Привлекательных кладбищенских мест в нашем регионе немало. В городе Сретинске, например, есть прекрасное старинное еврейское кладбище , к сожалению, сильно разрушенное вандалами. В с. Вершина Дарасуна меня впечатлили многочисленные железные покосившиеся безымянные памятники сталинских времен (См.ту же публикацию).
Но самые интересные это – древние захоронения загадочного народа, населявшего 2-3 тыс. лет тому назад безлесные просторы Южного Забайкалья. Кроме того, что это были степные кочевники, ничего об этом этносе практически не известно, археологи и историки не знают даже как эти люди себя называли. Культура исчезла, остались лишь характерные плиточные могильники, десятками, сотнями и тысячами разбросанные по Агинской и Дарской степям.

Я пытаюсь подобрать подходящие слова для характеристики этих древних ритуальных сооружений. Можно сказать, что они необычные, удивительные, странные… Но наиболее подходящее, емкое определение плиточных могильников – они эффектные. Посреди голой степи, буквально «на пустом месте» из земли вдруг торчат вертикально или покосившись группы огромных каменных плит, собранных в виде прямоугольных коробок, ориентированных по длинной стороне с запада на восток. Встречаются одиночные могилы, но часто они располагаются целыми кладбищами в виде нескольких параллельных «цепочек».



Плиточные могилы Забайкалья различаются по своим размерам и внешнему виду. Есть могилы небольшой величины—1.5 х 1.5 м, но есть и более крупные — 7х4 м. Некоторые могилы обставлены огромными плитами, достигающими в высоту 3 м. В большинстве случаев плиты лишь незначительно возвышаются над землей —от 0.5 до 1 м.
У некоторых могил на небольшом расстоянии (10—20 м) от узкой стороны стоит одинокая плита, «сторожевой камень», или «маяк».
Плиточные могильники широко распространены в Забайкалье. Я наблюдал их во многих местах Агинского бурятского национального округа, а также и в Акшинском, Кыринском, Ононском районах.
Шикарные плиточные кладбища расположены по берегам оз. Ножий (Агинский р-н). Крупные красивые могилы я специально ездил фотографировать вблизи с. Усть-Лиска (Ононский р-н). Но самыми эффектными из тех, что пока я видел, это захоронения в районе с. Цокто Хангил. В позапрошлом году в глухой степи их случайно «открыл» мой друг Андрей Шаманский. «Открыл», естественно, не для ученого мира (конечно, археологи о них давно знают), а для себя и для любителей экзотики типа меня.
Андрей описывал обнаруженные плиточные могилы, можно сказать, с восторгом, и мне очень хотелось тоже посмотреть на эти древние кладбища своими глазами. И вот, наконец, две недели назад мы специально съездили в небольшую фотоэкспедицию в район села Цохто Хангил.




Захоронения расположены в стороне от трассы, не у всех на виду. Вдоль степной дороги на протяжении примерно 20 км можно встретить несколько скоплений – плиточных кладбищ. А если пошариться по степи, по бездорожью, то, наверное их еще намного больше.
Могильники здесь все крупные – от 3 до 4,5 м длиной и 2,5 – 3 м в ширину. Самые высокие плиты торчат из земли почти на три метра.


Я всегда считал, даже был уверен, что все плиточные могилы Забайкалья давным-давно раскопаны и разграблены. Во всяком случае об этом мне говорили знакомые историки-археологи и то же самое написано в литературе. Я читал, что по этой причине существует очень мало находок погребальной утвари – какие-то изделия из бронзы, а в могилах более поздних захоронений предметы из железа.
Так бы я и продолжал думать, если бы не внимательность и наблюдательность моего друга. Я изощрялся с фотографическими ракурсами, а Андрей разглядывал могилы взглядом исследователя. И совершенно убедительно показал, что все осмотренные нами кладбища никто не трогал, не копал. Нет тому никаких признаков. Так что, мне кажется, не все еще исторические находки в нашем Забайкалье сделаны… J.









← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →