lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Свобода слова. У кого в Забайкалье прав на нее больше

Хлеб и зрелища от «Привоза» и от «Чита.ру»

     Живут у нас в городе два предпринимателя. Один очень известный, другой просто известный. Первый – мой старинный (но моложавый) друг, которого я знаю 20 лет и очень ценю его и как человека, и как бизнесмена. Про второго я знаю совсем немного, но тоже уже лет пятнадцать знаком с его бизнесом и так же его уважаю.
    Эти люди занимаются совершенно разными делами, каждый руководит собственным предприятием со штатом сотрудников, оба зарабатывают деньги, платят налоги, оба полезны для общества. Народу нужны хлеб и зрелища. Так вот первый приносит, условно говоря, хлеб, а второй – зрелища для народа. Хлеб и зрелища – это не в буквальном смысле, но очень близко к тому.
    Казалось бы двух этих людей нечем соединить в одном рассказе, да и на самом деле их ничто не связывает… Но, как показывает жизнь, может случиться всякое, особенно в таком небольшом городе, как наш. Короче, случилось. Иначе зачем бы я тогда начинал весь этот разговор…

Итак, первого предпринимателя я знаю лет двадцать, и столько же времени дружу с ним, еще с той поры, как он только начинал свой бизнес. Мой друг много трудился, пробовал, искал, успех к нему пришел не сразу. Шли 90-е годы, когда в Чите не было ничего кроме убогости.
    Предприниматель занялся оптовой торговлей продуктами, а затем открыл свой первый магазин по типу супермаркета со свободным доступом к товару. Поначалу покупатели бунтовали против тележек, требовали вернуть прилавки и поставить за них привычных продавцов. Люди почти всегда в штыки воспринимают новое. Но это новое быстро прижилось, читинцы оценили удобства и невиданный доселе ассортимент. Бизнес себя оправдал.
      В течении следующих десяти лет этот же предприниматель создал самую большую в городе сеть супермаркетов. Он открыл 40 магазинов, причем для 36 из них рискнул взять помещения в аренду. Я говорю о «Забайкальском Привозе» и об его генеральном директоре Юрии Бажине.

    Сейчас от обывателя редко услышишь что-нибудь хорошее о предпринимателях, особенно об успешных. Многие просто не желают знать ничего кроме негатива и до сих пор считают бизнесменов барыгами. Понимаю, что таких людей не переубедить, но все же я попробую что-то объяснить.
    Барыга – это мелочный спекулянт, готовый обмануть каждого, сэкономить на всем, без морали и принципов, не платящий никакие налоги. Вообще я хочу заметить, что к большинству сегодняшних предпринимателей этот термин давно уже не применим. Но речь сейчас конкретно о владельце сети «Привоз».
    К Юрию Бажину слово «барыга» вообще не клеилось никогда. Он всегда, с самого начала серьезно и вдумчиво относился к своему делу, грамотно, можно сказать, по научному строил бизнес, много читал, постоянно учился, брал все самое лучшее из теории предпринимательства, не боялся экспериментировать, шел на рискованные затратные проекты, которые в нескольких случаях терпели крах. Но он не останавливался и продолжал развиваться. Юрий не ленился приглашать классных специалистов, директоров для своих предприятий из других регионов

    Довольно скоро у Бажина появились последователи и конкуренты, возникли другие сети. И практически все подражали или полностью слизывали бизнес у «Привоза». И сегодня Чита в плане количества супермаркетов и уровня торговли выглядит очень достойно.

     Для того, чтобы персонал был квалифицирован, его необходимо обучать. И это тоже Бажин сделал первым, у него организованы собственные курсы для продавцов-кассиров. В «Привозе» сейчас работает почти 3000 человек. А поскольку на любом подобном предприятии всегда существует определенная текучка, то можете представить скольким людей «Привоз» дал различные профессии.

    У предпринимателя нет восьмичасового рабочего дня, он занят делом постоянно. А что касается Бажина, то для него бизнес – это и его работа, и его хобби. А поскольку это не просто зарабатывание денег, а дело жизни, то и отношение к своему бизнесу у Юрия Бажина особое. Он не раз говорил, что у бизнеса кроме получения прибыли должен быть еще и социальный смыл, общественная польза. Каждый предприниматель, - говорит Юрий, - должен отыскать для себя этот смысл. Тогда и твое дело, и твоя жизнь в городе, где ты живешь и работаешь, доставит и тебе радость, и принесет пользу обществу. Смысл своего бизнеса Юрий Бажин сформулировал примерно так: «Через культуру обслуживания в магазинах «Привоза» ненавязчиво поднимать культуру населения и Читы в целом». Магазин – это модель общества, объект в котором люди учатся общению и поведению.
    Схематично это выглядит так: если в супермаркете чисто, аккуратно, удобно, спокойно, кассиры вежливы, корректны, никто не хамит и т.д., то и покупатели, какими бы они ни были раздраженными, волей не волей станут вести себя соответствующим образом. Это чисто психологический прием, он на сто процентов срабатывает, и постепенно поведение всего социума меняется.

    И самое убедительное, что результаты уже налицо, эффект виден на примере из другой сферы деятельности предпринимателя. Я говорю про ресторан «Счастье в провинции» и кафе «Шоколадница», что рядом с площадью Ленина. Как и первая сеть супермаркетов Бажина, так и его кофейня стала лидером в Чите. Владелец не поскупился на дорогой ремонт, привез в Читу какого-то модного дизайнера из Красноярска, сделал очень уютные, культурное заведения со спокойной, не кабацкой атмосферой…. И все равно среди первых посетителей «Шоколадницы» попадались компании, пытавшиеся приносить водку, пить и плясать в кофейне, как в ночном клубе. Но постепенно удалось, что называется, перевоспитать клиента. И в городе появилось, наконец, заведение, где можно спокойно общаться, не перекрикивая музыку. Тем самым он поднял уровень ресторанного бизнеса в Чите, став примером для многих последователей, другие бизнесмены пошли по тому же пути. Вот таким образом ширится комфортная городская среда, меняется облик Читы и его культура. Вклад предпринимателей в развитии забайкальской столицы огромен и очевиден.
    И так подробно я все это объясняю, для того чтобы сказать главное… но это -главное - вы поймете чуть позже, если продолжите чтение.

    У Юрия Бажина очень выдержанный, спокойный характер, он совершенно не конфликтный, доброжелательный человек. Я никогда не слышал, чтобы он кому-то грубо навязывал свое мнение, затыкал рот или ругался. Его жизненная и деловая позиция - избегать шумихи, скандалов, споров, интриг, не стремиться к известности, не лезть в политику. Все это прибыли не приносит, а известность и публичность, зачастую еще и вредит (реклама тут не в счет). Но при этом Бажин вполне открыт, он ни от кого не таит секретов бизнеса и охотно делится опытом со всеми. Порой, власть приглашает его на совещания по вопросам предпринимательства.

*  *  *

     В отличие от «Привоза» другая компания, которую я не то что бы противопоставляю, а сравниваю, наоборот заинтересована в шумихе, постоянно нуждается в интригах, скандалах и расследованиях. Я теперь говорю об информационном агентстве «Чита. ру». Создал его Сергей Мастеров, тоже давно и удачно, дальновидно и грамотно. Я ничего не знаю про историю и раскрутку создания информационного портала, но уверен что и его путь был таким же тернистым, как у «Привоза»

    Народ хочет зрелищ. Ему нужно знать, что происходит в его регионе, в его городе, на его улице…. И на информации тоже можно сделать отличные деньги. Причем, чем хуже новости, тем лучше они продаются.
    Так что второй наш герой – это Сергей Мастеров, который создал интернет- портал, ставший не только самым популярным в Забайкалье, но теперь уже перешагнул границы нашего региона.
    «Зрелища» – такой бизнес, которому противопоказаны спокойствие и тишина, – на мирных событиях особо не заработаешь. А вот всякие разоблачения, преступления, ошибки властей – это другое дело. Желтизна - это прекрасно!
    Справедливости ради, я обязан сказать, что на самом деле журналисты «Чита.ру» делают не только желтизну, но создают и много по-настоящему хороших, серьезных материалов, обзоров, виртуальных встреч с известными людьми и т. д. Реклама тоже не плоха на «Чита. ру» – профессиональная, не пошлая и эффективная. Но в первую очередь это новостной портал. «Чита. ру» ежечасно выпускает новости, их много и они разные – глубокие и поверхностные, интересные и не очень, белые и чернуха, объективные и провокационные… Вот о последних и поговорим

    Объективность не всегда обязательна, можно обойтись и без нее, прикрывшись «авторским мнением» и «свободой слова». Или еще проще ¬– можно вбросить в массы обрывок мысли или цитаты, вырванной из контекста и отдать ее на откуп читателям и комментатором, которые ни свою свободу слова, ни вообще свои слова не контролируют. Этим и пользуется информационный бизнес, дабы заработать, используя ненаказуемое словоблудие (демагогию по-научному). Зная настроение в обществе, и профессионально манипулируя им, журналисты запросто могут чужими руками (руками легко возбудимых комментаторов) разжечь любой скандал, вызвать и направить агрессию, добыть тонны негатива в отношении кого угодно и тем самым поднять свой рейтинг = доход. Нужны такие новости, которые заставляют читателей нажимать «клики» и писать комментарии. И при этом журналиста даже невозможно упрекнуть в предвзятости подбора новостей, ведь у него свобода слова!

    И вот в этом месте – на перекрестке мнений и подходов к своему бизнесу и пересеклись незримо владелец «Привозов» и владелец «Права на свободу слова». Как не избегал Юрий Бажин всяких острых углов, он все равно попал под очередной понос мыслей на «Чита.ру». На высоком совещании Бажин вслух поделился с губернатором мыслью, о том, что журналистам в погоне за своим рейтингом следовало быть чуть корректнее. И добавил, что некоторую информацию, и вовсе лучше было бы оградить от распространения в сыром виде, потому что из сырья обязательно выпекут, изжарят негатив, а мы уже и так всем Забайкальским краем по уши в этом негативе. А из этого тотального негатива формируется отрицательный имидж нашего региона, и он порождает лишь новый виток анти позитива…
    Это были личные рассуждения Бажина, он, на минуточку, имеет точно такое на право на свободу слова и собственного мнения, как и «Чита. ру», и как мы с вами.
     Такое же право...., да не такое, оказывается. У «Чита.ру» и прав и возможностей больше. Уже минуту спустя из бажинской мысли был грубо выдран пучок слов, и сиюминутно в режиме онлайн подана новость на «Чита. ру»
    И, вроде бы, не к чему придраться… Но из ловко вывернутой, неполной информации не вдумчивые и заранее озлобленные читатели (а таких немало) тут же сделали «самостоятельный» вывод: «Бажин предложил полностью отменить свободу слова».

Дорогой, я жду тебя с работы,
у меня есть для тебя интересная новость...




Достаточно поменять заголовок и читатель увидит то, что хочет внушить ему автор, а не то, что есть на самом деле.

     Если кому интересно, на том совещании губернатора с предпринимателями Бажин был не один, там выступали многие бизнесмены, все говорили о разном и важном для Забайкалья. Однако, присутствующий на встрече журналист лишь только в речи владельца «Привоза» отыскал подходящую для новостей, самую на его взгляд скандальную фразу о якобы наезде на свободу слова. Очень быстро был раздут настоящий скандал. Зато о других выступлениях читатели на «Чита.ру» ничего не узнали (наверное им это и не интересно?). И почему-то вместо новостного портала журналистскую работу выполнил свободный блогер Юрий Черепанов .

    Зато через день на «Чита.ру» вышла еще одна новость, в которой депутат Ушаков якобы посоветовал Бажину лучше следить за просроченными продуктами в своих магазинах, а не указывать губернатору и не притеснять свободу слова журналистов. На самом деле, я подозреваю, что Ушаков, мягко говоря, не совсем то сказал. Однако и эту новость с аппетитом проглотили читатели, и она отрыгнулась новым потоком гневного бреда по щиколотку. «Хулиганы зрения лишают, языки вырывают!!!», – запаниковали облапошенные читатели. Посыпались какие-то фантастические обвинения в неопрятности, хамстве и отравленной еде на прилавках, призывы бойкотировать «Привозы», натравить на Бажина пожарников, инспекции всех мастей и даже бандитов. Один маразматик так и сказал: «На каждого Бажина в итоге найдется Осина» (известный местный бандит) . Другой поддержал: «Да видимо пора уже, в 90-е комерсы себя так нагло не вели»…

     И какой от этих новостей в итоге результат? Какая польза? Торжество свободы слова? Не думаю. После прочтения комментариев появляется лишь чувство безысходности. Никакого просвета! Мы живем в атмосфере злобы, невежества, зависти и моральной бедности. Я не понимаю, откуда лезут все эти комментаторы. Такое впечатление, что эти зануды раньше жили в благополучной Европе, где обожрались сытой жизнью. И теперь их в Чите вообще все не устраивает. Либо просто забылись, как старуха из "Золотой рыбки", что все родом из СССР, где не было «Забайкальского Привоза», работающего круглосуточно, в шаговой доступности от дома. Но были многочасовые очереди, пустые прилавки и обвесы и обсчеты покупателей на деревянных счетах. Забыли как по талонам раз в месяц можно было купить килограмм «колбасы» из картона. Покупали и ели. И всех все устраивало. Абсолютно все было хорошо, кроме, пожалуй, диссидентов. Вот только против них иногда дружно письма народного протеста подписывали. А на другое и времени не оставалось – нужно было либо в очереди торчать, либо у станка стоять. А сейчас уже не надо с пустой авоськой по пол дня молоко караулить, когда завезут, и есть куча свободного времени, чтобы поискать дохлых тараканов по углам да комменты строчить, что барыги-комерсы жить не дают, ценами обдирают, а местная власть глупая и бестолковая, а еще и слова не скажи.

    А на самом деле все эти ужасы надуманы. Просто люди зарабатывают деньги – кто на чем может – кто-то на хлебе, а кто-то на зрелищах, на человеческих страстях, на зависти и на глупости. А, ну да, еще забыл… – и на «свободе слова»! Короче, кто как умеет.

    Но каждый предприниматель должен нести ответственность перед обществом за свой бизнес, отвечать перед своими потребителями. Тем более, если он является лидером на рынке. Так Бажин обязан отвечать за вредный для желудков «просроченный сыр» в его магазине. Именно он, а не его наемные работники. И точно так же Мастеров должен отвечать за свои «испорченные продукты», вредные для психики - в частности за избирательную провокационную информацию, подстрекающую не умеющих думать людей на сумасшедшие комментарии. Именно Мастеров должен отвечать, а не его вольнонаемные, и в общем-то толковые журналисты.

    Какая же цель всей этой говорильни? Я вовсе не стараюсь заткнуть рот «Чита ру», и это не попытка кого-то учить, как работать и как подавать новости. Пусть журналисты делают свое дело так, чтобы портал не потерял популярности. Но я хочу, чтобы и читатели поняли, что зачастую их попросту дурачат, провоцируют на реакцию ставить плюсики, минусики, поднимать число просмотров любым способом. Чтобы люди понимали, что по большому счету, доверчивого невежественного читателя просто используют для повышения собственного рейтинга. И я хочу, и надеюсь, что хоть кто-то меня услышит

    Бажин искренне старается поднимать культуру через магазины, я со своей стороны пытаюсь то же хоть немного изменить сознание своими публикациями, и было бы прекрасно, если бы еще и у Мастерова появилась социально полезная цель: «Через культуру подачи информации на «Чита.ру» ненавязчиво, поднимать культуру читателей, менять негативное сознание и создавать положительный имидж края в целом»


Tags: Чита - а это где!?
Subscribe

Posts from This Journal “Чита - а это где!?” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments