?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

ПОХОД ПО БУРЯТИИ, 2017. ЧАСТЬ I




Вы, наверное, обратили внимание, что мои последние рассказы о путешествиях, особенно опусы про заграницу и отчеты о водных сплавах по забайкальским рекам наполнены алкоголем. Простая вода, в них упоминается реже, чем крепленные жидкости. И благодаря этому я, как автор, сумел добиться интереса читателей. Люди искренне интересуются: "А что, Леснянский – реально алкоголик?". Назрел, таким образом, конфликт между приверженцами полноценного отдыха и воинствующими трезвенниками. Поэтому в новом отчете я решил никоим образом не упоминать выпивку. Решил, но быстро передумал. В связи спешу сказать, что взяли мы с собой на троих только четыре литра спиртного. (Вообще-то нас четверо, но Андрей в этом деле только зритель. А если говорить совсем точно, то был еще и пятый участник Виктор Гранин, однако и его тоже учитывали, так как Виктор  – наш попутчик только на самую первую часть будущих приключений). Короче, запаслись мы четырмя литрами спирта – то есть, как всегда заведомо мало, что неизбежно выясняется за три-четыре дня до окончания похода. Но мы почему-то никак не можем к этому привыкнуть и выучить свою поговорку: «Сколько водки не бери, а поход всегда дольше».

Но чтобы вы четко понимали, выпить все взятое до последней капли – такого у нас в планах никогда не было. Каждый раз мы думаем: «Хватит, еще и останется». Просто всегда ошибаемся.

Все, друзья, больше ни слова о спирте! Только о событиях, впечатлениях и эмоциях! Потому что выпивка для нас, если кто ещё не в курсе, – это не приключение, а лишь сопутствующее средство либо для обострения, либо для сглаживания эмоций.

А чтобы добыть те самые эмоции, у нас готов специальный план. В каждом походе он особый, и на этот раз выглядел так:

1. С огромной кучей снаряжения и еды доехать на неудобном, маленьком, тесном автобусе по плохой дороге из Читы в пос. Багдарин
2. В компании со спелеологами добраться вездеходами из Багдарина вглубь Бурятии на Икатский хребет
3. Попасть в карстовую пещеру и поковырять ее – постараться пробить ледяную пробку в одном из узких горизонтальных лазов, продлить его.
4. Выйти пешком 90 км с Икатского хребта к р. Витим.
5. Сплавится по этой великой сибирской реке от самого начала (слияния Витимкана и Чины) до пос. Романовки (примерно 350 км). Покидать спиннинг, вкусно поесть ухи и жаренной рыбы.




1. Чита – Багдарин

В Багдарине живёт и работает интереснейший человек – Олег Морозов – спелеолог-ученый, крупнейший в Сибири специалист по карстовым процессам, знаток, первооткрыватель и исследователь более шестидесяти пещер Бурятии и Забайкалья.

В своем посёлке Олег Морозов ведёт спелеологический клуб, где серьезно, по-взрослому занимается со школьниками. И вместе со своими подготовленными учениками ищет новые карстовые объекты и неизвестные ходы в уже ранее открытых пещерах. Олег и пригласил нас участвовать в своей очередной экспедиции на перспективой, но совершенно не изученной в плане спелеологии территории Икатского хребта, где в большом известняковом массиве он уже нашёл несколько карстовых пещер и начал их исследовать. А вернуться обратно мы решили сплавом по Витиму на катамаране

Наш Бурятский поход продлился 16 дней с 4 по 20 августа. А начался он 4 августа с утреннего скандала при посадке в рейсовый автобус. Увидев, какое количество груза мы собираемся впихнуть в крошечный "ПАЗик", отдельные несознательные попутчицы начали роптать и возмущаться, а самая активная - темноволосая смуглая тетенька с короткой стрижкой, - заняла непримиримую позицию:

- Куда вы тащите столько вещей, это вам пассажирский автобус, а не грузовик! Тут и так тесно!
- Но у нас на четверых специально взято десять билетов
- Ну и что! Лучшие сидения мешками заняли!...
- Мы места не выбирали, просто купили, какие были.
- Ну и что! Мы, например, свой груз автобусом не возим!
- Вы хотите, чтобы все жили так, как вы???
- Надо на вас жалобу написать!

Вещей действительно у нас был много: рюкзаки, коробки с провизией, тюк с катамараном да ещё алюминиевая рама из труб к нему. (Пусть ещё скажут спасибо, что разобранная, длинном чехле :-))

Мешочному конфликту развиться глубже не дал Андрей. Он предложил возмущённым дамам пересесть на наши места. Срасти немного улеглись, но ненадолго. Куда-то отлучился наш Антон (кажется, он забыл фотоаппарат), из-за чего автобус задерживался уже на семь или восемь минут.

- Я этого так не оставлю! – Опять взорвалась черненькая. – Уже десять минут опоздания! Я жалобу напишу!
- Десять минут опоздания для России – это просто дикость, вы наверное, впервые с таким сталкиваетесь? – Я не удержался, чтобы не съязвить.

Наконец, все уселись, успокоились, и мы поехали. Но уже через пятьсот метров застряли в пробке.
- Девушка, это вы хотели жалобу писать, не передумали? – Обратился я к темненькой.
- Да, собираюсь, обязательно напишу, – оживилась дамочка.
- Смотрите тогда, какое еще безобразие творится: совсем же не едем. Куда только ГАИ, мэр Читы и правительство края смотрят?! Никакого порядка на дорогах, мы уже сколько на месте стоим! Укажите обязательно это в бумаге. Я под вашей жалобой первым подпишусь.
- И я тоже, – подхватил Андрей
- Да идите вы..., – разочарованно сказала тётенька, сперва было не раскусившая подвоха.

…Мы ехали уже сорок минут, настал хороший момент, Коля извлёк из сумки то самое. Пригубили прямо из горлышка. Затем повторили. Выждали положенное время (пять минут), переглянулись, кивнули понимающе друг другу, и еще добавили. Вспомнили, наконец, про друзей на задним ряду. Передали емкость Антону. При этом старались не встречаться взглядами с темненькой «правозащитницей».

...Позже, в середине пути, в Романовке в кафе, наконец, полноценно распили за обедом... Ой, что я несу!... Я же пообещал даже не заикаться! Пардон, пардон, извините. Хотя… ведь я же никому не давал клятвы не пить? И я же не кодировался от того, чтобы обо всем не писать. Ну и вот, тогда. Да и как ещё по-другому выровнять и сгладить волны перепадов настроения при такой поездке?

Не знаю, заметил ли наше хорошее настроение водитель, но сам он оказался гадом, отказался в Багдарине проехать от трассы 500 м в сторону, до дома Морозова. Выгрузил нас на дороге. Даже от денег отказался. Чудеса. Пришлось Олегу, который нас встречал, где–то машину искать.

Заброска нашего отряд в глубь Бурятии, в вершину р. Икат, в район Икатских озёр была бы невозможна без помощи предпринимателя Александра Петровича Кодинева. Он дал транспорт, причем бескорыстно. Вначале бортовым КАМАЗом нас должны увезти на участок золотодобычи в истоке Витим возле с. Варваринска, оттуда еще 90 км уже на вездеходе дальше, до места. Общее расстояние вроде не велико (около 250 км), но с учётом дорог (точнее их отсутствием) и сплошных болот это путь минимум на два дня.

Уехать в тот же день не получилось, остались ночевать в Багдарине, в доме Олега.

Забавно, кстати, что Олег Морозов живёт на улице имени Морозова.


2. Багдарин – Варваринск

5 августа

Утром сходили на Белую гору, что высится над посёлком. Гора сложена известняком, его тут же и добывают в карьере, внизу.



А с ее макушки весь Багдарин просматривается, как на ладони.

Пос. Багдарин



Часам к одиннадцати утра подошла машина, мы загрузили доверху весь кузов, и – в путь. С Олегом двое его учеников - Толя и Кирилл и еще Татьяна – специалист по мхам и лишайникам, учёный(ая) из Улан-Уде.

Начинаем погрузку


А нас, как я говорил, из Читы приехало не четверо, а пятеро. Пятый – Виктор Гранин останется в лагере с Олегом, с нами в пеший поход и на сплав не пойдёт. И ещё в КАМАЗе несколько попутчиков –эвенкийская семья едет к себе на оленеводческую ферму, тоже где-то в глухомани, но чуть ближе, чем наша конечная цель. Александр Петрович и этим людям регулярно помогает.

Ну что можно сказать про дорогу? В принципе, она как-бы существует, но более-менее соответствует похожа на дорогу лишь в самом начале. А дальше превращается в топкие колеи, наезженные по грязи и болотам.

Не удивительно поэтому, что где-то на середине пути водитель засадил машину в вязкую жижу по самые мосты.






Семь часов без отдыха мы пытались вытащить автомобиль, пилили лес, по сантиметру домкратом поднимали одну сторону, потом другую. Пахали до темноты, и казалось, что вот-вот получится. Раза три пробовали стронутся и вырваться из лужи, но тщетно. После каждой попытки КАМАЗ заново наглухо садился в грязь.



