lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,

Грета, ну ты, конечно, это самое…, прости!

Предновогодний марш-бросок из Дворцов в Яблоньку, 2019

После того, как девочка Грета Тунберг наорала на всех взрослых за то, что мы довели мир до глобального потепления, и была признана за этот истерический наезд «Девочкой года» (вернее, «Человеком года»), я расслабился и перестал бояться предстоящей зимы.

Грета Тунберг и Вадик Иванов (Иваныч).
Вадик делает вид, что он тут ни при чем - не виноват в потеплении. Да и не чувствует он никакого потепления. Вот-вот щеки отмерзнут!
А Грета не замечает сибирских морозов!

И ведь на самом деле нынешняя осень у нас в Забайкалье необыкновенно затянулась, пришел декабрь, а морозов фактически так и не случилось. А я же прекрасно помню, как прежде, лет 30 - 40 назад уже 7 ноября в день празднования Великой Октябрьской социалистической революции на демонстрацию приходилось надевать овечий полушубок, собачью шапку-ушанку и оленьи унты! Короче, повторюсь, я расслабился, и когда Директор Походов нашей команды «Gobike» где-то в середине ноября предложил перед Новым годом в качестве тренировки совершить небольшую (километров на 40-50) однодневную пешую прогулку по Яблоновому хребту в окрестностях Читы, я, конечно же, с легкостью заявился в участники.
О том, что это была по сути подстава от Греты Тунберг, стало понятно примерно после 15 декабря, когда настоящие морозы – за минус тридцать – все-таки пришли в Забайкалье и прочно тут установились.

Но у нас, как бы не очень принято отменять опрометчивые решения, и поход назначили на 29 декабря. Серега (Директор Походов) изучил космо-снимки и карты, нашел лесные дороги и нарисовал трек длиной около 40 км по хребту на участке между урочищем Дворцы и кафе Яблонька (то популярное кафе, что у трассы на подъёме к Арахлейскому перевалу). Стартовать решили от дач в районе Дворцов и шагать на север и северо-восток в направлении вероятного места ужина.

Команда набралась из шести человек (можете называть нас доверчивыми безумцами), собраться договорились в 7:30 в районе Северного микрорайона, и оттуда двумя машинами выдвинуться к месту старта.
Я живу за городом, и это могло бы стать отмазкой от марш-броска (трамваи не ходють, в такси не содють). Но друзья пообещали, что в 7 утра за мной заедут.

… Легко сказать «заедут», попробуй, найди эту Карповку, эту улицу и этот дом. Темень, мороз - 32, туман, фонарей нет…
Саня Авдеев (за рулем) и Саня Бусоедов двадцать минут искали в ночи нужный отворот и трижды его проскакивали. У меня уже затеплилась надежда, что так и не найдут, и я отправлюсь дальше спать…, но они настырные, таки нашли и вытащили меня на мороз.

Ну а дальше рассказ о походе можно сопровождать картинками. Хотя и не с самого начала, потому что стартовали где-то в 8:30 – 8:40, еще в темноте, и первые километры шли по дороге с фонариками. Да, честно говоря, и фотографировать в этот момент не сильно хотелось.

Потом подошли к подножию гор, и начался довольно крутой подъем по заснеженному лесу, кустам и камням. Тем временем начало светать, и к моменту, когда пробились первые солнечные лучи, мы были уже на гребне, усеянном мелкими и большими скалами.

Первые рассветные лучи, первые скалы и первое групповое фото

На фото слева направо: Андрей Шаманский, Иваныч, Саша Бусоедов, Сергей Якунин (Директор Походов), а за ни не видно Колю Кудрю

Кто не знает, Дворцами эту падь зовут именно благодаря многочисленным гранитным скалам причудливых форм, торчащим по обеим сторонам долины и особенно по гребням отрогов Яблонового хребта. Место довольно известное и любимое читинцами. Сюда приезжают и на пикники, и чтобы полазить по скалам.

Но мы, однако, пошли не по самой популярной, а по другой, практически никем не посещаемой части Дворцов, и поэтому менее изгаженной всякими любителями пожрать и не прибрать за собой мусор. … Но черт с ним – с быдлом, не об этом рассказ, а о походе, Яблоновом хребте и жутком морозе, который, кажется, на рассвете еще усилился. Во всяком случае, я очень скоро почувствовал, что приморозил кончик носа об металлический корпус фотокамеры.

Снега немного (его всегда в наших местах маловато), но все же он сильно украшает пейзаж.

Вот тут Коля Кудря виден хорошо, он в центре  группы

Снег скрывает часть бурелома и горельника, которым завалены склоны (местами очень густо). Снег хоронит и маскирует антропогенный мусор, который, конечно, тут все же повсюду валяется. Снежный иней покрывает изящной коркой растительность, лежит искрящейся шубой на камнях…. Короче, это просто красиво :-)

Наверху, спустя два часа хода мы слегка перекусили, попили чай из термоса и затем спустились с Дворцов в соседнюю падь...

...где вышли на первую лесную дорогу.

Дальше снова начался плавный подъем на водораздел.

Таких дорог накатано немало, но поскольку наш маршрут был проложен примерно по оси хребта, периодически приходилось делать переходы по бездорожью, по дикому лесу, чтобы попасть на следующую подходящую дорогу. Так и шагали, с редкими остановками на перекус и глоток чаю.

Примерно в середине пути, когда позади было уже километров восемнадцать, мы сделали привал с костром и нормально вскипятили чай в котелке.

Погода стояла прекрасная – очень морозная, но солнечная и ясная, с чистым голубым небом. При этом долину р. Читинки укутал плотный ковер смога. Местами между сопками открывался вид на восток, где город и окрестности в котловине, заполненной белесым дымным облаком.

В половине шестого вечера начались сумерки, и зимняя черная ночь стала стремительно наползать на промерзший, заиндевелый лес. Последние отблески заходящего за горы солнца ненадолго окрасили верхушки лиственниц розовым светом. Силы не только в ногах, но и во всем теле к этому времени заметно поиссякли. Организм отчаянно требовал сладкого и горячего. А до выхода на трассу оставалось еще километров восемь – десять.

Быстро и жадно перекусив печеньем, конфетами, допив остатки чая в термосах, мы пошагали быстрым шагом, насколько это было возможно. Вскоре пришлось включать фонари, и последние полтора часа мы шагали при искусственном свете. И эти оставшиеся километры показались какими-то особенно бесконечными.

Дорога пошла в основном на понижение, однако попался на этом последнем отрезке нашего марш-броска и один затяжной крутой бугор.
Наконец, в половине восьмого вечера мы подошли к кафе Яблонька, и тут попали в какой-то эпицентр холода. Температура явно здесь держалась ниже -35 градусов. Так-то и до этого было совсем даже не жарко, а тут лицо мгновенно защипало морозом. И в это время в черном небе мы увидели длинную – предлинную цепочку движущихся друг за другом звезд! Редчайшее явление – 60 спутников для глобального интернета Starlink, запущенные Илоном Маском как раз в этот момент паровозиком пролетали над Читой!

Встречавшие нас друзья в кафе уже накрыли стол с позами, чаем и блинами! Оптика на фотоаппарате, конечно же, мгновенно запотела, поэтому не видно, как я достал из рюкзака фляжку с водкой, которую таскал целый день…, и не зря!

Домой я ехал в отличном настроении :-)