lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,

Предзимний Байкал или … (Часть II )

… или Девяносто путешествий из Арктики в Монголию с субботы по пятницу

Часть I, - Начало здесь

Часть Вторая: С вторника до пятницы

2 ноября. Вторник. Сегодня добыли свою рыбу, но поймали совсем немного: сети почти пустые.

Проверяем сети

Сергей Макаров-"Алтуфьевский"

Снова причалили к Змеиному ключу, и после контрастных купаний перешли на другую сторону бухты. Тут к нам опять с гостинцами наведались «гардемарины». Гостинцы весили каждый по килограмму минимум.

Погода шикарная. Можно сказать, что даже не холодно. Олег вообще не одевается.

- Олег, а как это ты не мерзнешь!?
- Легко! Зальешь с утра тосол - и весь день тепло!

Станислав обдумывает кандидатуры попутчиков в Монголию

Фотографией увлечен не я один. Все, у кого имеется фотоаппарат, с самого утра носятся по палубе в погоне за карточками, время от времени самокритично восклицая: «Эх, такой кадр упустил, лошара!». – «Ну, значит, ты - фотолограф!».
На обед подали: тарелочку свежей байкальской икры, рыбный пирог и три круиза «Арктика – Гоби» под соленого сига. Путешествуется с севера на юг хорошо, но частота и скорость рейсов к вечеру стала как-то снижаться. Немного утомительно, однако…. И по каютам народ разбрелся по каютам что-то слишком рано: не было еще и часу ночи. Перед уходом повсюду выключили свет.

Предотвращенный акт непреднамеренного терроризма

Я допоздна в непривычной тишине еще долго писал отчет «Такламакан-Тибет», потом тоже лег спать, но посреди ночи вдруг встал и надумал посетить гальюн. Спросонья я никак не мог найти выключатель, нащупал дверную ручку и зашел внутрь, пытаясь в полной темноте разглядеть унитаз. Ничего не было видно. Тогда я решил действовать на ощупь, прицецеливаясь примерно туда, где ему место. В этот момент я коленом задел что-то мягкое и понял, что это – человек. «Ты что, тут спишь на горшке!?» – негромко удивился я. И в ту же секунду врубился, что я нахожусь в голом виде в соседней каюте, свесив кое-что над нижней шконкой. К счастью, я еще не начал сам процесс, и хорошо, что потенциальная жертва не проснулась. Иначе случай мог бы произойти совершенно несчастный.

Утро 3 ноября (среда) оказалось совсем пасмурным, и не порадовало даже плохоньким рассветом. Прогноз погоды был нехорошим, и после того, как сняли сети, мы начали переход к западному берегу Байкала в Заворотнюю бухту. По крайней мере, план был такой. Перед тем наш корабль прямо на воде пришвартовался к рыболовецкому «Гардемарину» и поделился топливом, перекачав в его баки 200 литров солярки. Мужики находились на промысле уже четырнадцатый день и сегодня тоже решили двигаться в обратный путь.

В 10 часов «Сибиряк» вышел в открытое море. Началась изрядная качка, и планы тут же переменились. Мы уже не шли в Заворотнюю через весь Байкал, а направились пережидать волну в ближайшую тихую бухту.

На Большом Ушкане

К полудню пришли на Большой Ушканий остров. Полтора часа ходил о берегу с фотоаппаратом. Тут находится популярная у туристов-фотографов мраморная скала, похожая на слона, пьющего воду из Байкала.

Берег Большого Ушканьего острова

Окаменевший слон

Вернулись на корабль, капитан отвел его от берега и поставил на якорь, чтобы судно не било о камни. После обеда (с незначительными алкогольными злоупотреблениями) кают-компания закономерно опустела. Погода пасмурная, солнце пробивается лишь изредка…. Я тоже ушел спать к себе в каюту.

В начале пятого Сергей Копылов («Ветер странствий») пришел разбудить меня: «Сейчас начнется».
Я поспешил на палубу. Действительно уже началось. А потом стало меняться каждые несколько минут. Сначала огромное белое облако отражалось в темной воде, покрытой мелкой рябью. Затем по склонам гор на дальнем берегу пошли красноватые отсветы, а Малые Ушканьи острова – Долгий и Тонкий – окрасились в оранжевый цвет и засветились. Брызги прибоя на мысах Большого Ушканьего сверкали в закатных лучах. Закончилось представление в 17 часов огненными облаками над темно-зеленой водой.

