Предыдущий пост | Следующий пост

Десять лет - не срок

Команде «Gobike» 10 лет
Как объединить такие разные мероприятия как спортивная тренировка и юбилейный банкет по поводу десятилетия команды «Gobike»? Как утомительный трехдневный велопоход в жестком графике совместить с трехдневным пиром, противоречащим всем нормам ЗОЖ. Любой здравомыслящий и достаточно трезвый человек скажет, что подобное невозможно или неразумно.

А вот и не надо быть таким педантом «здорового образа жизни». Паталогически разумные в команду «Gobike» не попадают. Нам нужны другие герои – те, ктосогласен на любые трудности и готов погрузить на свой велосипед мешок ведро картошки, несколько килограммов маринованной свинины и столько же баранины, семь сортов колбас, муку, овощи, всяческие приправы и специи, большой казан, огромную разделочную доску, нож-тесак, скалку… Все это – для приготовления на природе (теперь читайте особенно внимательно): шашлыков, чебуреков, плова, лагмана, сборной солянки, оладий на компанию из девяти мужчин.

А плюс к еде нужно везти палатки, спальники и прочие необходимые в походе вещи. И это я еще не говорю про необходимость транспортировать к месту событий некоторое (разумное) количество самогона, сибитера и родимой водки.

Есть, правда, небольшие послабления в том, что общественный груз распределяется на всех поровну, а перечисленные блюда нужно приготовить и съесть не за раз, а за три дня. Но, что касается 165 км велопробега в любую погоду, частично по бездорожью и крутым горкам – этого на девятерых не поделишь, тут уж каждый тянет сам по себе. Но все равно в команде.

Читинская команда «Gobike» (командир-руководитель Сергей Якунин, он же Директор Походов) фактически сложилась не 10 лет назад, а еще раньше – во время зимних походов на гору Муйский Гигант (Зимние визиты…, 2004-2006) и летнего китайского похода на хр. Кунь-Лунь (2006). Но полностью сформировалась она во время первой большой велоэкспедиции в пустыню Гоби (Г-Экспедиция, 2007) . Тогда же Ромой Коробковым было придумано и название «Gobike».

В слове «Gobike» прочитывается несколько смыслов: «Gobi» (Гоби), «Go» (идти) «bike» (велосипед). И, как можно догадаться, мы путешествуем не только на велосипедах, но пешком, на лыжах, совершаем горные восхождения, спускаемся в пещеры, сплавляемся по рекам…
Следом за «Г- Экспедицией» также успешно прошли не менее сложные велопутешествия в северную часть Индию и Непал (Гималайские серпантины, 2008), в Уйгурию и Тибет (Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас, 2010), Чили и Боливию (Велокабальеры…, 2011) .
Гордимся мы и походами по родному Забайкалью: в Красночикойском районе ( Велокатом, 2013)) и по Юго-Востоку края ( По диким степям…, 2016)

А из не велосипедных маршрутов, как самый экстремальный, лично мне запомнился зимний поход с восхождением на гору Акулий Плавник (2009)
Путешествия, которые я назвал – это далеко не полный список всех похождений команды «Gobike», а только лишь наиболее продолжительные экспедиции. Короткие же тренировочные походы (иногда, впрочем, внезапно переходящие, в походы на выживание) я здесь опускаю (см. сайт www.gobike.ru).
Трех-пятидневные выезды и «вылазки» мы делаем регулярно, один-два раза в году. И уже традиционными для нас стали велосипедные походы по Забайкальскому краю, привязанные к дате 12 июня. Ежегодно мы подыскиваем интересные, не слишком доступные места, куда можно съездить на велосипеде, и таких маршрутов на счету «Gobike» уже десяток.

