lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Не успел я выполнить одно обещание, как тут же не успел выполнить следующее...

...и так одно за одним.... Обещал вторую часть "Сплава в сухом режиме..." - не успел. Обещал про царский рудник Гурбанджу, прекративший существование уже в советское время . Не написал. Собирался до Нового года подвести фотографический итог 2010-го...
    Не закончил полный отчет "Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас". Чуть-чуть не доработал Северную Индию - Непал. Начал и остановился на истории о своем первом альпинистском опыте на Кодаре. На половине отложил рассказ о зимнем восхождении на гору Акулий Плавник в Южно-Муйском хребте. И много чего еще... Но, я не жалуюсь и не прибедняюсь. Я работаю! Я продолжаю копить новые залежи материалов.

    Последнее, что я обещал, - чистосердечно признаться какой фототехникой я пользовался в велоэкспедиции по пустыне Гоби и каким образом происходил сам процесс фотосъемки. А еще меня просили читатели опубликовать некоторые снимки в большом размере. Вот, тогда я сейчас два плюсика себе и поставлю.

    В Гоби я брал с собой одну камеру - Canon EOS 1Ds Mark II и три объектива к нему:
CANON EF16-35mm f/2.8L USM,
CANON EF28-70mm f/2.8L USM
CANON EF70-200mm f/2.8L USM
Кроме того у меня был конвертер: Extender EF 2x, который позволяет увеличить фокусное расстояние объектива вдвое.

     Наверное, нет нужды даже новичкам объяснять для какой цели применяются широкоугольные и длиннофокусные объективы, при этом хочу лишь остановиться на одном моменте. Многие полагают, что для пейзажной съемки необходим и достаточен лишь широкоугольник. Во многих случаях (а, может, и в большинстве) - это верно.Я заметил, что наиболее часто в ландшафтной съемке я использую фокусное расстояние около 35 мм. Но, это - не догма, не аксиома и не пример для подражания. Я очень люблю снимать пейзаж телевиком. И пусть это будет моим первым полезным советом: обязательно нужно иметь телевик, особенно, если вы собираетесь в горы. Как правило, величие гор можно передать только объективом длинным фокусом. Конечно, чаще всего в горах возникает проблема, что даже самым широким углом не удается охватить весь пейзаж, а очень хочется.... Но, чем шире угол, тем больше искажается перспектива. Объекты второго плана на снимке уменьшаются в размере, горы становятся "ниже и мельче". В таком случае правильнее не менять объектив на "еще более широкоугольный", а просто сделать панорамную съемку и сшить затем кадры в графическом редакторе. И это - мой второй совет. Надо помнить, что нормальному человеческому зрению соответствует фокусное расстояние объектива 50-52 мм. (Но, все эти цифры справедливы для полноматричной камеры. Если матрица меньше, нужно соответственно пересчитать. И в этом плане большой плюс зеркальных камер, что меняя объектив, вы через видоискатель видите будущий кадр в натуральных пропорциях и перспективах).

   
    Однако увлекся... Короче, у меня было три объектива. Но, лишь вначале путешествия. Сперва я поставил 16-35, снимал им на первом этапе, при заезде. Например, в поезде, где иным способом в тесном пространстве невозможно охватить событие. И первые пару дней со старта я пользовался тем же объективом. А как вы помните, дороги в Гоби - это стиральные доски. И вот через два дня я решил поставить свой основной, более универсальный объектив 28-70, пригодный и для пейзажа, и для портрета. Но было уже поздно. От жуткой тряски на дорогах что-то в нем заклинило, и трансфокатор застопорился где-то на 50 мм. Меня это совсем не устроило.... И всю экспедицию практически я отснял одним "стеклом" - 16-35 мм. Как я и сказал выше, это - наиболее употребительные цифры в пейзажной съемке. И мне, по большому счету, хватило бы одного этого объектива. Вот несколько снимков (с экзифами), сфотографированные CANON EF16-35mm f/2.8L USM

Оазис Зулганай

Tv 1/20Sec, F22 , ISO 100, Focal Length 20,0 mm



Каньон Хэрмэн-Цав

Tv 1/30Sec, F11, ISO 100, Focal Length 16,0 mm




Обоо у источника Нарамдац

Tv 1/30Sec, F20, ISO 100, Focal Length 18,0 mm





    А вот для следующих двух снимков понадобился длиннофокусный объектив.

    Саму красную пустыню я снял широким углом, а вот луну пришлось фотографировать телевиком и впечатывать на то место, где планета и висела в небе, но уже в гипертрофированном размере.

Красная пустыня

Tv 1/125Sec, F20, ISO 400, Focal Length 26,0 mm




    Претензии к некоей, якобы, искусственности данного произведения я заранее отметаю, и объясняю это так: фотографический объектив и человеческий мозг - это не тождество. Я видел глазами одновременно и огромную луну, и просторный ландшафт. Я не имел технической возможности снять зрелище в один прием, но зато смог хорошо его запомнить и впоследствии воспроизвести свое впечатление другим техническим методом.


    Горы Наён -Ол сняты с расстояния 10 км. Для этого к объективу 70-200 на максимальном фокусе я добавил экстендер и получилось фокусное расстояние 400 мм. Это тот самый случай, когда из-за одного-двух кадров стоит таскать в своем рюкзаке всякие фотографические тяжести.



Tv 0,4Sec, F29, ISO 160, Focal Length 400,0 mm




    Для того, чтобы фотографировать на таком большом фокусе и тем более, с длинной выдержкой необходим штатив. Причем штатив тяжелый, основательный. Я был вынужден возить его с собой, хотя пользовался им весьма редко. В данном случае штатив пригодился, но, как оказалось, чаще всего в пустыне Гоби он был практически бесполезен. Дело в том, что постоянные ветра имеют такую силу, что даже мощный штатив не спасает от "шевеленки". И выход из этой ситуации один: увеличивать чувствительность, за счет чего сокращать выдержку и стараться снимать с рук.


    При съемке пейзажа я всегда работаю в режиме приоритета диафрагмы и стремлюсь максимально закрыть диафрагму. Это позволяет увеличить глубину резко отображаемого пространства в снимке. Опять же желателен штатив. И опять же каждый раз возникают сложности его использовать. У нас в команде было оговорено, что мы не станем ограничивать фото- и видеосъемку в угоду графику движения. Но и вовсе замедлять темп движения ради искусства тоже было нельзя, иначе бы мы никуда не успели. Поэтому все время искали "золотую середину". Во всех интересных, красивых местах мы останавливались настолько, сколь это было необходимо.
    
    Я снимал утром, вечером в режимные часы, а днем - на привалах, либо просто останавливался и затем догонял группу. В этой связи штатив не самая удобная штука для оперативной съемки, тем более, что нужны были и жанровые кадры.

    Что еще может быть полезно знать о специфике съемки в пустыне: здесь очень много пыли и мелкого песка в воздухе. Даже при слабом ветре, не говоря уже о пыльных бурях, защитить фототехнику (а еще хуже - видео) очень сложно.Я старался крайне редко и аккуратно менять объективы, но все равно в результате похода цифровая матрица ужасно загрязнилась.

    Если у вас возникнет вопрос о фотофильтрах - поляризационных или градиентных, то я скажу, что продолжаю их возить с собой, но давно перестал пользоваться. Мне не нравится искусственно черно-синее небо на фотографиях. И, к тому же, необходимого эффекта я умею добиваться в графическом редакторе.

    Еще раз, поскольку речь идет о фотографии в пустыне, хочу сказать, что "пустыня" на самом деле не уступает по фотогеничности другим ландшафтам, а в чем-то даже их и превосходит. Я никогда не видел такого количества и такой сочности радуг, как в Гоби. На открытых пространствах ничто не мешает любоваться феерическими картинами, творящимися на небесах в закатные или грозовые часы. А многие явления природы, которые мы встретили здесь, - просто уникальны. Пустыня не является синонимом слова "вакуум".


Tags: Гоби-2007, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →