Предыдущий пост | Следующий пост

Начало здесь: Глава 1

По диким степям – дешево и сердито
О велопоходе по Забайкалью
от реки Шилки до города Краснокаменска

Этап третий. Спелеологический

1 сентября
Как быстро похудеть к лету или к осени

Каждый день я делал записи в дневнике.  Утром первого осеннего дня пришлось карябать на мокрых блокнотных листках: «Всю ночь шел дождь, и периодически продолжает лить…».

Еще там написано про то, чтона завтрак мы жарили оладьи, наелись вкусно, и на том удовольствия кончились. Потому что какое это удовольствие – ехать в сырости, навстречу сильнейшему ветру по раскисшей земле. К тому же один из вчерашних пастухов, гостивших у нашего костра, нас обманул. Или дезинформировал.  Сказал что отсюда до с. Доно он доезжает на лошади за 15 минут. Ну, может, он прямо через гору скачет, только мы вот на своих железных конях почему-то уже целый час доехать не можем.

Наш табор среди обгорелых осин

Утренние оладьи. Правда ведь, красиво? И так же вкусно J

Цитата, вырванная из текста: «… это удовольствие – ехать в сырости…»

Продолжение цитаты: «…навстречу сильнейшему ветру по раскисшей земле»

Единственное радовало – то, что вчера мы вовремя остановились.  Представляю, как бы мы среди ночи рыскали по степи в поисках пещеры. И, конечно же, не увидели бы главную здешнюю достопримечательность – старообрядческую церковь в с. Доно.

Село Доно расположено на реке Донинская Борзя  Оно было основано потомками бежавших от духовного гнета староверов (не принявших веры Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в XVII веке). Первое упоминание о селе датируется 1745 годом, когда в пади Доно, на месте старинных монгольских копей был открыт Никольский (Донинский) золотой прииск. К началу ХХ века село разрослось, стало центром казачьей станицы, в нем было около 300 домов и более 2600 жителей.

Во время Российских революций и Гражданской войны Доно находилось в гуще событий.  В 1918 году село, как революционно настроенное, первым приняло удар от белых отрядов атамана Семенова. А после боев в 1919 году Советская власть в селе пала. Семеновым была организована Донинская милиция, которая жестоко расправлялась со всеми революционерами и им сочувствующими.

Жертвы семеновской милиции… и сельского скульптора-монументалиста

Но чуть позже, как все мы знаем, советская власть вернулась и продержалась еще семьдесят лет. А в народе сложились легенды, одна из которых утверждает, будто  атаман Семенов перед бегством из России спрятал бесценный клад с золотом в пещере вблизи села. (Ну, а где же еще делать тайник, как не в пещере, про которую знает пол села!?).
С подземными сокровищами несомненная выдумка, зато настоящее богатство сохранилось в центре Доно и стоит на виду. Это  памятник истории и деревянного зодчества – Свято-Никольская старообрядческая церковь, построенная в 1845 году. На территории бывшего Советского Союза сохранилось всего три таких церкви..
     Прежде в Доно было две церкви и две веры. Православную церковь разрушили в 1935 году.  Другую в верхней части села, раскольничью Никольскую церковь удалось сохранить благодаря верующим.
       В 1997 году силами старательской артели «Даурия» старинная церковь – памятник архитектуры – была отреставрирована и возвращена в собственность РПСЦ. А потомки доновских староверцев, ныне живущие в Австралии, помогли восстановить внутреннее убранство храма.

В селе Доно

В магазин заехали, теперь у нас все есть…

…и покидаем Доно

Про местную пещеру, похоже, знает каждый житель Доно, а несколько человек, с кем мы успели поговорить, бывали и внутри, но все они единодушно рассказывали лишь о двух подземных комнатах и ни о чем больше. Мы уточнили местоположение пещеры, выяснили, что вход расположен на склоне горы, почти у вершины, и поехали искать.

Немного не доезжая до места, решили свернуть с трассы к ручью, найти источник, где будем брать воду наверх, чтобы жить прямо на горе у входа в пещеру.
     Ручей оказался скудным и почти сплошь заболоченным, но чистую воду мы все же отыскали. Заодно здесь и пообедали.

Забайкальские дикие степи дики и по сути, и по рельефу. Это нагромождение высоких холмов и пологих гор с плавными формами и со степной растительностью.

На одну из таких сопок, увенчанную скальным гребнем, мы и полезли с велосипедами.  Где-то под ее вершиной, среди камней находится неприметное издали отверстие – вход в Донинские подземные галереи.

Вот, вдалеке та самая гора

Все калории, усвоенные во время обеда, испарились уже на середине склона.  Еще пол кило старых запасов жира я сжег, штурмуя остаток подъема. Устал, как лошадь, зато не растолстел. А всего-то проехали с утра каких-то 32,5 км. А общее расстояние, которое мы преодолели с начала экспедиции 363км

Многие пытаются избавиться от лишнего веса, но не могут.  Я хочу предложить этим несчастным людям простую формулу похудения:

10 дн х 8 час = 300 км – 6 кг
Умеренные 8-часовые велопрогулки на природе по болотам или по сопкам против ветра – вот надежнейший способ быстрого истощения похудения. Не нужно себя насиловать походами в  спортзал, и дурацкими диетами. Никаких при этом ограничений в еде, можете жрать все подряд. Достаточно десяти дней, и ваши близкие поразятся вашей талией. Начните прямо сейчас!

*     *     *

На горе ветер был еще злее, а дождевые тучи еще мрачнее и ближе к земле.  Мы установили палатки в седловине предвершинного гребня с хорошим видом на долину Донинской Борзи и Нерчинский хребет.  Рядом удачно торчала скала, вокруг которой густо разрослись наши будущие дрова (кусты и деревья).  Таким образом  вопрос с пищей для костра решился сразу, а проблему воды оставили на потом, после того, как найдем пещеру.

Залезли. Вход в пещеру должен быть где-то в районе макушки горы

Вид на долину ручья Доно от наших палаток

Тем временем дождь в очередной раз утих, и мы пошли обследовать макушку горы.
    Ту пещеру, которую описывали местные жители, долго искать не пришлось, ее вход оказался, где и положено – под вершиной, у подножия скальной гряды. Она состояла лишь из двух залов, а иных, описанных сотником Мещерским, потаенных ходов, куда казаки спускались на веревках, здесь не было.

Вход в пещеру

Рядом с подземной дырой, заметил в траве паутину с каплями росы очень необычного янтарного цвета (наряду с простыми). Не знаю, что это

А, вдруг это вообще не та пещера, и где-то поблизости существует другой неизвестный лаз под землю, – предположили мы. Чтобы это проверить, мы скрупулезно осмотрели все склоны, все скалы и все каменные развалы.

Осматриваем все скалы и каменные развалы по гребню

Вид с макушки горы на долину и наши палатки

…Но кроме небольших тупиковых щелей ничего более подозрительного на гребне мы не обнаружили. Из этого можно сделать вывод, что пещера все таки единственная, та самая, куда спускались казаки, просто микроклиматические изменения за сто с лишним лет привели к тому, колодец, ведущий на глубокие ярусы, теперь полностью заплыл льдом. Его толстым слоем вперемежку с камнями покрыт сейчас весь пол.

Пока мы были в пещере, снаружи прошел ливень, и вещи, которые остались сохнуть на ветерке, выглядели как не отжатые половые тряпки.

Наш лагерь

Коля с Антоном поехали вниз за водой, остальные пошли ломать сухие ветки.

Перед ужином, уже в сумерках я установил штатив и успел еще немного поснимать мрачную дикую (но местами одомашненную – распаханную) забайкальскую степь.

2 сентября
Чемодан на колесиках
   Во все путешествия мы берем с собой флаг с команды  «Gobike».
  С ним мы уже сфотографировались в Мульдайском метеоритном кратере,
а вчера Коля вновь достал полотнище, привязал к черенку лопаты и установил прямо на гребне. Залежавшись в недрах рюкзака, флаг радостно встрепенулся и истерически забился на ветру. Всю ночь, ни на секунду не затихая, он громко трепетал и мешал спать. Мне в этом шуме слышалась работа старого промышленного вентилятора. Коле мерещилось, что вокруг нашей палатки кто-то маниакально катает чемодан на колесиках по ребристому тротуару.  А часов в пять утра все резко стихло – то ли колеса у багажа таки отвалились, то ли очумевший владелец чемодана вырубился без сил. Но на самом деле это просто мне надоел этот дьявольский «вентилятор», я пошел и выдернул его из розетки из земли.

Дождливое утро

После завтрака, вооружившись фонарями, двумя лопатами, веревкой и мылом и пешней, мы снова спустились в пещеру.

У входа в Донинские галереи

Коля еще только по пояс в пещере, а, говорят, там внизу еще несколько этажей подземелья…

Нужно было определить местонахождение колодца, закупоренного ледяной пробой.

Сначала попытались раздолбить ледяной пол в неудобном нижнем углу пещеры, но этот закуток надежд не оправдал. Тогда взялись за другое, еще более подозрительное место у стены. Работать приходилось сидя, бить пешней чуть наклонно под стену.

Похоже, что второй раз мы не ошиблись, и часа за полтора во льду с камнями удалось вырыть яму глубиной примерно 70 см. При этом убедились, что с нашим инструментом больших горнопроходческих успехов никак не добиться.

Из рассказа скотника Александра мы помнили про вертикальный лаз в потолочном своде  большой комнаты, куда, будучи школьником, он с другом пытались забраться, в надежде найти еще двенадцать легендарных подземных комнат и золотой клад в одной из них.  Двенадцатилетние мальчишки принесли в пещеру доски, соорудили подмостки, всячески старались залезть на потолок … до тех пор, пока родители их не разоблачили.
    Мы, разумеется, сразу увидели этот вертикальный камин и не оставили его без проверки. Вскарабкаться наверх, действительно, не легко. Подсадили ловкого Антоху, он залез в узкую дыру, просветил фонарем все пустоты и сообщил с потолка, что колодец глухой, тупиковый, никуда не ведет.

Вот четыре фото про то, как Антоха лезет на потолок, а остальные ему помогают:

Антон светит фонарем в самой верхней точке вертикального камина

*      *      *

Без стахановских рекордов мы провозились в ледяной яме несколько часов, после чего вернулись в лагерь и стали обсуждать дальнейшие планы. Саня с Антоном предложили после обеда двигать дальше по маршруту. Я и Коля  были за то, чтобы не срываться с места. Плохая погода с дождем были на нашей с Колей стороне. Серега сохранял нейтралитет.
    В итоге решили остаться до завтра. Погода обрадовалась – дождь сразу усилился. А ветер и без того не утихал.

В 16 часов мы снова, не спеша отправились к пещере.
    –  Что-то вы не похожи на смелых спелеологов, бодро шагающих в любимую пещеру. Плететесь, как шахтеры в ненавистный забой, – заметил Коля.
   Что-то и правда, двигаться было лень – десятидневная усталость накопилась.
   Тем не менее за два часа мы еще глубже продолбили яму во льду. И сделали съемку пещеры (сделали замеры, чтобы составить план и разрез).

Проходов в глубокое подземелье Донинских галерей мы так и не нашли, зато встретили трех призраков казаков, что обследовали эту пещеру 120 лет назад. Глядите! В центре, похоже, сам сотник А. Мещерский.

А самое интересное – это археологическая находка. На полу среди грязи и камней и льда нашли старинный железный наконечник копья.

Кстати, грязи в пещере очень много. Она какая-то черная, маркая и вонючая, с органическим запахом. Какие-то известково-глинистая нечистоты. Лед тоже перемешан с этой черной мерзостью. Так что за ужином виски пришлось пить без льда. А так было бы торжественно и чинно  закрыть тему Донинских галерей. Вернее, не закрыть, а прикрыть  до следующего раза, приехать сюда через год с отбойным молотком и перфоратором, и вскрыть ледяную пробку.

Это мы вечером из пещеры к палаткам возвращаемся

Продолжение: Глава 12

Записи из этого журнала по тегу «Дикие степи Забайкалья»