lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

ПВД по КБЖД или Вагон Терпимости

   ПВД - это поход выходного дня, а КБЖД – это знаменитая «Кругобайкалка» – железная дорога, построенная в начале XX века вдоль берега великого озера. Она соединила две части Транссибирской магистрали, разделенные Байкалом и хребтами, окружающими его. Строительство КБЖД в сложных горно-геологических условиях потребовало оригинальных инженерных решений, огромных трудозатрат и финансовых вложений из-за чего дорогу очень образно назвали «Золотой пряжкой стального пояса России».



     Сегодня основная ж\д трасса идет напрямую из Иркутска в Слюдянку, минуя Байкал, но Кругобайкальская дорога продолжает эксплуатироваться. По ней курсирует рабочий поезд «матаня», развозящий продукты по нескольким прибрежным деревням. Но, главным образом, КБЖД теперь – туристический объект. Красивые мосты, подпорные стенки, изящно выложенные из грубо обтесанного камня, эффектные многочисленные тоннели и защитные галереи, коих по маршруту длиной примерно 90 км насчитывается несколько десятков, и, конечно же, шикарные виды Байкала – это то, что привлекает сюда любителей природы, старины и инженерной архитектуры.








Мосты у станции Половинка


     Немало туристов ходит вдоль КБЖД пешком с рюкзаками и палатками, но на такое путешествие нужно как минимум несколько дней и некоторую подготовку, а вот туристический поезд, который курсирует между Слюдянкой и портом Байкал четыре раза в неделю круглый год доступен всем желающим. Это и есть ПВД, который теоретически не предполагает никаких физических усилий. Покупай путевку примерно за 1300 руб., тебя рано утром из Иркутска увезут на автобусе в Листвянку, оттуда на теплоходе за 20 минут доставят в порт Байкал, что на другой стороне истока Ангары. А дальше садись да посиживай в комфортабельном вазоне электрички, слушая гида и глазея либо в окно, либо в телевизор, где крутят фильмы про байкальских нерп и медведей. Или никуда не смотри и никого не слушай, а просто наливай да пей с друзьями всю дорогу.

     На станцию Слюдянка поезд приходит около восьми вечера, а затем к 23 часам доставляет отдыхающих обратно в Иркутск уже по Транссибу. Все то же самое: глазеть, слушать, наливать да пить можно и в обратном порядке: Иркутск - Слюдянка (утром) – КБЖД - порт Байкал – Листвянка (паром) – Иркутск (автобус поздно вечером).

     Короче говоря, физических напряжений – никаких. В этом я убедился. Но не нужно забывать, что для ПВД по КБЖД могут понадобиться усилия другого рода – психические. И в этом я убедился тоже. Могу сразу сказать, что я лично морально ничуть не пострадал и остался вполне доволен маленьким культурным путешествием, но, по моим наблюдениям, в конце воскресной прогулки были в нашем вагоне и утомленные туристы.




Вагон терпимости



     По телефону, еще не выезжая из Читы, я договорился с организаторами, что присоединюсь к туру на конкретном причале в Листвянке, куда в воскресенье к 10 утра всю основную группу привезут на автобусах из Иркутска.
     С вечера я обдумывал предложение Осиповых, у которых ночевал в Листвянке, дать мне тулуп и валенки для того чтобы я смог договорившись с машинистами, ехать с фотоаппаратом на передней площадке тепловоза и не околеть там. Утром я отказался от этой идеи и вскоре убедился, что правильно сделал.

     К причалу один за другим подъехало несколько туристических автобусов, и теплоход заполнила пестрая и праздничная шумная толпа. В валенках и тулупе я бы смотрелся в ней не очень гармонично. Тем более, когда мы переправились в порт, к месту посадки в вагоны, я увидел, что туристический поезд – это современная обтекаемая электричка, и у тепловоза вообще нет никакой наружной площадки.
     Шумной толпа выглядела в основном из-за группы шестиклассников с несколькими учителями. К вечеру я выяснил, что школьников было всего одиннадцать человек, но всю дорогу казалось, что их минимум пятьдесят.

    В составе было три вагона и конечно мое место оказалось во втором – в том же, куда сели все пятьдесят одиннадцать школьников, причем, в непосредственной близости со мной. Надо ли говорить, что дети тут же начали что-то делить, доставать еду, носиться по вагону, отбирать друг у друга термос. (Половина взрослых, кстати, занялись ровно тем же, но, только, степенно и без визга). Поезд еще не успел тронуться, а мои соседи – молодая пара – бросились искать тихое место в вагоне. Они ушли, и тут же на их место попросилась другая, еще более молодая пара: «Тут свободно? Можно мы сюда сядем, а то там невозможно находиться из-за детей». – «Садитесь, пожалуйста, - удивился я, - но буквально только что отсюда ушли парень с девушкой по этой же причине».




     Разумеется, когда поезд тронулся, и гид по радиосвязи стал что-то говорить, ни единого его слова разобрать было нельзя.

     В первом вагоне тоже никто не слушал гида и не интересовался видами за окном. Тут с первых же минут «экскурсионной» поездки стартовала запланированная коллективная пьянка. Шикарная, кстати говоря, идея – передвижной пикник на Байкале. «Их же абсолютно ничего не интересует. У них корпоратив!», - вскоре жаловался машинистам один из сопровождающих от турфирмы.



     В течение светового дня, до тех пор, пока можно было что-то фотографировать, я практически не сидел на своем месте. Машинисты тепловоза разрешили мне находиться в кабине, и там почти все время движения поезда я и провел. Состав идет очень медленно: 20-25 км\час, и некоторые кадры удается снять через открытое окно тепловоза, но есть много возможностей и для более вдумчивой неторопливой съемки во время многочисленных остановок, которые поезд делает в самых интересных местах. Можно выйти, прогуляться, послушать, что рассказывает экскурсовод.








Рыбацкий залив




   Одна из плановых остановок - Итальянская подпорная стенка. Это – одно из самых примечательных сооружений Кругобайкалки и ее символ.










     Времени для прогулок достаточно, при этом самая долгая стоянка (более полутора часов) - на станции Половинка в середине пути. Тут было время поесть пельменей в местной закусочной под рюмочку настоящей домашней кедровой настойки. Самые разгоряченные залезли окунуться в Байкал. На пляже группа самодеятельного хора пела народные песни и водила хоровод вокруг какого-то дедушки. Чуть позже я узнал, что оказывается они - тоже пассажиры нашего второго вагона.

     Все дети, какие были в поезде и многие взрослые облазили старый паровоз-памятник, стоящий на станции, а пацаны успели сбросить с моста в воду около ста килограммов камней. Мосты, между прочим, на станции Половинка очень примечательные: один каменный арочный, другой ажурный железный.


Деревенька Половинка










     В Половинке совсем немного домов и по не очень внятному пояснению одной из старожилов – 71-летней бабы Капы в поселке живет всего лишь двенадцать семей. Капу мы встретили возле единственного в селении, но очень востребованного ларька, торгующего пивом. В нем она только что приобрела заветную банку «Балтики», а затем подсела на завалинку к своей подруге – малоразговорчивой 80-летней тете Оле. Вскоре к ним, пошатываясь, присоединилась Олина племянница, поведавшая со слезой о своей тяжелой судьбе: «Папа по весне умер, ее брат. Потому и пью…».













 

    Ключевым пунктом маршрута является Тоннель №18 "Киркирей 3", где в сентябре 1904 года произведена стыковка Великого Сибирского пути и забит последний костыль, о чем и выбита надпись на мраморной табличке.




   Кровля тоннеля является отличным обзорным местом, откуда ткрываются хорошие виды на Байкал.









     Благодаря машинисту Владимиру и его помощнику Евгению я узнал чуть больше, чем это было возможно. Меня заранее предупреждали, например, о том, что «сейчас будет тоннель, через который хорошо виден следующий». Проезжая мимо шикарной ведомственной дачи железнодорожников, состав чуть притормозили, чтобы я успел ее сфотографировать роскошную заимку.





   Потом Владимир показал пень на склоне, из которого вырезан истукан, и сказал, что сейчас остановимся и я успею к нему сходить. Я поднялся к истукану и обнаружил, что с этого места можно сделать неплохой кадр Кругобайкалки. Точнее, можно было бы... если бы не такое жесткое солнце. Надо будет теперь обязательно вернуться сюда как-нибудь еще раз..








     Стало смеркаться, а дистанция КБЖД заканчивалась и выходила вскоре уже на Транссиб. Я сделал еще несколько снимков, поблагодарил машинистов и пошел к своему месту.







   В первом вагоне пикник, похоже, пошел на спад, и часть отдыхающих уснула, положив головы на стол. Кто-то, заметив мой большой фотоаппарат, поинтересовался: «Вы снимаете для газеты «Иркутская новь?» - «Для журнала «Иркутская земля и глина»», - отшутился я.

     В нашем втором вагоне ничего не изменилось: все тот же шум и гам. Молодые пары, пересевшие в самом начале, вернулись на свои места; их об этом попросили проводники в связи с тем, что пути пассажиров в вагоне прибавилось.



     В Слюдянке электричка немного постояла и тронулась в Иркутск. Экскурсионное сопровождение больше не требовалось, поэтому по телевизору на всю громкость проводники включили караоке с отвратительным звуком. Неутомимым детям стало плохо слышно друг друга, и они взялись кричать громче, как на школьной перемене. В это время самодеятельный хор из шести или восьми солисток, подпевавших сперва под телевизор, разочаровался в предложенном репертуаре (типа «Птица счастья завтрашнего дня»), и перешел на собственный – народный. Телевизор не сдавался, но женщины своими стройными напевами легко заглушили его динамики и по силе звука почти вышли на уровень школьного шума. Войдя в раж, солисты хора принялись в ритм своего пения колотить ложками по столу и греметь, как литаврами, металлическими кастрюлями, освободившихся от еды. Однако это не принесло пенсионерам акустической победы над учениками, которые, в свою очередь, адекватно прибавили криков и визга. Мои соседи стали хвататься за голову, сходя с ума от этой какофонии, и уже не понимая, кто больше истязает их барабанные перепонки: дети или взрослые. Другим соседям в конце вагона периодически становилось душно, и они отворяли окно, через которое врывался ледяной воздух, добавляя свою порцию неудобств во всеобщий хаос.

     Сам себе удивляюсь, но почему-то меня все это лишь забавляло, а вовсе не бесило. «Давайте радоваться, что снами на экскурсию не поехал духовой оркестр и ансамбль бального танца из дома культуры!» - предложил я соседям. Это противоядие сработало, а в 23 часа я сошел на станции Академическая, чуть раньше конечной станции...

     Я хочу думать, что поездка -таки закончилась благополучно: без кровопролития и самоубийств.


Tags: Байкал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →