Предыдущий пост | Следующий пост

Начало здесь: Глава 1

6 сентября
Крутая Топока

К утру дождь перешел в моросящий режим прекратился, а ветром повалило на землю велосипеды и вместе с ними упал наш тент.  На рассвете, выбравшись из палаток, мы обнаружили себя посреди голой степи, и в тумане, сузившим окружающий нас мир до небольшого круга…

Простора, впрочем, было достаточно, хоть отбавляй, а вот красоты хотелось бы немного побольше.

К провалу в на ровном месте, под названием Крутая Топока, мы отправились пешком, потому что не далеко, да и ехать по раскисшей земле все равно было невозможно. Пройдя 750 метров, мы оказались на краю совершенно удивительной формы рельефа – правильной формы, круглой воронки диаметром 300 м и глубиной 24 м.

А. Леснянский. «На дне»

Повторюсь, что нет единого мнения по поводу природы происхождения этой странной ямы посреди совершенно плоской степи. То ли воронка возникла в результате карстовых или суффозионных процессов, то ли при падении метеорита – ученые не решили.

«Чё к чему?… Тут подумать надо…»

А, чего здесь, собственно думать!? Надо ехать дальше. Нас ждет самая большая в Забайкальском крае карстовая Соктуй-Милозанская пещера.

Соктуй-Милозанская пещера
   …Насчет того, что пещера нас ждет-не дождется, ошибочка вышла, надо заметить.  Гостей тут не просто не ждали, а еще постарались создать им препятствия. Причем я имею в виду отнюдь не злые небесные силы, наславшие встречный ветер и крутые подъемы Аргунского хребта, а какого-то раба грешного «ивана сусанина», нарочно указавшего в интернете ложные координаты, чтоб мы убились искать пещеру на соседней горе, километрах трех в стороне. Но если обо всем по порядку, то в начале 11-го часа мы выехали от Крутой Топоки, полевой дорогой поднялись на высокий перевал и остановились перевести дух, совсем не подозревая, что в этот момент находимся в каких-то  400-500 м от нашей цели. что отсюда до нашей цели вправо по гребню расстояние всего метров 400-500. Но, ведомые фальшивыми разведданными, мы, поехали вниз, через долину,  чтобы затем подняться на соседний гребень.

Вот здесь нужно было остановиться и пойти направо…

…Но мы скатились с перевала вниз, нацеливаясь на соседнюю сопку (высотой 835 м), виднеющуюся на снимке в левой части кадра

Лезть с велосипедами в гору никто не любит,… особенно ночью, и под дождем.  А ведь так реально могло случиться вчера вечером, если бы мы не затормозились у Крутой Топоки, а все же добили «оставшиеся всего лишь пять с половиной километров до пещеры». Кстати, на деле вышло не 5,5 км, а 7.2 км.

Соктуй-Милозанская пещера – это не какой-нибудь там Дырбулкей, она хорошо известна многим, и регулярно посещается, к ее входу накатана целая дорога. Представьте наше разочарование, когда после стольких усилий, заперев велосипеды на сопку, облазив всю ее макушку и гребень, осмотрев все скалы и все ямки, мы так и не нашли пещеру, и какие-нибудь признаки туристических визитов на гору.

Пока искали дыру в земле, нас несколько раз промочило дождем и несколько раз высушило

Вид с горы неплохой, но пещеры здесь нет.

Почто окаянный шутник завлек нас на пустую гору – на это есть простой ответ. Видимо, чтобы оградить Соктуй-Милозанскую пещеру от большого числа самодеятельных туристов. Причины такого стремления, в принципе, понятны. Любой природный объект страдает от нашествия диковатых любителей приключений. А популярность Соктуй-Милозанской пещеры может привести в итоге к ее гибели. Во-первых, в результате многочисленных спусков под землю в пещере изменилась естественная циркуляция воздуха, нарушился изначальный микроклимат, и это вызвало рост ледника в первом входном зале. Еще лет десять назад можно было проникнуть на следующий уровень, пройдя вдоль стены в полный рост, теперь же от прохода остался лишь очень узкий вертикальный колодец, в который без веревок уже не спуститься, а обратно никак не выбраться без специального снаряжения.
Во вторых, пещера постепенно  уродуется отдельными нерадивыми посетителями, стены ее люто исчерчены и расписаны именами отважных дикарей.

