lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Как я не сделал свой лучший снимок

   У каждого фотографа наверняка отыщется история, как он упустил шанс прославиться, не сделав гениальную карточку.
    Недавно в прошлогоднем номере «Geo» я прочитал, как Игорь Шпиленок прожил зиму на Камчатке в Кроноцком заповеднике, снимая диких зверей. В один из дней он несколько часов просидел в холодном скрадке, поджидая лебедей. Эти очень осторожные птицы, наконец, показались из утреннего розового тумана. И как раз в тот же момент из воды рядом с фотографом вынырнула выдра. От неожиданности Игорь шевельнулся, двинул объектив, и лебеди тут же заметили движение и взлетели…
    Мой друг, замечательный фотограф Владимир Иванович Рябков рассказывал, как много лет назад не сделал лучшую карточку в своей жизни. Фтографируя в Корякии , он однажды делал облет прибрежных фьордов. Вдруг на высоте ниже вертолета он заметил большую стаю белых гусей в полете над изумрудно зеленой водой. В это же время на берегу по обрывистым скалам с остатками снега вверх по склону бежала дюжина диких баранов. Все увиденное одновременно прекрасно вмещалось в кадр и располагалось в нем идеально с точки зрения законов композиции. Володя уже скомпоновал картинку в видоискателе и надавил на спуск… но ничего не случилось, звука сработавшего затвора он не услышал. Элементарно в камере закончилась пленка. Не то что перезарядить, а даже второй раз нажать спуск было уже поздно.
    В 2008 году я сам не сделал очень хороший кадр. Вначале под снегом, потом под непрерывным дождем на велосипедах мы спускались с последнего перевала к подножию Главного Гималайского хребта в Северной Индии. С высоты 3700 метров мы «падали» почти на два километра вниз по грунтовой дороге, которая раскисла и превратилась полужидкую сметаноподобную суспензию. Эта грязь была продуктом разрушения очень твердых кварцитов и обладала какими-то уникальными абразивными свойствами, из-за чего уже через 20 километров пути (а весь спуск был длиной 40 км) на всех велосипедах практически до металла стерлись тормозные колодки. Дорога шла серпантинами по борту невероятно глубокого ущелья. Вначале мы видели его сверху, но фрагментами и время от времени, потому, что мы ехали на высоте туч и, то и дело все вокруг погружалось в молоко с видимостью в несколько метров. Когда мы спустились ниже, среди разрывов густого тумана стала просматриваться отвесная полуторакилометровая стена противоположной стороны ужасной пропасти. С нее обрушивалось несколько водопадов такой же невероятной высоты. Днище ущелье было скрыто более низкими тучами и туманом, картина постоянно меняла очертания: стена с уступами и водопадами и скалистые ее отроги то проявлялась четче, то заволакивались.
    Горные дороги в Индии не имеют ограждений, мы ехали по самому краю бездны. Руками в теплых перчатках, напитанными водой как губки, я давил изо всех сил на ручки тормозов, а взглядом метался от дороги перед собой до пропасти сбоку, выстраивая в голове кадр, и одновременно соображая, что нужно сделать прежде, чем добыть снимок. Сперва нужно хотя бы просто остановиться, для чего найти безопасное место на узкой полке в горе, по которой движется поток машин. Затем снять перчатки и отжать из них воду. Нужно как-то стоя удержать велосипед на грязном, достаточно крутом спуске так, чтобы можно было расстегнуть рюкзак на багажнике и вытащить из его глубин широкоугольный объектив. Широкоугольник необходим, потому что весь масштаб зрелища иначе не охватить. Потом надо вынуть фотоаппарат из сумки на руле, заменить объектив под непрекращающимся дождем. О штативе речь даже не идет. Дальше нужно уловить момент для съемки, выцелить кадр; велосипед в это время точно упадет в лучшем случае – в грязную жижу, в худшем – под колеса попутного грузовика. Затем придется в одиночку (а это я очень не люблю) догонять товарищей, укативших далеко вниз без тормозов …. И если я все это проделаю, еще не факт, что получится достойная карточка, а не очередная хрень , снятая в суете на бегу….
    Кадр тот я так и не сделал, потому что не стал останавливаться.
    А вчера вечером я не сделал еще один замечательный кадр. Мы снова, как и в прошлые выходные поехали на озеро Ундугун. Поехали поздно, в субботу уже после обеда. Торопились.
    Приехали.
    Пока располагались на берегу, с воды дул свежий ветер, шла волна, по небу ползли тучи, и я бы не сказал, что было очень уютно и вокруг все безумно красиво. Но вскоре ветер стих, вдали загремел гром, заполыхали молнии, и на дальнем краю озера от облаков до земли протянулись сразу три дождевых шлейфа. Гроза шла прямо на нас, очень приблизилась, но, все же, в итоге прошла мимо, и можно было наблюдать за фантастическими небесными метаморфозами со стороны. Вначале преобладающий цвет был глубокий синий. Потом палитра начала меняться, и вскоре стало что-то невообразимое. Я видел подобное небо на очень любимой мною картине Левитана «Над вечным покоем», но сейчас было намного круче. Здесь над Ундугуном природа продемонстрировала особую изобретательность и виртуозность.
    Верхний слой туч серых цветов разной интенсивности, местами до черноты, состоял из извилистых струй, спутанных нитей, волокон и обрывков прядей, получившихся в результате того что будто ком ваты растеребили, взлохматили и растащили по небу, только не как попало, а очень вдумчиво, изящно, с большим дизайнерским вкусом и мастерством. Отдельные участки неба были совсем черными, и они часто пронизывались молниями. Под серыми тучами и на их фоне очень выразительно висели светлые, почти белые кучевые облака, отражающиеся в озере. Еще ниже, над самим берегом, чистые куски неба подсвечивались красноватым цветом низкого солнца, и там, где на озере не было ряби, эти цветные отсветы также отражались в воде и бликовали на листьях кувшинок…. На самом берегу над водой раскачивались высокие ярко-розовые цветы иван-чая…
    Короче говоря, зачем долго и бездарно пересказывать картину, вместо того, чтобы быстро и талантливо ее запечатлеть. Я спешно развернул и поставил штатив, вытащил из машины рюкзак с объективами… и тут вспомнил, что сумку-то с фотоаппаратом я забыл дома у двери! Чёрт!!!
    Хорошо, что я также не прихватил с собой веревку с мылом и пистолет :).
    Зато у меня имелся удобный раскладной стул, который я тут же установил и до конца досмотрел и допрочуствовал документально- художественное творение под названием «Грозовые тучи над бестолковой башкой озером Ундугун».
    Ни одна капля дождя за вечер на нас так и не упала :)


И. Левитан "Над вечным покоем". Жалкое подобие "Грозовых туч на бестолковой башкой"

_______________________________________________________________________

А не хочет ли кто-нибудь поделиться своей историей? Очень интересно
Tags: Фотобиография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments