?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


Начало здесь: Глава 1


5 сентября
Грязь велотуриста всегда найдет

    Погода продолжала удивлять нас сыростью и дождями – совершенно нетипичными для природы Южного Забайкалья. Бесцветное небо придавило своей тяжестью такие же блеклые сопки. Степь – и без того дикая –  выглядела из-за этого еще более хмуро и неприветливо. Даже полевые цветы почти не скрашивали всеобщего уныния.




Наш лагерь в нескольких метрах от входа в пещеру




    С утра мы еще раз спустились в под землю, сделали схематическую топосъемку всех комнат и ходов, чтобы впоследствии по этим замерам вычертить план и разрез Дырбулкейской пещеры.












Вот в таком виде вело-спелеологи J вылезают из пещеры на поверхность


    После того, как с пещерой все дела закончили, мы побродили вокруг, поискали на земле еще нуклеусов, затем собрали рюкзаки и двинулись дальше по маршруту







Выехали на дорогу по днищу пади Дырбулкей



     Передвигаться по бескрайним степным просторам южного Забайкалья на велосипеде – одно удовольствие. Даурская степь – это далеко не равнина, она холмистая, а чаще эти холмы вообще хочется называть горами.  Свежий воздух, пропитанный запахом трав, совершенно безлюдные места, затяжные подъемы и долгие спуски с ветерком, твердые полевые дороги…



Но это при условии хорошей погоды. А если зарядили дожди, как в нашем случае, то все выглядит иначе и печальнее. Грунт раскисает, превращается в липучую, вязкую и скользкую глину, наматывающуюся на колеса. При этом крепкий степной ветер, конечно же, дует в лицо, а из низких туч на землю ежечасно проливаются новые порции сырости.  И никакой радости от всего этого не испытываешь.


    Проехав до обеда всего лишь 18 км, мы изрядно притомились, и уже сильно рады были отдыху. Но как позже стало ясно, эти 18 км были еще не самыми плохими.
    Мы сделали привал на плоской возвышенности, с которой во все стороны до горизонта были видны лишь однообразные холмы и голые сопки.



    Ориентироваться на такой местности так же трудно, как посреди океана.  Зимой в пургу, наверное, страшно тут ехать в одиночку на машине. Памятник какому-то шоферу у обочины – тому свидетельство. Явно он погиб не от лобового столкновения с другим автомобилем и не упал в пропасть, а, возможно, просто заблудился и тихо помер.

    После обеда нам досталось много езды вверх-вниз по степным горам. Высота самого большого перевала оказалась 993 м.







     До ближайшей нашей цели – деревни Соктуй-Милозан –  оставалось всего лишь километров 30-35. Но ехали мы их долго. Попадались скользкие, будто намыленные отрезки дороги. Но хуже этого и гораздо противнее, чем подъемы в гору, были участки, где к колесам крепко прилипал слой глины с мелким гравием. Эта же адская смесь намертво забивала обе системы скоростей, и велосипед становился колом. Приходилось тупо выковыривать грязь из звездочек, очищать ролики. Но метров через 200-300 все повторялось. К счастью, в целом такого грунта было не слишком много, и в пятом часу вечера мы выехали на трассу, обстучали колеса об асфальт, стряхнули килограммы мерзкой глины… чтобы через километр вновь свернуть на грунтовку, в село Соктуй-Милозан. У этой деревни только название благозвучное, а все остальное можно описать такими эпитетами, как мертвая степь, грязь, серость, разруха, жуткая дыра. Но хватило бы определения и покороче: собачьи ебеня. Не могу пояснить, что это значит, но мне кажется, очень образно и подходяще для Соктуй-Милозана.


    Разумеется, оставаться на ночлег в собачьих ебенях, в голом поле, где ни кустика, ни деревца, ни овражка, мы не намеревались. Но и ехать дальше куда-то в серую пустоту, по грязи тоже желания не возникало. Не знаю, что бы мы делали без Директора Походов, который за всех все решил и без колебаний озвучил наши планы на вечер. Тезисы следующие: «Вы же, надеюсь, не планируете здесь оставаться? Ни воды, ни дров, ни пяди чистой земли... Значит, надо ехать. И ехать сразу до Соктуй-Милозанской пещеры. (У местных жителей Сергей успел разузнать примерное направление до нее). До пещеры напрямую около 10 км. Сейчас 19 часов. Времени до темна нам хватит сполна. В путь!»
    Мы съели последнюю заначку спортивных батончиков,  воспряли духом и свернули с деревенской дороги в степь, точнее, в солончак.


Надо же было так влипнуть!…
(…и даже не сделать при этом ни единого снимка L)

    Между селом Соктуй-Милозан и хребтом, в котором находится самая большая в Забайкальском крае одноименная пещера, раскинулась солончаковая долина, на отдельных, относительно возвышенных площадях которой крестьяне что-то сеют, пашут и косят, но самые низкие места ни для чего не пригодны, кроме как для выгула скотины. (И для велосипедных прогулок на похудение). В сухое время поверхность солончака твердеет, как камень, но в сырую погоду, особенно после затяжных дождей глинистые почвы набухают водой, раскисают и превращаются чуть ли не в болото. Вот в такую ловушку мы и влипли. Правда не сразу, а километра через полтора после того, как заехали в солончак, когда уже не было смысла метаться по сторонам, а оставалось лишь пробиваться вперед.
    Самый отвратительный участок имел протяженность всего лишь несколько сотен метров, за ним была уже твердая дорога. Но времени и сил, чтобы преодолеть эти несколько сотен, ушло много.
    Серая глинистая масса, чрезвычайно клейкая и похожая по вязкости на размягченный пластилин, наматывалась невероятно толстым пластом на покрышку буквально за один оборот колеса. После чего сдвинуть с места велосипед ни катанием, ни волоком было совершенно невозможно – просто не хватало сил. Велосипед и без того груженый,  не просто становился намного тяжелее, а превращался в какое-то неподъемное  бревно. Глина плотно набивалась  во все пространства между колесами, вилкой и рамой, под передний и задний багажники, залепляла цепь и кассеты, и намертво блокировала  вращение колес. Единственный выход был – палкой отскребать и выколупывать грязь. Но через пол оборота колеса все повторялось.

    Тяжко пришлось каждому из нас, но лично мне почему-то досталось больше остальных. То ли я совсем обессилел, то ли полез через самое грязное место… Но, видимо, дело все же в конструкции моего велосипеда, в наличии переднего багажника и сумок  на нем, между которыми глины набивалось килограммов по десять, и выковырять я глину не мог, а сумки снять не удавалось. Короче, я дольше всех выбирался из грязи. Коллеги уже стояли на пригорке, в пятидесяти  метрах,  и отмывали последние комья глины в дорожной луже, а я все не мог сдвинуться ни на метр. Так бы я и сдох в этом солончаке, если бы через какое-то время на помощь мне не пришел Саня Бусоедов, и мы вдвоем не дотащили мое  велобревно на пригорок до спасительной лужи. Но в это время началось такое…, что ни словами описать, (потому что тут особый литературный талант необходим), ни фотографиями передать (потому что страшно было вынимать камеру из рюкзака).

    Ладно, попробую тогда описать словами.
    Увлеченные отмыванием Scotta, мы и не заметили, какой природный катаклизм навис над нами. Мысли были лишь о том, как побыстрее освободить шестерни передач, и пуститься вдогонку за троицей наших друзей, уехавших вперед. С остервенением я катал взад-вперед свой велосипед по луже, и хорошо, что Саша мне в этом помогал.
    Тем временем огромная туча скрыла небо, резко потемнело, рванул шквальный ветер и полетели большие капли дождя. Потом прямо над головой дважды сверкнуло, и следом, без всякой паузы оглушительно, с треском громыхнуло. Сто процентов, у половины всех местных сусликов под землей в этот момент случился разрыв сердца. У меня у самого барабанные перепонки едва не лопнули. А через секунду обрушился ливень. Но это было лишь началом обезумевшей стихии.
    Пока я выдергивал из рюкзака свою замечательную непромокаемую куртку, было уже поздно. Мы с Саней сели на велосипеды и бросились за нашими товарищами. Но ехать далеко не пришлось, друзья остановились метрах в трехстах, прямо на дороге, сбившись в кучу, и накрывшись тентом. Мы немедленно прибились к основному стаду. Так же поступают и лошади, застигнутые непогодой в чистом поле. Уверен, мы со стороны выглядели очень похоже.
    Теперь ливень набрал полную силу. Он хлестал не «как из ведра», а как из полицейского брандспойта во время разгона демонстрантов. Но нам нельзя было разъединяться и разбегаться. Да и негде спастись – на всем видимом пространстве ни единого деревца или кустика. Мы держались друг за дружку и за велосипеды, которые порывами ветра буквально вырывало из рук. Никогда еще я не видел такой страшной грозы. Это был настоящий ураган, тропический ливень с громом и молниями. Тент по сути вообще не защищал, струи дождя летели вихрями под разными углами, залетали под тент, отражались от него и все это в итоге лилось на нас, набиралось в сапоги.  Я даже немного пожалел, что в подошве у меня больше нет сточной дырки.
    Так продолжалось достаточно долго, минут 20-25, затем ливень стал затихать, и обложенное тучами небо слегка посветлело. На землю вылилось столько воды, что ей просто некуда было деться, она хлюпала везде, а по дороге вообще потекла рекой в пол сапога. Но мы все равно смогли ехать.
    Казалось, что после такого ливня в небе воды не осталось и дождь уже не повторится. Но не тут–то было! Минут через 20-30 опять заморосило и перешло в нормальный дождь. Потом стихло, потом снова… и так несколько раз. Полностью промокнув – до нитки, а точнее говоря, до тела, мы перестали обращать внимание на потоки воды сверху, а следили лишь за тем, что  под колесами. Ехали по дорожной колее, как по ручью, против течения.
     Надвигалась ночь, а дождь не прекращался. Степь все больше погружалась в темноту, и во всеобщем мраке ясной и блестящей осталась лишь полевая дорога, превратившаяся в глубокий быстрый ручей.  Дорожная ложбина, целиком залитая дождевой водой, светилась последними гаснущего неба. Я впился неотрывным  взглядом в  эту журчащую спасительную ленту и, цепляя воду сапогами, яростно крутил педали, стараясь удержаться в узкой колее, не наскочить на бровку и не свалиться.  К счастью, дорога, даже оказавшись полностью затопленной, не успела сильно раскиснуть и оставалась достаточно твердой.
     Серега не терял надежды успеть до ночи к пещере, а сейчас было уже 8 вечера. По имеющимся координатам, получалось, что нам осталось проехать около 5,5 км. Даже под дождем, в темноте, двигаясь круто в гору (пещера на горе), это все равно не так и много.
    … Но с каждой минутой ехать становилось сложнее – света все меньше, воды, дождя и грязи все больше. И тут у Коли порвалась цепь.  Даже днем при солнце соединять звенья затруднительно, а что уж говорить про ремонт по щиколотку в воде…
    Коля взялся за ремонт, а мы решили, что, может быть, пора уже задуматься о
ночлеге, и пошли смотреть местность. В это трудно было поверить, но обойдя все вокруг, мы не сумели найти даже пяди сухой степи. Повсюду земля была пропитана, как губка, и покрыта не то что лужами, а просто сантиметровым слоем воды, чавкающей на каждом шаге.
     Коля соединил цепь и  можно было ехать дальше,… но дальше ехать нам было уже нельзя. И не потому, что полностью стемнело, а земная твердь закончилась, и колеса заскользили по мокрой глине… А просто само Провидение нас остановило. Дело в том, что Серега включил навигатор, посмотрел наше местоположение, и неожиданно вспомнил, что в наших планах было посещение и осмотр Крутой Топоки ­– очень странного геоморфологического объекта непонятного происхождения. Это большая глубокая воронка правильной формы, возникшая неизвестно в результате чего посреди совершенно плоской степи. То ли карст, то ли еще один метеорит, то ли суффозионный провал– ученые не решили. (Вся правда известна лишь уфологам и альтернативщикам –  паранормальным, полунормальным, полностью ненормальным и откровенно безумным кухонным исследователям ).  И как раз сейчас мы находились буквально в 500 метрах от провала.
      И мы остановились. Но не сразу, а проехали еще метров двести до небольшого бугорка с норами сусликов. Этот слабый холмик тоже было залит водой, и суслики сейчас спали в своих норах на плаву, но, в целом, здесь было чуть суше, чем везде.
   Чтобы как-то спастись от дождя в голой степи, мы растянули тент, привязав его в велосипедам, а вместо центрального кола поставили штатив с привязанной к нему палкой-велоподножкой.  На газовой горелке приготовили ужин.  Картошка с мясом, говорят, хороша и без водки, но мы не стали проверять. …
     Возможно, кто-то не мне не поверит, но мы, вымокшие до нитки, слегка замерзшие, на мокрой земле, под дождем провели этот вечер просто замечательно!
    Спать пошли часов в начале одиннадцатого, причем легли в мокрой одежде (другой не было).  Можно было бы, конечно, и подольше под тентом посидеть, но тесно, да и завтра же на работу! – В Крутую Топоку, потом Соктуй-Милозанскую пещеру искать (самую большую в Забайкальском крае), по горам ездить неизвестно еще сколько…. Да и устали немного, накрутили за сегодня 46 км, и это не считая, сколько еще намотали глины на колеса….


Продолжение: Глава 15ОКОНЧАНИЕ, КАРЛ! :-)

Записи из этого журнала по тегу «Дикие степи Забайкалья»

Комментарии

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
24 май, 2017 11:36 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
velo_baskunchak
24 май, 2017 11:52 (UTC)
Чума-поход, а вы - какие-то монстры)
Мы как-то столкнулись с похожей проблемой с глиной на колесах. Но место было, скажем, несколько комфортнее - Волго-ахтубинская пойма. Ночью прошел не очень сильный дождь, а наутро ехать на груженых велах оказалось практически невозможно из-за налипающей абсолютно везде глины) Все как в вашем красочном описании) Колоса блокирются наглухо, только чистка палкой, но через 10 метров все повторяется))
В итоге попытались найти обходные маршруты, но т.к. в пойме это проблематично сделать, пришлось переждать один день, пока дорога немного подсохнет. Тем не менее на следующий день говны помесили от души, но выбрались из поймы))

Edited at 2017-05-24 11:52 (UTC)
dimorfant
24 май, 2017 13:01 (UTC)
Весело. :)
(Анонимно)
24 май, 2017 20:44 (UTC)
Теряю дар речи начисто, оторваться от чтения невозможно. Как легко вляпаться в героизм...
lesnyanskiy
24 май, 2017 22:50 (UTC)
Вляпаться в героизм - это !!!))) спасибо))
udalex
24 май, 2017 21:59 (UTC)
Да, мы тоже как-то раз так в 2006 году в Крыму в Лисью Бухту от биостанции пробирались - до грозы на дороге было по щиколотку пыли, после - липкой грязи, которая точно так же метров через 10 все блокировала насмерть :)

Фото шикарные!
Pavel Pilot
25 май, 2017 13:58 (UTC)
На снимке втроем, вело-спели-ологи или спели-вело-дисты?
lesnoybrodyaga
27 май, 2017 17:52 (UTC)
неужели даже трава в степи не спасает от глины?
Jonngood
29 май, 2017 20:53 (UTC)
Вот это кайф! Для полного комплекта нехватает ночных заморозков)
nil_nn
30 май, 2017 09:34 (UTC)
А где же, а когда же долгожданное окончание? )))
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars