А на следующее горы целиком скрылись в хмурой пелене, в Чаре пошел нудный дождь, хотя прогноз обещал переменную облачность и грозы. Ясно было, что в горах элементарно валит снег.
Тем не менее, мы, как и намечали, c Серегой и Андреем поехали на Апсат. Апсат – это река в Восточном Кодаре и так же называется крошечный поселок в ущелье руч. Быйки (притоке Апсата).
Раньше этот геологический поселок был крупнее? И здесь даже стояла начальная школа. Сегодня это база угольщиков, возобновивших разведку угольного месторождения. В 90-е годы велась добыча апсатского угля, карьер находится высоко в горах и к нему ведет серпантинистая дорога по борту глубокого ущелья. Туда мы и направились сначала, потому что лично я на Угольном не бывал, а горы там шикарные.
Как и ожидалось, начиная с высоту примерно 1300 – 1400 м дождь превратился в снег. Низкие снежные тучи опустились прямо в ущелье, но ветер периодически их разгонял, и на склонах и гребнях открывались многочисленные скальные останцы. Эти башни, пирамиды и столбы возникали и исчезали, как привидения из тумана.
1.

2.

Сильный снег шел без перерыва и дворники в машине выключались только во время остановок.
3. Капли на лобовом стекле

4. Останцы

В 80-е годы прошлого столетия в районе месторождения, кроме основной дороги на карьер, было пробито много второстепенных. Сейчас они частично засыпаны обвалами, но какое-то расстояние можно проехать. Мы пытались подняться по одной, другой дороге….
Серпантины проделаны на крутых склонах через курумы, заросли кедрового стланика и лиственничную горную тайгу. Взрослая лиственница, между прочим, - очень красивое дерево. Но, больше всего на меня произвел впечатление аромат, которым был насыщен воздух. Наверное, словами его не описать, но я попробую. Это сложный букет запахов мокрых мхов, влажной хвои, снега и прелого дерева. Ни одна городская цветущая клумба не сможет соперничать с таким благоуханием.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Вдоволь надышавшись горно-таежным воздухом? Мы вновь спустились к поселку в зону дождя, и оттуда стали подниматься по другой старой, но обновленной дороге в другое ущелье? – один из развилков руч. Быйки.
В последние два-три года геологи возобновили разведку Апсатского месторождения и буровики сверлят в горах новые скважины. Одна из буровых стоит очень высоко, прямо под перевалом. Бурят тут с октября прошлого года. Дорогу расчистили мощным бульдозером и постоянно подвозят «Уралами» к ней всякие материалы, в том числе воду для бурения. Водовоза, заполняющего емкость, мы встретили внизу на ручье.
16.

Дорога к буровой очень узкая и сложная/ Двум машинам не разъехаться, поэтому водитель связывается по рации и предупреждает о своем движении наверх.
Серпантин закручен очень резкими петлями. Чтобы повернуть, “Уралу” приходится маневрировать в несколько приемов. Даже УАЗик не вписывается в поворот.
17. Разворот

Буровая вышка накрыта чехлом. Это – вроде огрмной трубообразной палатки. Прошлой осенью один такой чехол содрал ветер и буровикам пришлось преобретать новую защиту. В это время бурение было приостановлено.
18. Буровая

Андрей на маленьком пятачке сложными маневрами зазъехался с водовозом, еще с одним “Уралм” и с будьдозером, чтобы не мешать их работе и остановился на последнем отрезке, куда сделана дорога. От этого места до вершины гребня остается совсем немного. Время – 18 часов.
Мы занесли рюкзаки наверх и стали искать место для палатки.
19. Ищем место

Снег идет без остановки, пейзаж практически не содержит красок. Наша палатка и наше присутствие немного расцветило черно-белую картинку.
20.

21. А это - я :)

Вокруг – настоящая зима. Правда, не так уж и холодно. Май ведь на дворе, как –никак.
Мы готовим ужин и забираемся внутрь палатки; тут теплее.
22.

Время от времени выглядываем наружу, там ничего не меняется. На закат рассчитывать уже не приходится, будем надеятся на утро.
23.

Интересно, чт в первые секунды, как вылезешь из палатки, снег и небо кажутся отчетливо розовыми. Потом глаз адаптируется… . Это – к вопросу о правильном баллансе белого.
24. Гребень. С той стороны, на склоне стоит буровая

В спальники мы залезли около полуночи. К этому времени палатку уже прилично присыпало снегом. Ну, и кто же скажет, что не надо было брать с собой водку!? Тем более, завтра праздник – 9 Мая.
Продолжение