В бухте, где мы стояли, было тихо, но в море сильно штормило. «Гардемарин» сделал попытку в другой залив, но быстро вернулся и тоже стал на якорь поблизости. Капитан со Стасом решили выждать часов до пяти утра и потихоньку пробовать выбираться.
А сегодня на вечер – сауна (впрочем, как и до этого каждый день).
В салоне снова до ночи стоял жуткий гогот. Характерно, что не слышно ни рыбацких, ни охотничьих историй, а только бесконечные приколы и экспромты. Самые красавцы, безусловно, – это Стас и Олег, которые с каждым стаканом становятся все остроумнее.

4 ноября. Четверг. В семь утра, как только начало сереть и из ночной темени проявились берега, «Сибиряк» поднял якорь и пошел на юг в направлении северной оконечности о. Ольхон. «Гардемарин» вышел с нами одновременно.
Волнения в море почти нет, но давление низкое, и, по мнению некоторых бывалых пассажиров, волна может начаться уже часа через полтора. А ходу до мыса Хобой примерно пять часов.
Фотоаппарат положил поближе, но снимать нечего: и Байкальский и Баргузинский хребты накрыты серыми тучами, из которых местами сыпется снежная пыль. Хотя,… вот на несколько минут через дыру в тучах веером пробились солнечные лучи….

В 12 часов близко подошли к Хобою и увидели большую стаю чаек над водой. Это признак того, что внизу ходит омуль. Эхолот засек большой косяк. Рыбаки просят капитана стать в дрейф, быстро собирают спиннинги и опускают снасть метров на 30-40 под воду. Омуль, действительно начинает ловиться, причем крупный.

Часа через два рыбный косяк уходит ко дну, а со 150-ти метровой глубины его уже не выманить. Капитан запускает двигатель.

Планы несколько раз меняются в течение короткого времени. Теперь мы уже не идем к мысу Хобой, не высаживаемся на берег и я вновь не увижу скалы Три Брата. Погода остается спокойной и такой же пасмурной, но прогноз очень плохой: штормовое предупреждение. Ожидается ветер силой до 25 м\сек. Идем ходом мимо Ольхона. Останавливаемся у мелких островов в южной части Малого Моря, пробуем рыбачить, но безрезультатно. Ждем бурю и планируем, в какой залив будем он нее удирать и в какой бухте прятаться. Одного мнения нет, и кто-то предлагает: «Давайте спросим у помощника капитана». Виктор регулярно выходит из рубки за новой порцией кофе и попадается нам на палубе.
     – Витя, если мы тут еще порыбачим, сколько до ходу Хубына ?
     – 30 минут нахуй
     – А до Мухора долго плыть?
     – 40 минут нахуй
     – А до МРС-а за сколько дойдем?
     – До МРС час нахуй

Даже не зная всех этих слов, из интервью можно было четко уяснить: если начнется шторм, то чтобы спастись нам потребуется от 30-ти до 60-ти минут нахуй. Картина в общем, короче, ясная: успеем, не утонем.

Рыбы в итоге так и не поймали. По ночи пришли в МРС и пришвартовались у паромного причала. Родился новый план: Сергей Копылов пообещал, что утром возьмет на своей базе «Ветер Странствий» ; (здесь на Малом Море) автомобиль, и мы поедем на берега Моря Большого. Идея шикарная!

5 ноября. Пятница. Дует очень сильный холодный «северо-запад», но море не штормит. Даже как-то слегка обидно. Но, зато планы на этот раз не меняются. Мы переваливаем через степные горы к Большому Морю и гуляем над его обрывистыми берегами. Я делаю для себя новое открытие: здесь едва ли не красивее, чем на том же Ольхоне. Виды сверху просто замечательные, правда, освещение не самое лучше. Попасть бы сюда в рассветное или закатное время…. Но, как бы, и сейчас очень не дурно!

Большое Море

Малое Море

Мы проводим на экскурсии около четырех часов, возвращаемся на корабль, обедаем и собираем вещи. Автобус в Иркутск нас уже ждет у причала. Осталось лишь купить обратный билет, чтобы уехать в Читу. Похмельем я никогда не страдаю, но головная боль уже надежно обеспечена: дома разбирать больше тысячи новых байкальских снимков и мучиться сомнениями выбора…

Иркутск-Байкал-Чита
Ноябрь, 2010

______________________________________________________________________________________