Для очередного маленького путешествия по Забайкалью мы выбрали маршрут от г. Шилки через Нерчинск до заброшенных деревень Борщевка и Бянкино на правобережье р. Шилки.
Река Шилка Образуется слиянием Онона и Ингоды. Протекает в долине между Шилкинским и Амазарским хребтами на севере и Борщовочным хребтом на юге.
Почти на всём протяжении имеет горный характер течения и проходит в долине между отрогами гор, которые тянутся непрерывной цепью и только изредка отступают от её русла, образуя узкие пади. Речное русло имеет высокие берега; дно его усеяно валунами и галькой. В верхнем течении встречаются пороги и водопады.
Длина собственно Шилки (от слияния Онона и Ингоды до слияния с Аргунью) — 560 км.
Главные притоки: Нерча, Куэнга, Чёрная — слева. (Википедия)

11 июня, в шесть утра, на четырех своих машинах, с загруженными в них рюкзаками и велосипедами, мы стартовали из Читы, и через несколько часов были уже в г. Шилке.
Названием город обязан реке Шилка, известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски — узкая долина, впоследствии в русифицированном виде — Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура. Селение Шилка получило известность с 1765 года как казачий караул Шилкинский на левом берегу реки. Первыми здесь поселились казаки Забайкальского казачьего войска, которых привлекали плодородные земли в долине реки.
Население 13000 чел (2016г). (Википедия)

Наш добрый знакомый – отец Александр – настоятель шилкинского Храма святых Апостолов Петра и Павла любезно позволил нам оставить машины на территории прихода.

В ближайшем магазине мы купили себе велосипеды и поехали Мы переоделись, навешали рюкзаки на багажники и поехали…

…Но тут же случился первый прокол колеса и пришлось менять камеру прямо у стен храма

Храм святых Апостолов Петра и Павла построен в 1905 году

Проехав по Шилке, через пять километров мы вышли на трассу… и до самого Нерчинска фотографировать было нечего: асфальт, холмы, скучно и монотонно покрытые зеленой травой, – кому нужны такие снимки?

Возле Нерчинска фотографировать тоже было нечего, но мы, проехав уже 40 км, остановились отдохнуть здесь, на берегу Нерчи.

Понятно, что и эта фотография никому не нужна, но пусть будет, на память.

Жара, между прочим, стояла знатная – за тридцать. И вода в Нерче была теплая.

Ну, а еще через некоторое время мы доехали до села Калинино (старое название – село Монастырское) на берегу Шилки. Здесь стоит знаменитая древняя церковь, пришедшая ныне в полный упадок.

Этот необыкновенной красоты каменный храм, построенный в 1706 году в честь Успения Пресвятой Богородицы храм, является самым старым из сохранившихся в Забайкалье. Последних лет 15-20 велись бесконечные разговоры о его n восстановлении, собирались средства, но время для реставрации было потеряно, за эти годы фундамент лопнул, мощные стены разошлись по трещинам. И, хотя, говорят, собрано на сегодняшний день 15 млн. рублей, они уже не помогут спасти здание.

Да, похоже, РПЦ особо и не стремилась восстанавливать этот храм.

В крошечном селе Калинино слишком мало потенциальных прихожан для того, чтобы церковь могла зарабатывать и окупать расходы по содержанию прихода. Историческая ценность находится здесь далеко не на первом месте по сравнению с коммерческой выгодой. Точно так же, как духовную пищу не заменишь шашлыками и чебуреками, мясо и фарш для которых с самого утра томятся в рюкзаках и составляют важную и наиболее приятную часть нашей юбилейной спортивно-развлекательной программы.

До места пиршества оставалось еще несколько километров, но за деревней Шинки (следующей после Калинино) хорошая дорога кончилась.

Вот с этого места и начался нормальный забайкальский поход на радость юбилярам злым комарам и слепням- садистам (паутам)
Проехав в итоге почти 68 км, мы обосновались на краю большой поляны, в 250 метрах от берега Шилки. Отсюда к реке сквозь заросли протянулась тропинка, над которой сомкнулись ветви, образуя тенистый зеленый коридор.

Честно говоря, больше чем эти две-три карточки снимать было и нечего. Поэтому на один вечер я переквалифицировался в фотографа, специализирующегося на съемке еды и застолий. Но, постольку я в этом деле новичок, фотки вышли так себе. Зато по ним можно понять, чем мы занимались перед началом пиршества.

Жека – шеф-повар банкета разработал меню на три дня, и в процессе готовки главными помощниками ему были Саша и Антон. Согласно этому меню первый ужин состоял из шашлыков и чебуреков.

