много мест, куда могут спрятаться от шторма пароходы. А бухта Аяя примечательна еще тем, что от нее в горы натоптана тропа к оз. Фролиха. Поход к озеру – очень популярный туристический маршрут. Сам водоем, разившийся в межгорной долине, весьма велик, и вместе с окружающей территорией входит в охраняемую зону заказника «Фролихинского».

Фотографии Фролихи часто присутствуют в разных изданиях и рекламных проспектах, как свидетельство его уникальности и красоты. Могу сказать, что ни разу я не видел ни одного снимка Фролихи, который бы меня впечатлил. Тем не менее, я всегда хотел побывать в этом месте и с удовольствием принялся собираться в поход к озеру, намеченный на 9 часов утра.

Корабли не смогли вплотную подойти к берегу из-за низкого уровня воды в Байкале, который упал примерно на метр. Чтобы переправить туристов на сушу понадобилось спускать на воду лодки.

13. Песчаный пляж бухты Аяя

На песчаном берегу бухты в одном месте сохранился небольшой остаток ускользнувшего от нас байкальского льда. Я был рад и этому кусочку.

Идти в поход собрались человек 45-50.
Вот такая толпа и отправилась к озеру.

Тропа пробита давно и идет через дремучую тайгу, но она хорошо обустроена: упавшие через поперек дороги стволы распилены, а нагло стоящие на пути деревья просто повалены! :)

Тропа часто петляет, обходя сырые болотистые участки, пробирается между камней, а местами протоптана по толстому дерну, сильно пружинящему под ногами. Путь к озеру, расстояние до которого от бухты 7 км, почему-то занял у нас более 2, 5 часов.

21. Ручей, сбегающий прямо на тропу по естественному по желобу из полусгнившей поваленной лесины

Первое впечатление от встречи с озером полностью совпало с тем представлением, которое у меня сложилось прежде по чужим фотографиям.

Мы провели на Фролихе часов пять-шесть, прогулялись вдоль берега. Я добросовестно выискивал сюжеты, искал ракурсы, но все кК-то не удачно. Мнение об озере у меня не переменилось. В целом, конечно, Фролиха в общем-то не дурна собой, окружена тайгой и горами. Но, видимо я просто «зажрался» подобными видами, которых по северу Забайкалья немерено, и не увидел для себя ничего нового.
      Как ни старался я снять что-нибудь достойное…. Ну, в общем, короче: вот несколько самых «более-менее» картинок.

Заросли леса по берегам Фролихи, кстати очень густые, дремучие и непроходимые

Надо сказать, что больше, чем само озеро, мне понравился путь к нему. Местами это – настоящие дебри. Очень впечатляют заросли бадана и множество живописных буреломов. Но этой дикостью трудно наслаждаться, когда ты движешься в огромной веренице людей. На обратном пути мне повезло какую-то часть времени пройти по тропе в одиночестве.