Предыдущий пост | Следующий пост

Начало: Глава 1

25 августа
Будь проклят тот день!...

Обычное походное утро, по фото не отличишь от вчерашнего… Кажется, что и день будет подобный. Но это только кажется…

Со вчерашнего дня нам перестали попадаться на пути малейшие признаки того, что здесь когда-либо ездили машины.
    Но утром мы все же отыскали старую дорогу, продравшись сквозь стену кустарника, и перейдя на правую сторону ручья. Километра полтора все было хорошо.

Однако затем старинный автомобильный след с сухого пригорка спустился на широкую топкую марь, где меж кустов и крупной кочки извивался ручей.

Очередная резиновая заплатка­ – ту, что я присобачил у ночного костра, к этому моменту еще не отклеилась, но  теперь это не имело никакого значения, потому что мои сапоги были уже полны болотной жижей, набравшейся через верх. Я начерпал воды по своей неловкости, а у Коли с его короткими голяшками вообще не было шансов остаться с сухими ногами.
Зато, когда заплатка все же оторвалась, я сразу оценил удобство дыры в подошве – поступающая сверху вода, самопроизвольно выливалась снизу.
      Можно сказать, что идти стало очень трудно, но еще рановато разбрасываться такими словами. По-настоящему трудно стало чуть позже, метров через пятьсот, когда мокрая дорога завела нас прямо в русло ручья. Когда-то давно вездеходом там был проложен путь, но теперь все мощно заросло и сплелось ветвями.

Ладно бы при еще хоть ногами было бы твердо – так нет же! Крупная кочка исчезла, а ее сменила кочка огромных размеров – по колено высотой. Тянуть и толкать груженый велосипед сквозь трехметровые кусты, по неустойчивым травяным буграм, часто торчащим из воды – это чисто богатырская забава.
    Сначала мы развлекались поодиночке, потом, когда обессилели, взялись за велосипеды по двое. А в голове назойливой мухой закружилась мысль: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого драндулета!».
    Позабавившись таким способом минут тридцать, и продвинувшись вперед не больше чем на сто или сто пятьдесят метров, мы оценили происходящее, как «лютый пиздец», и поняли, что пора сваливать с «наезженной трассы» на дикое бездорожье.

Левым берегом ручей вплотную прижался к высокому крутому склону, поэтому ничего больше не оставалось, как уходить вправо  на болотную целину – с таким же адскими кочками, но хоть без зверских зарослей. Перебраться через болото на правый борт долины – было нашим единственным спасением.

Перебираемся через болото

Чтобы это сделать, мы решили к каждой твари (велосипеду) приставить по паре бурлаков. То есть разбились по двое. Получилось два с половиной тягловых дуэта:  я плюс Антоха, Серега плюс Саня…  А третья «пара» была сформирована из одного Коли – он самый сильный, прет за двоих, ему в помощники «кузнец не нужен».
    Я никому не пожелаю подобных велопрогулок по болоту, но на случай, если вдруг с вами подобное произойдет, объясню, как нужно спасаться. Один человек берется за багажник, на котором висит рюкзак весом 45 кг, приподнимает его и толкает всем своим весом вперед. Напарник делает тоже самое с передней частью велосипеда, где тоже навешано немало груза. Действовать нужно синхронно, тогда одним рывком можно переместиться вперед на пол метра или даже на полтора. Упражнение следует повторять до тех пор пока не выберешься на сухое место. Или пока не сдохнешь.
    Мы с Антоном впряглись в мой велосипед и уже проволокли его метров тридцать, когда вдруг раздался хруст металла. По запарке мы рванули еще раз, и жуткий скрежет повторился. Только после чего мы очнулись и осмотрели технику. …
    О, Боже, лучше бы я этого не видел! Болт нижнего крепления багажника сорвался с резьбы и вылетел. V-образный упор багажника с размаху воткнулся в задний переключатель и разнес его к чертовой матери. Кусок переклюка с нижним роликом отломился и утонул в болоте. Найти мы его не смогли. Но и это еще не все. В голенище моего левого многострадального сапога образовалась рваная брешь размером с ладонь. Забавно что я даже не заметил, когда это случилось – до того уже привык к ощущению мокрых ног.

Потратив уйму сил, мы, наконец, вылезли из трясины на сухой пригорок.  Я был расстроен и впал в легкую прострацию. Парни оставались невозмутимы, как будто перспектива провести весь остаток августа в болоте их не беспокоила. Директор Походов  был собран и решителен.
    –  Давайте двигаться, а то уже пол дня позади, а мы ничего прошли, – сказал Серега. – Предлагаю  челночить, но только не по триста метров, а нормально…  Велики оставим, с рюкзаками уйдем сразу километров пять.
    Эту идею никто не одобрил.
    –  Но тут же сухо! Давайте, пока это возможно, двигаться как есть, а там посмотрим. Главное, держаться ближе к склону, не сваливаться к болоту.
       Против такого плана Серега возражать не стал.

–  Все, давайте шевелиться! – Скомандовал Директор.
    – Но надо же сначала что-то с сделать моим переключателем …, – уныло сказал я.
    – Ничего сейчас не нужно делать, времени нет. Просто откручивайте, снимайте деталь полностью, тросики и цепь к раме привяжите, и поехали!  Вечером будем думать.

Между прочим, с начала похода эта была уже вторая наша серьезная поломка.  До этого, в первый же день от воткнувшейся палки сломался «петух» на Сашином велосипеде. И также до лучших времен Саша просто примотал «велосипедные потроха» скотчем, чтобы не болтались.

Теперь мы двигались по правой стороне р. Ища, краем леса, лавируя вдоль границы двух враждебных нам ландшафтов – сплошного болота и непролазной чащобы. Но миновать все зыбкие, топкие и дремучие места никак не удавалось – мы были вынуждены пересекать боковые распадки и ручьи, приставляющие собой широкие кочковатые мари, плотно заросшие высоким ерником.  А русла ручьев – это особо изощренные полосы препятствий, созданные природой из ям с водой, бугров, грязи, бревен, цепких веток и корней.

В очередной раз, ценой титанических усилий перетащив велосипеды через мокрое кочковатое поле,  мы выбрались на чудный пригорок с выгоревшим лесом.

При всей моей любви к Забайкалью я не осмелюсь назвать это место красивым. Но оно идеальное для обеденного привала. Дрова под рукой, вода рядом на болоте. Солнечно, сухо, земля под ногами не прогибается. Лучшего места во всей округе не сыскать. При этом оно совершенно типичное  для всей территории. Просто таки классический Борщовочный пейзаж.

И более удачного момента для ремонта сапога тоже было не подобрать.

Пообедав, двинули дальше

На гипотетическую вездеходную дорогу мы уже не уповали, а просто искали звериные тропы или удобные проходы через заросли и болота. Таким способом мы двигались еще несколько часов, пока в седьмом часу вечера не набрели, наконец, на сухой и сравнительно чистый кусочек леса.  До ручья, где можно набрать воды, отсюда было метров триста или больше. Но не искать же более выгодное место для лагеря!

И мы с радостью взялись распрягать железных коней – им нужен был отдых. А нам отдых был еще нужнее. Поэтому первым делом мы за него и взялись – достали железные  стопки и кусок сала…
    Звякнули рюмочки, растаяло сало во рту… И в ту же секунду адский день обернулся райским вечером.

Правда, только лишь зашло солнце, в раю сразу похолодало. … Но уже горел костер, он излучал тепло… А вдалеке, сквозь лес просматривались синие горы, и это  тоже грело душу. Виднелся правый борт долины р. Газимур, а до самой реки по прямой осталось 5-6 км.  То есть, мы уже совсем скоро вырвемся из борщовочного плена. Правда, трудно предугадать, сколько времени это займет.  Но явно, что не час и не два. Ведь сегодня за целый день (за 9 часов), как и вчера, мы прошли от силы 10 км.

Продолжение: Глава 5

Записи из этого журнала по тегу «Дикие степи Забайкалья»

• "Это провал", – сказали наши ученые

Начало здесь: Глава 1 6 сентября Крутая Топока К утру дождь перешел в моросящий режим прекратился, а ветром повалило на землю велосипеды и…

• Грязь велотуриста всегда найдет

Начало здесь: Глава 1 5 сентября Грязь велотуриста всегда найдет Погода продолжала удивлять нас сыростью и дождями – совершенно…

• Дырбулкейская пещера

Начало здесь: Глава 1 4 сентября Дырбулкейская пещера Про Дырбулкейскую пещеру, что в районе села Ковыли (западнее Клички), информации…