?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Начало здесь


26 июля 2014. Первый день в Монголии

    Город Кяхта был основан на российской границе в 1727 г для торговли с Китаем. Весь китайский чай, поступавший в Европу, был исключительно «кяхтинским». В 1924 г. появилась Монгольская народная республика и международный сосед у Кяхты сменился. Вплоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признавшим независимость Монголии, был СССР.

    Русские купцы воздвигли в городе несколько церквей. Самый красивый белостенный храм с колоннами стоит практически у самой границы. Он построен в 1830 году
1.



   У нас не было времени знакомиться с историческими памятниками Кяхты, я просто вышел на улицу и сделал несколько городских снимков рядом с гостиницей.

    Утро было пасмурным, но несколько раз солнцу удавалось пробиться сквозь тучи.

2.


3.



   Одну достопримечательность хотелось бы, пожалуй, увидеть: на границе, в нейтральной полосе сохранился екатерининский раритет – старый пограничный каменный столбик 1728 г . Но показывают его только лишь оооочень важным персонам.

    Сегодня в Кяхте живет 25 тыс. человек. Городок несмотря на беглый осмотр, произвел неплохое впечатление, но самое удивительное, на что я (и не только я один) обратил внимание, что говор жителей Кяхты совсем не похож на бурятский или забайкальский, а очень близок к московскому. Это было очень неожиданно и не понятно, как он тут возник.

   В 9 часов открылось вчерашнее кафе и начала работать автомойка.
    На чистых боках наших автомобилей появились заранее изготовленные экспедиционные наклейки.

4.


5.



   Мне кажется это придало весу и солидности. Видите, какие мы важные и серьезные на первом групповом снимке!?

6. Экипажи машин, стартовавших из Иркутска (слева направо): Павел и Татьяна Ковалевы, Александр Леснянский, Константин Коренев, Станислав Леник, Борис Слепнев, Владислав Дроков




    На наших часах 11:30, на монгольских – через четыреста метров впереди, за нейтральной полосой - еще только 10:30. Мы стоим под дождем на монголо-российской границе. Очередь небольшая, но не движется. Правда, машин с монгольским номерами это, кажется, не касается, они проезжают мимо колонны на проход. Возможно монголы знают, как нужно ублажить местных богов? Может быть, и нам уже побурханить? Но мы не хотим гневить таможенных и пограничных духов, и делаем вид, что пить совершенно не хочется.

    12:45 уже монгольского времени, мы выезжаем через последние ворота, за которыми шныряют менялы с тугриками. Наш Форд на монгольской территории. Но второй экипаж не выпускают,  - не хватает каких-то штампиков. Пока Петрович (Костя) ходит с бумагами за забором, мы на свободе успеваем выпить три раза подряд. А потом еще дважды. Это действие очень помогает забыть про три потерянных часа на границе. … Но сколько же тогда нам придется выпить на обратном пути?! В сторону России очередь просто огромная! Ну, что ж, узнаем через 12 дней.

7. Монголия, 300 м от границы



8. Теперь мы видим храм с монгольской стороны




    По асфальтированной дороге мы движемся на юго-восток, в сторону столицы - Улаанбаатора. Северные территории Монголии невероятно похожи на забайкальские степи, такие же безлесные и холмистые, почти гористые. Если бы не многочисленные юрты, разбросанные по этим просторам, можно было бы подумать, что мы в Бурятским Агинском национальном округе. Только простора здесь как будто больше. Ну и скота – мелкого и крупного в таком количестве у нас не встретишь. Монгольские стада впечатляют. Фотографирую из окна, на ходу и удивляюсь кадрам, они в точности повторяют типовые монгольские картинки с обилием белых юрт и пасущихся животных.

9. Очень редки пашни


10. Обычный пейзаж такой:



11.




     Через 150 км первый большой населенный пункт - город Дархан. Мы остановились возле рынка, и у нас имелась цель: запастись основной провизией – пивом, водкой и монгольской тушенкой.

   Территория возле рынка и вообще весь город какой-то не ухоженный. Очень жарко и фотографировать нечего. А когда нечего снимать, я все равно фотографирую, и потом оказывается, что это шедевр или какая-то ерунда не зря (простите за нескромность).

12. Городской рынок в Дархане


13.


14.


15.




 
16.  Кто меня хорошо знает, догадается, почему я сфотографировал этот ряд сапожников.



А кто не догадался, вот снимок чуть крупнее:

17.




     А еще в ресторанчике при обшарпанной гостинице очень долго готовили еду. И потом выяснилось, что не так уж и вкусно. Короче, нам все равно тут все понравилось, но нужно было ехать дальше.

    Мы все ближе к монгольской столице. Местность такая же и ландшафт прежний, но все чаще встречаются юрты и группы празднующих людей. Такое впечатление, что народ выехал отдохнуть на природу. Из трех миллионов человек половина монгольского населения живет в Улаанбааторе. А июнь - июль– это традиционное время массовых отпусков в Монголии. Так что действительно целыми семьями монголы покидают город на время. В августе в городе снова будут автомобильные пробки.

    Вообще-то нам не нужно в столицу, мы направляемся в древний город Хархарин, дорога к которому отворачивает с трассы километров за сорок перед Улаанбаатором. Однообразный пейзаж к вечеру, наконец, оживляется дорожным знаком, указывающим нужное направление.

18.


19.Павел желает рассмотреть и убедиться...в правильном выборе пути


Это новая дорога, укорачивающая путь. И навигатор указывает что нам следует свернуть именно туда – на х*й.
Как читается это слово, можно понять по артикуляции Стаса и веселому Бориному лицу:

20. "Поедемте на х*й!"



   Ну, поехали уже на… Какое именно расстояние не совсем понятно. Вечереет, и пора думать о ночлеге. Чье-то предложение остановиться в чистом поле и ночевать в палатках отклоняется. Нам бы найти какой-нибудь кемпинг или гостиничку… А в палатках еще наживемся, впереди у нас совсем дикие, безлюдные территории.

    Дорога поднимается в перевал, и где-то здесь, судя по карте есть турбаза.


    Турбаза "Налгар" примостилась в седловине среди зеленых холмов, которые с осторожностью можно назвать даже горами. Ни ручья, ни родника здесь нет. Лишь только крошечной рощей, чудом выросшей в одном из распадков, отличается это место от остального такого же ландшафта, раскинувшегося до горизонта.

   База, как мы узнали, построена совсем недавно, но вид у нее такой, будто это наследие советских времен. Не хочу обидеть монголов, но строители они совсем плохие. Видимо кочевникам не свойственно строить «на века». Одним словом, халтура. Но мы и этому страшно обрадовались. Пусть фонтан не действует, пусть в бетонных юртах пахнет сыростью, а в санузлах цветет плесень, пусть кровати проваливаются, а кому-то вообще придется спать на полу…. Экспедицию такими мелкими неудобствами не остановишь, если есть главное – ресторан, большой стол и семь стульев.
    Мы заняли три каменных номера в виде юрт, бросили вещи и поспешили на ужин.

   Часов в десять, когда на дворе было уже совсем темно, а за столом у нас достаточно весело, за окнами вдруг беспорядочно засверкали грозовые сполохи. Грома почти не было слышно, но молнии вспыхивали безостановочно. Потом налетел ураганный ветер. И затем полило, как из ведра.
    Кроме нас в зале были еще и гости монголы. Все перестали пить и есть и уставились в окна. Выйти наружу никто не порывался.
    В ресторане было по прежнему уютно, но снаружи начался ад. Нас накрыло мощнейшим грозовым фронтом, но было не понять с какой стороны он надвинулся. Молнии вылетали со всех углов горизонта одновременно.
    Наконец, мое любопытство взяло верх и я открыл дверь. Первое впечатление было совершенно неожиданным. Мне показалось, что вышел я на палубу корабля и вижу бушующее море. В слабом свете фонарей и мощных небесных вспышек высокая мокрая трава, зверски раскачивающаяся от ветра казалась похожей на штормовые волны. Войлочные юрты трепало ураганом, будто старые тряпки. Дождь лил стеной и струи его метались в разных направлениях. Но самым невообразимым было то, что творилось на небе. Оно то целиком озарялось так, что «наступал день», то засвечивалась мелкими вспышками по всему небосводу. Молнии и сполохи сверкали безостановочно. Я жизни еще такого не видел. Как будто там наверху, в раю подрались газорезчики с электросварщиками, а разнимают их пьяные пожарные с брандспойтами.

21.



    Через 15 минут буйства стихии на турбазе пропал свет. А гроза не теряла своей силы. И тогда мы с Борисом очнулись и побежали за фотоаппаратами. В темное на ощупь я отыскал в рюкзаке фонарик, собрал штатив…. Потом мы минут двадцать ловили молнии в кадр на 30-секундных выдержках. Световые разряды были настолько сильны, что большинство кадров получались просто «дневными». И все же пару раз повезло.

22.



    Вся эта небесная вакханалия длилась минут 40-50. Потом светопреставление постепенно сместилось к востоку, а над нами притихло.

    Закончив съемку, мы вернулись в ресторан и от перевозбуждения немедленно выпили. Расходиться никто не собирался. Мы сидели при свете фонариков и, кажется, стало еще даже веселей. Стас очень вежливо просил официанток что-нибудь принести и спрашивал дополнительные услуги:

    - Дайте пожалуйста рюмочки... и массаж, пожалуйста
    - Принесите еще бутылку...и массаж
   - Девушка, нам нужен еще хлеб. .. и массаж, плиз!

    Монголки смеялись, кокетничали и говорили: «Но массаж!»

   Как же все – таки хорошо, что мы не разбили палатки в степи. Сейчас бы у нас не было не только массажа, но и хлеба, рюмочек, да и самих палаток. Летели бы наши палатки сейчас где-то в небе над Улаанбаатором…

   Спать в свои бетонные номера мы отправились только за полночь. Свет так и не появился. Поэтому лужи на полу и промокший ковролин мы не заметили, а только лишь почувствовали на ощупь.
Ночевать в гробовой темноте, в юрте, на полу, в луже - шикарнейшее экспедиционное приключение! Все, как мы хотели.

Продолжение День третий

Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars