Предыдущий пост | Следующий пост

Начало здесь: Глава 1

31 августа
«Экстремисты»

Следующая ключевая точка нашего маршрута – село Доно Калганского. Рядом с деревней находится карстовая пещера Донинские подземные галереи, вот к ней мы и держим путь.  А пока что собираемся…

Наш табор на р. Буня

Ночью сильно приморозило

Из Газ Завода добраться до села Доно можно по трассе.  Дорога  грунтовая, пыльная и ребристая, к тому же изнурительно-скучная, а главное, она раз в пять длиннее, чем ехать напрямую по второстепенным и третьесортным сельским дорогам.  Поэтому наш вариант – пылить через села Красноярово, Кокуй 1-й и Кузнецово Александрово-Заводского района.

А первый населенный пункт на этом маршруте –деревня с певучим названием Газимурские Кавыкучи (это еще Газимуро-Заводский район).
   В Кавыкучах мы решили раздобыть картошки. Саша с Сергеем направились к ближайшему двору. Первый же встреченный ими местный житель – веселый крестьянин лет тридцати – оказался слегка поддатым, и радушно встретил гостей:
   – Ты гляди, каки люди на нашем хуторе! Откуда таки бравые!?... Из Усть-Кары! В Краснокаменск! … Так вы, чо, значит, эти самые, как их… экстремисты, что ли?... Картошки надо? Ну иди в огород, копай сколь хошь, денег не возьму. … А вот поросенка живого молочного могу продать. Не возьмете?
    Насчет поросенка мы даже и цену спрашивать не стали. Подарили хорошему человеку какую-то вещицу и поехали дальше.

«… И поехали дальше»

Надо сказать, что географически мы все еще находились в бассейне  р. Газимур и двигались  в сторону ее верховий, то удаляясь от русла, то приближаясь к нему. В верхнем течении Газимур выглядит уже совсем небольшим. Проехав село Кокуй 1-й, мы ушли с трассы и свернули к речке, чтобы пообедать.

Свернули с дороги к речке

Дальше, до с. Красноярово дорога пошла левым бортом долины, и это была вполне приличная грунтовка, однако с многочисленными продолжительными и крутыми подъемами и спусками, на одном из которых я рискнул разогнаться до скорости 67,1 км/час.

с. Красноярово

В Красноярово мы переехали вброд на правый берег, тут Газимур совсем уже мелкий и узкий.

Спортивные кони и крестьянские лошади за околицей с. Красноярово

И Красноярово до станицы Доно осталось сравнительно немного – километров 25-30,  но с перевалом через Нерчинский хребет, полевыми и лесными дорогами. Силы еще оставались, и мы поперли по полям и лугам, а потом в гору.

В начале было даже болото,  я снова порадовался, что у меня есть новые резиновые сапоги

Ремонт колеса

Мне хотелось написать, что на перевал я заехал из последних сил, по крайней мене так показалось. Но, видимо, это не совсем правда, потому потом нашлись силы, чтобы катиться вниз очень долго и далеко, с попутным, кстати, сильным ветром.  Возникла даже мысль сегодня же добраться до пещеры и стать возле нее. Но день заканчивался, мы и так проехали немало ­– 83 км,  а до цели оставалось еще о-го-го сколько километров.  Уже смеркалось, к тому же и погода стала портиться.

Расположились мы в плохоньком месте (другого не нашлось) на краю старой пашни, у ручья Янки. Приютили свои палатки среди недавно  обгоревших кустов и деревьев с опаленными стволами, пачкающимися сажей.
    Незадолго до того,  как стать на ночлег, мы проехали рядом со скотоводческим станом и познакомились с пастухом Александром, который знает Донинскую пещеру и бывал в ней. В детстве он на пару с другом тайком от родителей лазил под землю в поисках клада, который по легенде, спрятал в подземных галереях атаман Семенов. Пацаны пытались найти проходы к потайным пещерным этажам, которых, якобы, существует пять или семь уровней… «Но отец как-то догадался, куда мы бегаем, взял ремень и запретил опасное занятие».

Вечером у костра Серега читал вслух записки А. Мещерского – сотника 2-го  Забайкальского казачьего батальона, который с сослуживцами обследовал Донинские подземные галереи и подробно описал свои похождения. Вот этот любопытный рассказ:

В Забайкальской области, приблизительно к Ю-З от Нерчинского завода (в 91 верст) в окрестностях станицы Донинской (в 9 верст), по Савво-Борзинской дороге, на N –ом склоне, находящейся здесь горы, (по местному выражению) – сопки, есть подземные галереи, где удалось мне быть 31 января 1896 г. с нижними чинами охотничьей команды своей части. Придя с командой в станицу «Доно» накануне, я из рассказов местных жителей (забайкальских казаков) узнал о существовании этих галерей. Говорили, что в них один раз спускался прежний Донинский священник и учитель, а около года назад Донинские казаки, которые пытались открыть свинцово-серебряную руду (основываясь на том предположении, что это может быть брошенный рудник), или найти старинных денег, или слитков старинного серебра, или других каких-нибудь предметов вроде тех, какие иногда находят здесь в окрестностях при корчевании и распашке земли под пашни. Спускались они туда при помощи веревок, проходили, говорят, 5-6 часов и возвратились будто бы, не дойдя до конца, потому что не хватило взятых с собой свеч. Найти им ничего не удалось. Примечательного, по их словам тоже ничего не было, кроме плиты (1 ½  х 2), которую в одном месте в стене, как будто нарочно, очень аккуратно заделано какое-нибудь помещение или выход. Вытащить они ее не рискнули, постучать где-нибудь не догадались. Относительно каких-нибудь надписей на плите никто ничего сказать не мог. Плита была сделана из того же камня, из которого состоит вся масса горы внутри. Принесли они оттуда только образцы пород – известковой и еще какой-то черной, мягкой, смолообразной, слоистой (которой достали и мы, но черной довезти не удалось, она вся искрошилась).
Летом 1895 года собирались найти выход и конец галерей еще одна партия местных жителей, но уряднику этой станицы Перменову, спустившимся первым, раздробило ступню одной ноги отвалившимся сверху камнем пудов в пять), что и помешало исполнить задачу.­­
31-го января утром, запасшись большим количеством ременных веревок и двумя фунтами свечей, мы отправились в эти пещеры. От дороги по склону сопки пришлось идти около версты и подниматься на высоту 35-40°. Там мы разошлись в разные стороны на поиски входа, по рассказам очень искусно замаскированного. После ½ часа­ один из охотников нашел его почти на самой вершине, в совершенно незаметном издали месте, в каменной россыпи и как бы заваленными каменными (серый гранит) глыбами. Проходить внутрь надо было, лавируя между ними. Стоять можно было только возле глыбы;  сейчас же за ними нужно было приседать и таким образом проползать под следующую как бы комнату до 1 ½ высоты и 5-6о  ширины и длины (порода – гранит). Здесь мы стали связывать веревки, так как дальше идти было некуда, а надо было спускаться.
Подвязав себя под мышками одним концом, а из другого сделав стремя, первый из нас сел около отверстия и начал спускаться. Отверстие само по себе шло вертикально, но благодаря накипям (воды) приняло направление более пологое, градусов до 85°.
Спустившись около 2о, первый остановился и подождал пока за ним по веревке на одних руках уже скатился второй. Это нужно было сделать для того, чтобы не допускать сильного трения веревки об камень на повороте спуска и для передачи приказаний первого, когда спускать, когда подождать, чтобы дать возможность первому, зацепившись за выступы камня или льда, осматривать и пробовать крепость подтрескавшейся породы. Спуск шел извиваясь.  Когда к 1-му повороту спустился второй, первого продолжали спускать до 2-го поворота, потом до 3-го, на 2-й спустился второй, а первый – на 3-й, потом понадобился еще четвертый.
Спуск, начавшись отверстием 1 ½ аршин, местами переходил в обширные пустые пространства до 1 ½ саженей в диаметре, которые на половину были заполнены льдом, изменявшим уклон от 85° до 45°.  В одном месте, благодаря льду, пришлось спускаться, распластавшись во весь рост, с руками, вытянутыми вверх, и то известковый пористый камень сильно царапал одежду на груди и нужно было, сгибая колени, цепляться носками внизу, чтобы притянуться, а сверху на плечи давили другие.  Когда вдвойне сложенной веревки не хватило и один конец (стремя) пришлось отдать, оставалось до дна сажени три. Тут уже можно было, откинувшись назад на веревку (лицом к выходу) для придачи себе 90° к поверхности льда, спускаться стоя, или сидя,  скатываться по грязному, запыленному известковой пылью льду, а под конец переходить от камня к камню, замерзших во льду, без веревки.
Спуск оканчивался пустотой до 3о высоты, и 20 длины и 10-15 ширины.  Дно этой комнаты было покрыто обвалившимися глыбами известняка и льдом. Из первого помещения пролезли мы через узкое отверстие во второе приблизительно такое же по размерам, откуда на восток было отверстие в меньшую пустоту, а на Ю-З громадная комната, почти вся сплошь заваленная обвалившимися сверху грудами каменьев и глыб, так что о размерах ее можно судить было только приблизительно. Обойдя, где можно было, согнувшись по узкому коридорчику, образовавшемуся случайно вдоль стены, мы убедились, что этим обвалом, видимо самого недавнего прошлого, должны быть завалены выходы из этой комнаты. Взяв образцы пород попробовать  на вкус лед, который оказался немного соленым, составив по компасу план, мы один за другим были вытянуты из этого подземелья. Опасности от обвалов, бывавших здесь, в данном случае можно было не ожидать ввиду морозного времени – лед служил часто хорошим цементом для подтреснутых галерей.
О прошлом этих галерей ничего положительного сказать нельзя, местные жители видят связь между ними и существующими на Ю-В склонах этой сопки отдельными пустотами, во входные отверстия которых могут пролезть только мальчишки лет до 15-ти. В тех гротах сделана ступень в виде завалинки. Там находили чугунные наконечники от стрел. В этих гротах нам побывать не удалось, не было времени. Нужен был бы целый следующий день, так как 31-го мы пробыли до 4-х часов дня и найти входы в гроты в сумерки мы не могли бы без проводника, так как они наверное были засыпаны снегом.
Про слитки старинного серебра, или вернее просто, что называли жители этим именем, рассказывали, что они от жара превращались в порошок (черный), как было с одним слитком (который нашел на своей пашне кузнец, который при плавке и дал черный порошок).
Некоторые старожилы высказывали предположение, что галереи, в которых мы были, есть жилища древних инородцев, которые раньше когда здесь была тайга, населяли эти места, что вход служил им секретным выходом из галерей, которые большей своей частью помещаются на теплых южных склонах у подножия сопки.

(Примечание: текст практически скопирован мною с рукописи, которая, в свою очередь была переписана читинским краеведом из какого-то архивного первоисточника. Не везде понятны приведенные размеры – значки типа обозначения градусов – что это сажени, аршины?... Где-то вообще не указаны единицы измерения ни в каком виде. Не известно – это ошибка того, кто переписывал, либо так в исходном отчете. Кроме того налицо заведомые ошибки в описании, сделанном сотником А. Мещерским, например «граниты»,  о которых он говорит. На самом деле сопка, в которой находится пещера, сложена исключительно известняками. – Леснянский)

Мы попытались сопоставить приведенный отчет сотника с сегодняшним рассказом пастуха и с другой имеющийся информацией, и у нас не сходились концы с концами. Складывалось впечатление, что разные люди говорят о разных пещерах. Урядник рассказывает про большую, глубокую пещеру со сложными спусками и многочисленными комнатами и пустотами, для того, чтобы пролезть ее всю, нужно 5-6 часов. По описанию же других очевидцев ­там есть всего лишь два не глубоких подземных зала. Еще один исследователь Виктор Гранин уверен, что те лазы, куда проникли казаки, за 100 с лишним лет просто залило льдом. Гранин пытался найти и раздолбить эту ледяную пробку.
    Какая-то загадка таится в Донинских галереях, и мы уже настроились на завтрашнее  расследование с подземными приключениями.

В половине десятого вечера ветер неожиданно прекратился, и пошел дождь. Это было началом серьезного и затяжного ухудшения погоды на всей площади южного Забайкалья, где проходил наш маршрут.

Продолжение: Глава 11

#Подикимстепямзабайкалья

Записи из этого журнала по тегу «Дикие степи Забайкалья»