Известно, что в этих красильнях рабские условия труда, по сути, собачья работа в условиях невыносимого запаха. Но нам хотелось поскорее попасть именно туда.
Собачья работа

Красильни в медине Фес эль-Бали. 24 февраля 2019
Однако гид Мухамед начал экскурсию с тех мест, где раньше жили евреи.
Фес – второй по величине после Касабланки город в Марокко и крупнейший на севере Африки центр исламской культуры и образования. Тем интереснее было узнать, что значительный вклад в культуру и историю города внесли марокканские евреи. Мухамед (сын бербера и арабки) повел нас через обширные старинные еврейские кварталы, расположенным за пределами старого города (Медины Фес эль-Бали), но совсем рядом с ней.
В еврейском районе Феса

По дороге мы посетили в типичную общественную пекарню. Такие хлебопекарни есть каждом районе города, и каждая выпекают по несколько тысяч лепёшек в день.


Топят печь дровами – старыми досками с гвоздями

Потом мы как-то плавно вошли на территорию Медины
В Фесе развито множество ремёсел, но больше всего город славится керамической посудой, изделиями из бронзы (на самом деле это медь и латунь), ковроткачеством и уже упомянутой выделкой, окраской выделка коровьих, овечьих, козьих и верблюжьих шкур, из которых шьют куртки, делают сумки, кошельки и т.д.
Но вообще просто пройти по улочкам через торговые ряды, крошечные мастерские – это уже большое удовольствие. Экзотика буквально на каждом шагу. Конечно, назойливое внимание со стороны туристов и бесконечное фотографирование часто раздражает местных обитателей. Мы старались делать это как можно аккуратнее, не назойливо. Иногда отдавали небольшую денежку «моделям».



В рыбную лавку привезли свежую партию акул

Плавники у акул уже срезаны. Видимо, это особый, отдельны и более дорогой товар

Уличная пекарня марокканских блинов. Они очень тонкие, буквально, как бумажные листы


Зашли в медресе, где учились и жили, как в интернате по два года мальчики с 10 до 12 лет. Теперь это музей. Комнатки на верхнем втором этаже по 3-4 кв. м. Не то что маленькие, а просто до невозможности крошечные с голыми стенами и полом, покрытым холодной плиткой. Окна здания по-арабски смотрят во дворик – на балкончик по периметру медресе.


Посетили ковровую фабрику, красильни, мастерские по металлу.
Так ткут ковер

А так ковры продают: Владелец магазина и ткацкой мастерской демонстирирут изделия и рассказывает о ковровых орнаментах. Дизайн бываейт арабский, берберийский, особый орнамент ковров у кочевых племен, зимний, летний и так далее. Казалось, что перечень никогда не закончится. Алексей купил таки два небольших ковра и навеки стал другом хозяина фабрики (об этом мы узнали на другой день, расскажу...)

Лавка (и тут же мастерская) арабских светильников

Мастер-чеканщик выбивает рисунок на листе латуни. В этой мастерской делают «бронзовые» узорчатые накладки на двери.

Так выглядит мастерская-магазин снаружи

Здесь, в крошечной лавке, практически на улице мастер изготавливает пребметы и украшения из рога

Еще одна металлическая мастерская


И, наконец, кожевенные красильни – главная наша цель. Гид предупредил, что запах очень неприятный. Особенно летом, когда жарко.
Но и сейчас там воняет изрядно. Пахнет скотомогильником.


Этих туристов пустили поближе







И в конце выпуска немного о погоде. Днем жара, начинается уже часов с 11. Можно ходить в футболке. Температура в те дни, что мы пребывали в Фесе, достигала 25°. Солнце очень жесткое, лупит даже сквозь щелевидные колодцы узких улочек Медины. Поэтому везде над торговыми рядами сооружены «потолки» из всяких тряпок и рисовых мешков. Без темных очков никак не обойтись. А вот с утра довольно прохладно, может быть 8-9°, а, бывает, и всего 4-5°