Вот как это все происходило:

Вот что такое: "Подлить масла в огонь"

Юбилейное объедение началась засветло и продолжалась до ночи, под звуки неистового лягушачьего хора в соседнем болоте. Пение рептилий было настолько громким, что заглушало даже звуки поездов, беспрерывно идущих по Транссибу по левому берегу Шилки.
Наконец, силы жрать иссякли, а еда так и не закончилась. Постепенно гобайкеры-обжоры (как старожилы, так и стажеры) потянулись от костра к палаткам. Настала ночь и всю долину Шилки накрыл могучий храп наших парней. Всего лишь два-три человека сумели посрамить десятимиллионную армию болотных квакушек. И даже на противоположном берегу машинисты проходящих грузовых поездов, чтобы не оглохнуть, вынуждены были затыкать уши и прибавлять скорость …. Знай наших! В «Gobike» уже десять лет такая песня!

12 июня с утра мы поехали в село Бянкино через деревню Борщовка. Бянкино – крайняя точка нашего маршрута, и те только. В этом месте вообще заканчиваются все дороги на восток по правому берегу Шилки.
И Борщовка и Бянкино когда-то были большими селами, и тут были разные производства и даже спиртзавод, но сегодня обе деревни считаются брошенными. Хотя, фактически в Борщовке осталось несколько жилых домов, да и в Бянкино есть фермерское хозяйство.

Мне было очень любопытно посмотреть на с. Боршовка, которое дало название целому горному Борщовочному хребту. А в Бянкино сохранилась старинная каменная церковь – Троицкий храм, образец позднего классицизма 1-й четверти XIX в. Церковь построена в 1823 купцами Х. и А. Кандинскими на прав. берегу р. Шилка. Чаше всего любопытствующие граждане фотографируют бянкинскую церковь из окна поезда, проходящего по другому берегу или приезжают зимой на машинах по льду реки. У нас было желание потрогать древние камни храма руками и войти во внутрь.
Казалось бы, дорога к селам тоже должна была сохраниться, но сейчас до Борщовки доехать можно, пожалуй, лишь на хорошем джипе, а лучше – на тракторе.

От места ночевки до с. Борщовки чуть больше 8 км, но это по-настоящему сложная езда по лесной дороге с крутыми склонами, промоинами и грязью. Этот участок выглядит совершенно диким В расщелине одного из горных ручьев до сих пор лежал лед, несмотря на 30-градусную жару. Там мы припрятали часть мяса на вечернюю трапезу после возвращения.

Ничего удивительного, что при такой дороге обе деревни по сути изолированы и практически брошены людьми. Однако, наверное, немногочисленные местные жители только лишь рады существующему положению дел. Меньше гостей – спокойнее жизнь.
Дорога и проезд через ручей закрыты воротами.

Село Борщовка – это несколько разрозненных дворов, расположенных без всякой системы на месте бывшей деревни.

От Борщовки до Бянкино примерно 5-6 км, и дорога здесь идет уже полями, ехать намного легче.

Перед с. Бянкино

А старая церковь находится еще на 2-3 км дальше. Местный фермер объяснил как к ней лучше доехать, и показали какую-то брошюру с полезной, как оказалось, информацией.

Троицкая церковь в селе Бянкино расположена у подножия лесистых холмов в долине реки Шилки, на правом ее берегу. Село Бянкино имело много жилых домов, большие каменные торговые склады, а также две каменных церкви.
Троицкая церковь построена в 1823 г. купцами 1-й гильдии и Хрисанфом и Алексеем Кандинскими. Кандинские разорились во 2-й половине XIX в., после них в селе хозяйничали купцы – золотопромышленники Бутины, разорившиеся на рубеже XIX - XX вв. В начале XX в. деревня Бянкино оказалось заброшенной.
В 30-е годы и в годы войны в селе Бянкино работала столярно-плотницкая артель имени Ворошилова. Выпускала мебель, обозные изделия, лыжи, бочки, деревянные ложки, игрушки. Выжигали известь, гнали смолу и деготь. Кузнечный цех готовил подковы, гвозди, скобы, молотки, серпы, навесы. При помощи спирт завода и советской власти были уничтожены священно служители и сам храм пришёл в запустение. Затем исчезла деревня и завод. Жители Бянкино частично перебрались на левый берег, сейчас с.Шеметово.

Судя по территории и по историческим сведениям, деревня Бянкино была очень даже не маленькая. И церкви в ней стояло даже две, а не одна. Но архитектурную ценность представляет Троицкий храм, у стен которого мы и расположились на отдых и обед.

По сути, кроме церкви смотреть здесь больше нечего. Разве что полюбоваться развалинами то ли спиртзавода, то ли зернохранилища. (Спирт делали из местной пшеницы).

А еще рядом на бугорке сохранились остатки фундамента местной тюрьмы.

В обед Жека снова блеснул поварским умением, и вместе с помощниками сварганил волшебную по вкусу солянку (суп из семи колбас и проч.).

Переждав жару, искупавшись в Шилке, в пять вечера мы двинулись обратно к той же самой поляне, где ночевали, потому что других подходящих мест больше нет.

И наступило время очередного пира. На этот раз – плов с бараниной!

13 июня. Встали в 6 утра, ехать до Шилки далеко, да по жаре, поэтому торопились стартовать пораньше.

Доели плов. А из нового – свежие оладьи. В восьмом часу были уже на ходу.

Еще раз тормознулись возле церкви в Калинино, чтобы сфотографировать баннер с информацией.

Еще более любопытная информация расположена на другом баннере у развилки дорог рядом с мостом через Шилку (на правой стороне).

Речь идет о каких-то, якобы, искусственных сооружениях из камней. Лично я к таким вещам отношусь весьма скептически. На мой взгляд, здесь сфотографированы простые развалы камней с разрушенными природными останцами. Очень неправдоподобной мне кажется версия рукотворного сооружения. Да и странно, зачем среди сплошного каменного поля собирать и тут же складывать в горку глыбы. Но некоторым людям очень хочется в естественных природных явлениях видеть «мегалиты» и «стунхенджи».

По-хорошему, нужно было сходить пешком к этому месту и посмотреть вживую. Мы и планировали сделать такую вылазку по пути Шилку. Но, прикинув, сколько этот поход займет времени, решили отложить затею. Так сто «Нерчинский «Стоунхендж»» остается пока неразоблаченным ☺.

К обеду мы доехали до Шилки. Трехдевный пробег получился равным 165 км.

С отцом Александром побывали на нижнем церковном приходе. Там царит покой и прохлада, а на улице жара +35°C

Ну, а потом батюшка нас святой водой окропил, мы сфотографировались, да и поехали в Читу с Богом…

…А еды хватило бы еще на пару дней, у нас в запасе тушенка была и сладостей немерено…

Записи из этого журнала по тегу «Забайкалье глубинка»

• Финал алкогольных каникул

Я «сидел на чемоданах» в чертовой глуши и ждал, что скоро меня увезут еще дальше, а в это время где-то в элитном интерьере…

• Пять физических состояний воды

Со школы мы знаем, что вода может существовать в жидком, твердом и газообразном видах. Это ошибка. Ученые заблуждаются. Я сам лично три дня назад…

• Суровый рейд с Упорным и Бешеным

Глухомани, бездорожья и дыр пятого порядка в Забайкалье слишком много, жизни не хватит, чтобы все объездить. Но есть яростные любители…

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
22 июн, 2017 09:26 (UTC)
буду ругать коммунистов
вот при царе всё работало!Купцы и вино и дёготь варили и что угодно и церкви строили, а потом-БАХ-и революция!И всё-конец всему наступил .Кстати-по мужу то я Бутина(не тех ли золотопромышленников он потомок?) и у Нерченске во дворце была и зеркалу несказанно удивилась!Жалко церкви...чисто с архитектурной точки зрения, но не в Питере они, жаль-уж там бы их РПЦ быстро отремонтировала и доход получала.
cyber_durak
22 июн, 2017 10:08 (UTC)
Команда забтеха решителъно поздравляет с прошедшим юбилеем :)
klapaucy
22 июн, 2017 10:22 (UTC)
Счастливые лица...
livejournal
22 июн, 2017 10:26 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
ta_manenkova
23 июн, 2017 04:35 (UTC)
Жаль, не берегут у нас исторические объекты. Вроде, не такие и древние, а развалятся скоро в руины. Как-то была в храме Светицховеле недалеко от Тбилиси, построен аж в 1010 году, заложил его первый католикос Грузии Мелхиседек, там же его могила, все князья Багратионы там похоронены. Храму больше 1000 лет, а выглядит - не чета нашим, еще столько же простоит, грузины с него только что не пылинки сдувают, при любой власти берегут. Вот бы нам поучиться... По поводу юбилея - примите искренние поздравления! Побольше вам интересных походов. И таких же интересных отчетов и фотографий. Кстати, фото с "джинном" над котелком - просто шедевр!
23 июн, 2017 05:30 (UTC)
Спасибо, Таня!
23 июн, 2017 13:46 (UTC)
Александр, здравствуйте! С Вами Владимир Зимин, Ваш постоянный соглядатай содеянного Вами! Как всегда жизненно и в стиле-"красиво жить не запретишь"! Я в том смысле, что справляя собственное удовольствие в приготовлении и под "не чем бог послал", а приготовили сами, Ваша команда документирует разруху и существовании мест обитания забайкальцев и мест их богослужения! Как мудры и дальновидны были предки наши, когда ради сохранения веры православной и поселений, возводились прекрасные храмы, сягоднейший вид которых вызывает уныние! Думаю, что надо поставить вопрос ребпром перед В.Путиным и Святейший Патриарх Московский и всея Руси об изыскании средств на восстановление разрушенных, но окончательно не утерянных храмов Забайкалья. Пусть раскошеляться, да воздаст им за это господь-Бог.
23 июн, 2017 14:19 (UTC)
Владимир, а Вы можете составить такое пронзительное письмо своему тезке В.В. и Патриарху, чтобы оно всколыхнуло Россию? А то я даже не знаю, с чего начать.
А я это письмо опубликую во всех соц сетях
24 июн, 2017 14:02 (UTC)
браво!
Ай да Александр, ай да браво! спрОсите - за что? да за многое: за стиль жизни, за друзей, за офигенный экстрим, за слог, за глаз, за любовь к Забайкалью- такую настоящую, мужскую, без сантиментов и слюней - как же многое мне у вас нравится, правда-правда! хожу к Вам за настроением, для меня беспроигрышный рецепт, частенько это почти эйфория, как вот здесь, когда вижу округу Вашим глазом в Вашем объективе и с такими друзяками - простыми и прекрасными...такой компании, похоже, цены нет!
24 июн, 2017 22:37 (UTC)
Re: браво!
Спасибо, очень приятно! Жаль, что анонимно :-)
5 июл, 2017 22:49 (UTC)
Как то без восторга в отличии " по диким степям" вы написали о моей малой родине "не чего фоткать". А зря. Огорчили, не скрою. Кроме церкви в Калинино, интерес вызывают неказистые старинные домишки 19 века, вдоль ручья растут тополя в обхват трёх человек. В 5 км от села родник бьёт из под горы летом ледянной а зимой не замерзающий именуемый "шоферской ключ" . Народ с Нерчинска и местные берут водичку с ручья для помывки в бани, говорят, он обладает лечебной силой и особенно хорош для засолки огурцов на зиму. А справа от села ШиВки в гору "Шивкинские столбы" очень красивые скалы и вид с них, вашим снимкам не было б цены, по преданию там были спрятаны богатства купцов Кандинских. Как вас там змеи не покусали?Ну а что очередной раз в Нерчинск не за рулили?
oleg_golichanin
12 июл, 2017 07:59 (UTC)
Бывали времена когда говорили,что-бы понять жизнь надо 10 лет отсидеть.
vol_71
18 июл, 2017 07:06 (UTC)
Александр, а можно я Вашу статью в местную стенгазету отправлю (разумеется с указанием авторства)?
18 июл, 2017 13:51 (UTC)
Можно :-)
А что за стенгазета?
vol_71
19 июл, 2017 00:17 (UTC)
Спасибо. Компанейская ТТК по региону.
3 авг, 2017 05:56 (UTC)
был я на Стонхендже весной, это не развалины а аккуратно сложенные в форме прямоугольника а в центре в форме треугольника камни https://www.youtube.com/watch?v=VGY69zFUDEM&t=81sи
ip67
23 сент, 2017 18:43 (UTC)
Спасибо!
Спасибо! В детстве, многократно проезжая по железной дороге все время было интересно, что это за церковь за рекой. Информации неоткуда было взять. Теперь из Москвы буду изучать :) И да. На последней фотографии по правую руку от вас, черз железную дорогу первый дом - мой родной.
24 сент, 2017 01:38 (UTC)
Re: Спасибо!
Спасибо за отзыв!
( 19 комментариев — Оставить комментарий )