У Соктой-Милозанской пещеры есть второе название – Соктуйская и третье, самое популярное у краснокаменцев – Семеновская – по имени атамана Семенова, который по народной легенде награбленное золото в пещере спрятал. Ну, правильно, а где еще схоронить клад, как не в пещере!?  Зарыть его в бескрайней дикой степи? – Так это всякая собака разнюхает, любой дурак тут же найдет, каждый красноармеец сразу откопает, самый тупой чекист дознается…

Типичная дикая забайкальская степь. Аргунский хребет

Любой зарытый клад в этой горной степи тут был бы как на ладони J

А вот в пещерных лабиринтах, общей протяженностью  350 м и максимальной глубиной 39 м – другое дело, – здесь золото точно никто и никогда не отыщет.  Тем более, что по другой версии атаман Семенов по тайным, лишь ему ведомых пещерным лазам и тоннелям челночил через границу на территорию Китая, куда в итоге все сокровища понемногу и перетаскал. А ходы те секретные замаскировал искусно. Но проходы точно есть, просто их пока найти не могут.

Итак, пещеру по координатам найти нам была не судьба, и тогда наш Сергей (Директор Походов) позвонил своему тезке – другому Сергею (Шкуратову) – знакомому туристу-спелеологу из Краснокаменска.  Другой Сергей выслушал нашего Сергея и примерно объяснил, куда нужно двигаться, и пообещал вскоре лично приехать из города (недалеко, всего 10 км) и проводить нас прямо ко входу.

Нам пришлось спускаться с фальшивой высоты и вновь подниматься на ту высокую гору, где мы уже были сегодня утром,  но только с другой ее стороны.  Это было очень круто (в смысле подъема), эффектно (в смысле тяжело) и поучительно.

И тут я понял, что больше не хочу быть спелеологом
     Краснокаменский Сергей догнал нас в начале подъема, сопроводил до пещеры, все рассказал и вернулся в город, пообещав вечером снова приехать за нами.

Мы стали варить обед и готовиться к спуску.  А грозовые тучи ходили над нами кругами, как стая грифов над падалью как смена театральных декораций в спектакле «Мама, забери меня домой!».

Я с детства завидовал спелеологам, читал книжки про карстовые пещеры, обожал рассматривать фотографии сталактитов и кальцитовых роз, подземных озер и жутковатых но прекрасных цветных залов и пустот…. И всегда мечтал побывать в настоящей пещере.  Но теперь, когда мы сидели у самого входа в большое Семеновское подземелье, у неприятной черной дыры, из которой веяло холодно сыростью и тревогой,  во мне обострилось новое, доселе спящее шестое чувство… Точнее, не шестое, а седьмое – потому что шестым по счету у меня идет чувство юмора (оно никогда не дремлет). И вот это седьмое «чувство мудрости» подсказывало мне, что все написанное в тех научно-популярных изданиях  – просто какой-то детский обман.

Спуск в пещеру начали около 17 часов.

Друг за дружкой мы пролезли в дыру (я, конечно, последним), и очутились в большом зале, с круто наклонным ледяным полом, уходящим в темноту и где-то там оканчивающимся почти вертикальным скользким ледяным уступом, переходящим в узкий вертикальный колодец. Вот такая красота:

И тут я осознал, что уже больше не хочу быть никаким спелеологом и подземным фотографом. Но деваться теперь было некуда.

А наверху тем временем картина складывалась совсем другая:

Сравните и сами догадайтесь, где красивее. Но на ближайшие, как минимум, два часа мы лишили себя этого зрелища, променяв его на аскетические пещерные виды.

Ледяной колодец внизу расширяется, переходит в крутую каменную осыпь, с которой можно продолжать путешествие дальше вглубь карстового подземелья.

Пещера состоит из нескольких (пяти) крупных залов, переходы между которыми представляют собой либо извилистые тесные вертикальные лазы, либо узкие коридоры.

Извилистый вертикальный лаз в очередной нижний зал – «ход червя»

Исследователи, изучившие Соктуй-Милозанскую пещеру, и составившие ее план и описание ( в первую очередь это известный геолог, спелеолог Олег Морозов из п. Багдарин), проделали огромную работу и разведали всех ее хода, общая длина которых на сегодня составляет 350 м (по более ранним данным, вошедшим в Энциклопедию Забайкалья, длина пещеры считалась равной 175 м). Возможно, существуют еще и неизвестные скрытые полости. Но сейчас в Краснокаменске почти не осталось энтузиастов, которые прежде часто спускались подземелье и, порой, разведкой и раскопками новых лазов наращивали общую протяженность ходов.

Породы, в которых образовался карст на вид мне показались не слишком похожими на известняки, но пишут, что это карбонатные породы. Они достаточно непрочные, довольно легко царапаются. Возможно, это известковые песчаники. Карстовые процессы в пещере уже не идут, и она находится на следующей геологической стадии развития – на этапе обрушения.

Соктуй-Милозанская пещера оказалась на удивление сухой (за исключением первого зала со льдом) и по ней довольно комфортно и безопасно лазить. Но все равно я не чувствовал себя уютно и расслабленно под землей. Особенно напряженным стал момент возвращения в первый зал через ледяной колодец. Здесь без двух жумаров со стременем никак не выбраться. Да и то нужно проявить достаточную ловкость, гибкость и синхронизацию движений рук, ног и всего тела.  Зато когда все позади, чувствуешь себя будто спасенным.

А на поверхности все то время, что мы провели под землей,  гуляли грозы и буйствовала игра света и тени.  Точно к моменту нашего возвращения на землю над сопками засветилась радуга в пол неба. Я едва успел схватить грязными руками фотоаппарат, и как был облаченным в альпинистскую систему, звеня карабинами побежал на пригорок за кадрами.

Грязные, но довольные, уставшие, но счастливые, сытые впечатлениями, но голодные мы собрали вещи, погрузили рюкзаки Сергею Шкуратову в багажник, и со страшной скоростью понеслись в город, все вниз с горы, быстрей к магазину, к дому гостеприимного Сергея, к душу с горячей водой, к ужину на кухне в настоящем жилище (двухкомнатной квартире)… В общем, скорей в цивилизацию!
    По Краснокаменску мы двигались уже в темноте, ночь застала нас еще на подъезде к городу. Цивилизация встретила нас лужами и грязью после ливня и не слишком приветливыми лицами продавцов супермаркета, принявших нас за небритых уличных бродяг. Несоответствие внешнего бомжеватого вида и предельно вежливой, интеллигентной и грамотной речи Саши Бусоедова, попросившего две бутылки, повергла кассиршу в культурный ступор. И она вместо того чтобы грубо сказать: «Иди отсюда, а то полицию позову!», неожиданно для себя ответила: «Извините, уважаемый, после одиннадцати не продаем… А где это вы так сильно испачкались?».

Но ужин у нас не пропал, потому что у Сергея в сейфе на работе бутылка водки нашлась. А больше с устатку нам и не надо. И с чего бы это? Ведь проехали сегодня всего лишь 23 км. А за все путешествие набралось 575 походных километров.
Спалось сегодня особенно хорошо.

7 сентября
Домой, в Читу – в столицу Забайкалья!

Простите, случайно такой громкий заголовок получился. На самом деле, без всякого пафоса мы еще с вечера договорились с таксистом – маршрутчиком о доставке нас вместе с багажом за 600 км в Читу. Бедный водитель только потом понял, что значит «с багажом».

Но поздно было уже метаться и отказываться от денег. Мы как раз проезжали мимо того самого злосчастного соктуйского солончака. Издали солончаковое поле выглядит очень даже эстетично и привлекательно.

И что я еще хотел сказать… А! Ну то что снимок солончака у меня стал последним в «Диких степях…», а, значит, и рассказ на этом месте можно смело заканчивать.
    Ну, а как мы ехали весь день до Читы – это уже не очень интересно.