И тут из темноты ночи пришло спасение: подъехали ещё и несколько машин, следовавших туда же, на участок.



Насколько жалкими были все наши потуги, стало очевидно, когда и другой «КАМАЗ» не сумел выдернуть нашу колымагу. И только могучим "Уралом", да и то лишь с десятой попытки нашу машину удалось вырвать из цепкой грязи, и мы смогли продолжить путь на участок.
Это была нетривиальная, впечатляющая поездка. Мы тряслись в кузове всю ночь, с одной недолгой паузой, когда водители остановились перекусить.

…И наступил новый день.


6 августа
Болтаясь в кузове и подскакивая на кочках, мы медленно пробирались через болота и редколесную тайгу, наполненную густым туманом. Сквозь мрачную пелену жутковатым оранжевым цветом нечетко просвечивала огромная луна, всплывшая только что из-за горизонта. Часа в четыре утра стало светать, и медленно, как на фотобумаге из ничего начал проявляться унылый пейзаж с холмами и лиственницами, торчащими из слоистого шевелящегося покрывала. Любоваться бы этим чудом и фотографировать его, да руки заняты – вцепились изо всех сил в борт «КАМАЗа».

Примерно в половине пятого утра, слегка очумевшие, продрогшие и измотанные мы вылезли, наконец, из кузова на твердую землю. И сразу нас всех пригласили на завтрак в артельную столовую.



Эвенкийская семья, наши попутчики


А после еды – немного поспать на койках рабочих, еще не вернувшихся с ночной смены.
Буквально полтора-два часа отдыха, и мы уже снова собираемся в путь, перегружаем вещи в большой гусеничный вездеход АТС. Ехать до места еще 90 км.



Участок золотодобычи находится в самом верхнем течении р. Витим, в двух километрах от берега. Для нас очень удобный вариант начинать сплав именно отсюда, а не от Варваринска (как мы планировали изначально), который стоит в 50 км выше по реке, на р. Витимкане,). Но поплывем по Витиму мы только после того, как вернемся из пещер. А пока что можно оставить на участке, в надежном месте наш катамаран и другое снаряжение для водного похода.


3. Варваринск – Икатский хребет

Выехали с участка (в 6 км от Варваринска) после обеда, и к 16 часам осилили примерно пол пути.
Прямо с борта на ходу поснимал Варваринск. Созерцание глухих сибирских деревень у меня каждый эмоции, причем всегда одни и те же. Но я все равно не перестаю это фотографировать.











Надо заметить, однако, что Варваринск не самый худший для жизни вариант, тут есть даже аэродром и летает самолет.

Еще немного по твердой земле, а дальше, километров через десять дорога становится такой, что по ней и не всякий трактор проедет особенно если после дождей. Наш вездеход сильно коптит, выбрасывает за собой облака черного дыма.





За один день доехать до цели не получается, да мы и не надеялись на это. Остановились переночевать на р. Каратала.

р. Каратала




От этого места вездеход повез эвенков на их стойбище и вернулся только в восемь вечера. А у нас к тому времени уже остыла уха из двух свежепойманных больших ленков.


7 августа
Утром была гроза. За ней радуга.





Затем мы отправились дальше месить гусеницами болотную грязь, что продолжалось часов шесть.

Самый типичный пейзаж этих мест





Охотничья избушка на левом берегу р. Каратла. Примерно от этого места мы поедем на правый борт долины и дальше к тем горам, что видны на самом заднем плане. Это и есть Икатский хребет


Гольцы Икатского хребта становятся все ближе.


С восточной стороны эти горы выглядят пологими, но западные склоны хребта имеют совсем другой характер

На перевале Икатского хребта когда-то находилась метеостанция и рядом был ручей, теперь ни того, ни другого. Хотя все покрыто густым лесом, должно быть сыро, но воды нет, все пересохло, лагерь поставить тут невозможно. Хоть обратно вниз к болотам спускайся.

Пошли искать место для лагеря, но, главное, чтобы была вода.





На нашу удачу живой ручеек, на западном склоне, в километре ниже перевала. Здесь и решили разбить лагерь. Вездеход спустился следом.



Выгрузились прямо на дороге. Это старинный путь золотодобытчиков, дорога, пробитая через горы по узкой долине р. Икат. По ней еще полтора века назад завозили золотодобычную драгу из Баргузинской долины в пос. Карафтит на Витимкане.

Устанавливаем палатки, навес, стол…


Александр Петрович Кодинев доставил нас до места. На фото он со своим сыном Саней



В этот же день мы ушли вниз на 4,5 км к карстовой пещере Сырной, где в последующие два дня нам предстояло провести много времени.
Перед выходом сделали коллективный снимок на память



Олег Морозов с коллегами помогли унести специальное снаряжение и инструменты для работы. Помогал нам и вездеходчик Дмитрий, и младший Саня Кодинев.


4. Сырная пещера

От перевала до пещеры примерно 6 км. От лагеря нам предстояло пройти 4,5 км вниз по старой разрушенной дороге, а потом немного подняться по днищу ручья, правого притока Иката (западного).









Дальше вверх по ручью


Этот боковой ручей, где находится вход в пещеру, тоже был сухой, но на нашу удачу в нескольких глубоких лужах прямо в каменном русле скопилась вода. Это были настоящие природные ванны, и совсем рядом от пещеры.



Осталось лишь найти площадку для палатки, что тоже оказалось не просто. Но этим мы решили заняться позже, а первым делом посетить пещеру с названием «Сырная» и получить рабочее задание от Олега.

Вход в пещеру




Олег Морозов


Сырная пещера оказалась достаточно большой, я не ожидал. Начинается она огромным гротом в нижней части склона, и вопреки привычному представлению о карстовых полостях продлевается не вниз от входа, а наоборот вверх и в толщу горы. Войдя в грот, забираешься круто вверх по осыпи и попадаешь к началу еще более крутого, извилистого подъема длиной метров 40. По этому лазу с помощью жумара и веревки карабкаешься до выхода на площадку, где есть естественные окна (дыры наружу) и откуда расходятся в две стороны другие ходы. Один из узких лазов и является нашим фронтом работ.

Входная часть пещеры, первый, нижний зал. Вид из него на основной вход. На фото ученик О. Морозова – школьник Толя.


А дальше нужно подниматься еще выше. Антон стоит на страховке внизу 40-метрового крутого хода (веревка уходит наверх)


Тут, наверху есть два больших окна.


Вид из окна на ущелье


Андрей сидит на «подоконнике»


«Сырной» пещеру назвали как раз из-за этих дыр - окон, выходящих наружу (на склон ущелья) и пропускающих свет в небольшую часть темного подземелья. Благодаря чему внутри темницы есть освещенное место, где можно без фонаря сидеть, ожидая своей смены в ледяном забое. А сам наш забой – лаз, который нужно обработать, начинается как раз отсюда, и выглядит вот так: небольшая дыра, неровный извилистый канал, который дальше еще больше сужается. В глубине лаза не развернуться, и даже не особо подвигаешь руками, настолько тесно. Длина его 10-12 м, а дальше лед. Что за льдом – никто не знает.



Приступать к долбежке ледяной пробки мы решили уже на следующее утро. Коллеги вернулись к себе лагерь, и по пути, кстати, встретили огромного медведя в двадцати метрах. А остаток нашего дня ушел на обустройство своего лагеря и установку палатки, под которую пришлось выравнивать площадку на узком берегу тесного ущелья.

Продолжение Часть II

Записи из этого журнала по тегу «Витим»

Комментарии

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
14 ноя, 2017 08:39 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Анонимно)
14 ноя, 2017 11:55 (UTC)
"Бурятский поход"
Доброй ночи! Очень интересно! Олега видел мельком несколько лет назад, очень был впечатлен!.. Спасибо за возможность видеть Ваши похождения! Удачи! С уважением, Ю.Ц.
yeolka1
14 ноя, 2017 13:08 (UTC)
Колечко с изумрудом(?) в сочетании с камуфляжем - это класс!
lesnyanskiy
14 ноя, 2017 13:44 (UTC)
Мне тоже понравилось)
deskjet1
8 дек, 2017 05:34 (UTC)
Классно! Новый поход по Забйкалью - Бурятии!
biruko28
1 мар, 2018 11:52 (UTC)
Пару лет назад сплавлялись с самых верховий Чины и до Романовки, забрасывались прямо на место стапеля, у Вас "нарядней" получилось.
Скажите, а нет ли у Вас контакта для заброски из Читы через Багдарин на оз. Баунт для двоих человек?

С Уважением,
Дмитрий Бирюков (biruko @ land ru)
lesnyanskiy
1 мар, 2018 15:28 (UTC)
Хм... Даже не знаю. Все желающие своим транспортом добираются. А просить кого-то наверное слишком дорого обойдется
biruko28
2 мар, 2018 09:59 (UTC)
Понятно, Спасибо, а "слишком дорого", это какой порядок цен?
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars