?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

  Незадолго до Нового года корреспондент (забайкальского)  АиФ  попросила меня ответить на ряд вопросов по теме развития туризма в нашем крае. Материал должен был выйти в первом номере 2014 г, Газету эту я не видел, и также, к сожалению, мне не прислали окончательный вариант интервью, готового к публикации. Поскольку тема туризма важная, думаю, что правильно будет опубликовать вопросы-ответу у себя в ЖЖ. Здесь я приведу оригинальный вариант интервью в том виде, в котором мне хотелось бы, чтобы его прочитали заинтересованные лица.

Статья в АиФе начинается так
«Ах, какое великолепие!», - восклицают приезжие в Забайкалье люди! Здесь можно увидеть уникальные по своей красоте, неповторимые природные красоты. В Забайкальском крае живёт много энтузиастов, любящих и прославляющих свою малую Родину – край багуловых сопок и яркого солнца, чистых озер и рек.
...
Затем  читателям представляют интервьюируемого:
"К таким людям относится Александр Леснянский – предприниматель, фотограф, путешественник..."  ну, и так далее, это необязательно повторять...,

Ну, а дальше главное:

   Тема развития туризма в Забайкалье не нова, её безостановочно муссируют, но видимости самого развития не наблюдается. В чем причина? Какой толчок, а может, новые идеи помогут привлечь туристов в край? Об этом наш разговор с Александром Леснянским.

- Александр Абрамович, Забайкальский край обладает огромным потенциалом для развития туризма. Однако мало делается для того, чтобы данная сфера развивалась полноценно и успешно. Почему слово «туризм» не сходит с уст, но и не развивается?
  - Потому что у нас (я имею в виду всю Россию) вообще ничего «не сходит с уст» – и борьба с коррупцией, и подъем экономики, и поддержка предпринимательства, и туризм…. Не сходит, и всё! Там, на устах и остается. Потому что заниматься «говорильней» можно без всяких усилий и без копейки в кармане. А для всего остального нужны не одни лишь слова.
А потенциал есть вообще у всего. Даже у простого булыжника. Только его нужно поднять и бросить. Даже у голой пустыни огромный потенциал. Вон, в монгольской Гоби как туризм развивается. Монголы построили кемпинги, и показывают иностранным туристам горы песка. И те с удовольствием смотрят. В итоге все довольны.

  - Министерством международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края разработана и утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае» на 2011-2013 годы. Финансирование ее крайне слабое, в 2013 году на программу не выделено ни рубля. Может быть, в этом причина проблемы?
  - И в этом тоже. Но даже если бы министерство потратило свой рубль, это проблему бы не решило. Потому что одного рубля мало. И даже миллиона рублей совсем недостаточно. И развиться за два года невозможно. Реально было лишь сделать мелкий шаг в правильном направлении. Но у нас вместо этого в основном разговоры разговаривают. Вот, и мы с вами сейчас тем же занимаемся.

  - Какая разновидность туризма, на Ваш взгляд, могла бы развиваться успешно именно в Забайкальском крае – этнотуризм, агротуризм, фототуризм, спортивный, экологический? И почему?
 - У нас в семье как-то жила по обмену девочка из США. Ее звали Лорел. Ее отец - большой любитель путешествий и всякой экзотики – попросил нас, чтобы дочь погостила недельку в забайкальской деревне. И мы отправили девочку к родственникам в Мангут. Создали, какие могли, комфортные условия. Работать не предлагали. Отдыхай, изучай местную жизнь. Хочешь – в речке купайся, хочешь – картошку пропалывай. Тут тебе и агро- и этнотуризм. Но Лорел вместо этого проплакала всю неделю и домой просилась. Потому что ей жизнь в русской деревне показалась опасным приключением. Это был для Лорел экстремальный туризм.
 Так, вот, пожалуй, только экстремальный спортивный туризм у нас и возможно развивать. И средства в него вкладывать нет надобности. Альпинисты, водники сами сюда и так едут, кому это надо. Правда, денег на них турфирмы тоже не заработают. Разве что, водители на заброске.
    Заработать можно на гостиницах для туристов, на ресторанах, на сувенирах, на развлечениях…. Нужно ли повторять, что для этого необходимы огромные вложения, которые государству не под силу. Да и не дело это государства, а задача малого и среднего предпринимателя. Вот его государство и должно поддерживать. И тогда все само собой разовьется – и фототуризм, и экологический… Предприниматели сами «поднимут и бросят камень». И «говорильня» прекратится. Нельзя развивать отдельное направление – «туризм» в отрыве от всего остального.


  - Могли бы Вы поделиться идеями, которые привлекут в наш регион туристов?
    - Надо отчетливо понимать, что турист всегда едет за чем-то известным, за брендом. И в мире всего столько…, что иностранца заманить к себе непросто.
   У нас в Забайкалье брендом можно было сделать цветение багульника. По подобию того, как на цветение сакуры в Японию тянутся туристы из всего мира. А цветение нашего рододендрона даурского, я считаю, еще более эффектным, чем сакура. Тем более, это все в дикой природе, а не в городском парке. Вот вам, пожалуйста, и экологический туризм, и символ Забайкалья.
    Но на самом деле, не «тем более», а «тем менее» все у нас. Потому что практически готовый бренд уничтожается прямо на наших глазах и нашими же руками. Последние ареалы распространения рододендрона, катастрофически завалены мусором дачников и горожан.
    А, смотрите, как все просто можно организовать. Вложений – минимум. Лучшее место цветение багульника – это участок рядом с кладбищем на объездной трассе. Защитить его, выгнать копателей песка со склона, убрать мусор из леса. Близко, дорога рядом. Гостиниц, ресторанов в городе хватает. Дать рекламу в путеводители, и народ заинтересуется. Я уверен, - это интересно.
    Есть и другие идеи, например, можно (и нужно) раскручивать тему «Родина Чингисхана – Ононские степи». Построить там памятник, какой-то комплекс для туристов…. Есть еще точка Всемирного водораздела – Великий исток на Яблоновом хребте. Нужно набрать несколько брендов, одним не обойдешься. Просто багульник – это то, что самое реальное и легко осуществимое.



    - Развитие такой сферы, как туризм, во многом зависит от властей. Как Вы считаете, предпринимаются ли реальные меры властями региона для развития туризма? Налажен ли сегодня диалог между властями и бизнесом для успешного и интенсивного развития туризма? Если нет, то как, по вашему мнению, объединить усилия власть предержащих и бизнесменов в этом направлении?
  - Подумайте сами, – какая власть не желает, чтобы на ее территории развивался туризм!? Может быть, только вождь какого-нибудь племени на Амазонке не хотел бы, чтобы их уединение его народа нарушали «белые дикари». Поэтому можно даже не задавать вопрос, налажен ли диалог. Он и с прежней властью в регионе был налажен. Собирался круглый стол с участием предпринимателей по вопросу развития туризма в крае.
   Ну, давайте, еще раз поговорим. О том, что не налажен транспорт, например. Кроме читинского аэропорта в крае есть еще только один – в Чаре. А Каларский район – наиболее привлекательный для туризма. Альпинизм, водный, пеший, экологический и так далее туризм – это все там. И есть предприниматели, занимающиеся и готовые дальше развивать туризм. И есть желающие приехать. Причем, есть туристы согласные даже заплатить за персональный вертолет, чтобы заброситься до места.
Но самолет в Чару летает маленький, трижды в неделю, билетов никогда нет. Вертолет заказать можно только из Бурятии, и прождать его можно три недели.
Намеченные походы срываются из-за невозможности добраться в Чару. Поездом три дня не хотят ехать даже за бесплатно сами железнодорожники со льготами. Был прямой прицепной вагон, на котором из Читы в Чару можно было доехать, не пересаживаясь, – его отменили. РЖД это не выгодно.
   Я уверен, если бы деньги были, власть бы с удовольствием вложила и в авиацию, и в дороги и в оленеводство (на оленях по северам очень удобно туристов обслуживать). Но мы же все понимаем, что проблемы вовсе не в нежелании местной власти развивать туризм. Это все равно, что развалить весь колхоз, а теперь, давайте поругаем корову, что она не хочет давать молока.
    Но есть, конечно, и вопросы, которые под силу местной власти. Например, возрождение забайкальских курортов. Лечебные ресурсы Забайкальского края уникальны. На его территории более 200 целебных источников минеральных вод и грязей. Практически все наши курорты похожи сегодня на … да, ни на что они уже не похожи. А ведь это тоже поистине золотое дно для развития туризма. Вот в их восстановление реально нужны большие инвестиции. Но отдача, без сомнения, будет огромная.
    Но какими бы ни были финансовые вложения, туризм не сможет развиваться без создания положительного имиджа края. Есть информация, что ежемесячно из Забайкалья уезжает тысяча и более человек. (Интересно, посещает ли наш край такое же количество туристов?). Как можно заманить сюда приезжих, если коренные граждане не хотят тут оставаться, мечтают о Москве или Краснодаре. Как можно завлекать туристов, если СМИ по большей части выдает «чернуху», и ничего позитивного. Вот, к примеру, несколько лет назад путешественник Сальва Родригес , объехав весь мир, попал в неприятную историю у нас через Забайкалье. http://lesnyanskiy.livejournal.com/36815.html Мы тут же узнали, что велосипедиста ограбили, и что это уже далеко не первый подобный случай с туристами. Но мы ничего не услышали о том, что хороших людей на пути Сальвы оказалось больше, что ему помогли, что власти гарантируют (хотя бы декларативно) безопасность другим туристам…
    Вот отличный пример правильной работы – после недавних вооруженных беспорядков в Египте российские туристы резко отказались ехать в страну для отдыха. Тут, конечно постарались наши СМИ, подлившие, как водится, черной краски в новости. Даже после того, как все утихло, туристы не спешили бежать за путевками. Тогда крупные туроператоры организовали бесплатный пресс-тур для группы российских блоггеров и журналистов, чтобы те своими глазами увидели истинную картину, и донесли информацию о безопасности на всех курортах Египта
    Но, вообще, если вернуться к началу вашего вопроса – о диалоге бизнеса и власти, – я вижу совершенно отчетливо, что наша местная власть полностью открыта для такого диалога. Перед самым Новым годом губернатор Забайкальского края пригласил читинских блоггеров на дискуссионную встречу, где обсуждались разные вопросы, в том числе и проблема забайкальского туризма. Налицо было взаимопонимание, причем Константин Ильковский очень живо откликнулся на идею создания забайкальского бренда (согласился, что, действительно, вполне им может стать багульник, о чем я говорил выше). Кроме того поделился другими идеями – например, о том, что необходимо восстановить, привести в благопристойное состояние готовые объекты туризма в таких исторических городах, как Нерчинск, Сретенск.… И что это в планах правительства края. Обсуждали и вопрос создания природного национального парка в Каларском районе.
    Однако, по мнению губернатора, развитие туризма в Забайкалье не способно в ближайшие 10 лет заметно повлиять на общее улучшение экономической ситуации в крае, Тем не менее такое развитие в любом случае необходимо, и принесет пользу если не в финансовой, то в других сферах. А общая задача (и туризм здесь немаловажен) – сделать так, «чтобы о нашем Забайкальском крае, как о прекрасной части нашей большой родины, узнало как можно больше людей в мире». Еще о встрече с блоггерами можно прочитать здесь



  - Внутренний туризм в Забайкалье развит на уровне «совдепа». Вместе с тем в лечебницах, местных курортах, здравницах даже в этих условиях оказываются услуги по оздоровлению земляков. Как сделать так, чтобы привлечь сюда деньги?
  - Мое мнение – никак нельзя сделать. Не верю, что кто-то со стороны станет инвестировать заброшенный курорт. Разве что продать его целиком. Но я против этого. Нужно найти, скорее всего, местного энтузиаста предпринимателя, готового вложиться в этот бизнес и создать ему льготные условия.

  - Иностранные туристы появляются в Забайкалье разовыми визитами, не спеша возвращаться в забайкальскую экзотику. Что нужно сделать для того, чтобы иностранные туристы стали постоянными гостями в нашем крае?
    - Мир очень большой, и туристу хочется посмотреть его целиком, или, как можно больше. Поэтому не стоит рассчитывать, что один и тот же иностранец приедет сюда второй раз. Главное, чтобы он, после завершения тура хорошо отозвался об отдыхе другим людям. Иначе, те – другие – даже и в первый раз ехать не пожелают. А рецепты тут общеизвестны ¬– создание комфорта и безопасности. А красота и экзотика уже есть.

  - При Общественной палате края создан Общественный совет по туризму. В идеале он должен наладить эффективное взаимодействие общественности, науки, бизнеса. Задумка хорошая, но будет ли реализована?
   - Не слышал о такой задумке, но поддерживаю! :)   Наверное, это самый правильный, необходимый первый шаг. Скажем так, шаг «ребенка». Хорошо, если его возьмут за руки сам губернатор края К.К. Ильковский и забайкальские предприниматели. И поведут его в одну сторону – в нужном направлении. А СМИ будут присматривать за твердостью походки.


Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
hoe_down
10 янв, 2014 16:03 (UTC)
Без фото? Неинтересно. Но бла-бла прикольное.
lesnyanskiy
10 янв, 2014 16:12 (UTC)
Если фото вставить, тогда вы точно читать не станете, а так сохраняется надежда...:)))
mary_spiri
10 янв, 2014 17:19 (UTC)
Вы очень четко сформулировали проблемы, к сожалению, предложенное решение в виде поддержки местного предпринимательства вряд ли может коренным образом изменить ситуацию. А раскрутка брендов занимает массу времени и требует очень четко организованной политики высокого уровня. Та же японская сакура: японцы развели море сакуры в других странах, например в Штатах, где я живу, весь центр столицы г. Вашингтона засажен лучшим японским сортом сомеи-ёсино, огромные деревья, посаженные после 2-й Мировой. У японцев была политика по улучшению имиджа. А посмотрев на сакуру в Вашингтоне, а заодно у себя на соседней парковке (ее на радостях развели потом повсюду), американцы съездят и в Японию посмотреть. Кстати, совершенно зашкаливающее по красоте цветение рододендронов (3 разных видов) происходит в Японских горах (на основном острове Хонсю, к северу от Токио, например, в Никко) в начале мая месяца, когда и лес, и субальпика просто вспыхивают цветом. Я проработала в Японии 8 лет, и мы старались каждый год ездить смотреть. Однако же явление было совсем не раскрученное, народу немного. А вот осенние разноцветные листья, раскрученные в Японии до полного безобразия, вызывали в тех же местах дикие толпы. Боюсь, что дело вовсе не в качестве видов и фотографий, нужна еще и сильная культурно-историческая привязка. А уже раскрученные российские бренды совсем другие - Кремль, Большой, Питер, культура. А красивых мест по всему миру много. Я в свое время, будучи биологом, успела поездить по СССР, очень теплые воспоминания, красотища обалденная. А теперь уже в Россию езжу только с родственниками повидаться, ибо очень похожие и обалденно красивые места есть прямо у нас под боком на Тихоокеанском Северо-Западе, в Канаде, причем разнообразие зашкаливает. А уж если на Аляску забраться, так там еще и растительность совершенно такая же, как в России. Поэтому, как мне кажется, забайкальские красоты (багульник) надо раскручивать для своих россиян, а если хочется иностранцев (а зачем они, кстати? они на деньги нынче гораздо скупее россиян), то тут же действительно, как вы говорите, нужен Чингиз-хан, Денисовский человек, древний Алтай, как колыбель рас и наций. Но боюсь, что это уже требует политики высокого уровня. музеев, ученых и статей, не очень мне понятно, как это может делаться местными предпринимателями. Может быть, конечно, путь попытаться привлечь внимание и создать моду, как в свое время оказалась создана совершенно искусственная мода на поездки в Монголию. Дискавери, путеводители типа Одинокой Планеты, интернет. Но путеводители пишутся по-честному, с упоминанием всех имеющихся проблем, которые неплохо бы заранее решить, и снова все тот же порочный круг.
lesnyanskiy
11 янв, 2014 08:30 (UTC)
Спасибо Вам за подробное высказывание.
Поддержка предпринимательства - в том смысле, что только частные компании способны реально заниматься туристическим бизнесом. Имеется ввиду их поддержка.
Раскрутка Чингисхана в Забайкалье - это невероятно большие вложения, и еще не факт, что сработает, потому что есть много конкурентов, претендующих называться "родиной Чингисхана" :)
На самом деле, Вы правы абсолютно - очень похожие по красоте места (и более доступные) есть и в США и в Канаде. Понятно, что американцев и даже Европейцев трудно удивить. Забайкалью нужно ориентироваться в первую очередь на туристов из Китая
a_volo
10 янв, 2014 17:35 (UTC)
Но ведь это правда, насчет чернухи. Конечно, и хорошие люди есть, не без этого. Забайкалье, нижний Амур, Алтай... - места проблемные по полной программе. На втором месте - инфраструктура. На третьем - опять люди, которые своими доморощенными "бизнесами" потенциальных клиентов только отваживают.
Чтобы, несмотря на это, народ поехал - надо иметь нечто такое, совсем уж занимательное, вроде Камчатки. Но даже там, насколько мне известно, никто толком не смог получить вменяемую прибыль от туризма (может сейчас что-то изменилось, не знаю, отошел от этих дел).
Более-менее работают только охота-рыбалка.
lesnyanskiy
11 янв, 2014 08:39 (UTC)
Да, Камчатка - это очень распиаренная (и совершенно заслуженно) туристическая "Мекка". Но там, действительно, нет толком налаженного сервиса.
mesochorus
10 янв, 2014 18:54 (UTC)
была помнится идейка до Байкала хотя бы скататься как ценник прикинул так энтузиазм увял на корню
десятка два дня плюс штук 12 на билеты ну очень оно надо за такую цену еще и 8 дней в поезде
lesnyanskiy
11 янв, 2014 08:40 (UTC)
Лучше самолетом! А так-то, да, на Байкал дороже съездить, чем за грницу
mesochorus
12 янв, 2014 16:44 (UTC)
так то да но это по мнимому расписал самолетом по дороже как ни крути увы чето не хорошо с ценами
igor_k_chita
11 янв, 2014 00:23 (UTC)
Багульник, как символ Забайкалья, да еще в туристическом плане? Сомнительно... Во первых, он растет не только у нас, а много где. Во вторых, период его цветения - максимум месяц, а потом что? Ну пусть так, тогда приезжает человек в мае, его увозят в лес, там ему пол дня за глаза хватает посмотреть, пофотографировать все это. Потом его везут на Яблоновый хребет посмотреть на стеллу с колоколом - тоже пол дня. Ну пусть потом в степи Онона на Родину Чингисхана посмотреть памятник - 2 дня... Я конечно понимаю, что в этих местах должна быть налажена еще какая-то развлекательная программа, места отдыха, но все это появится, когда там начнет появляться много туристов и круг замкнулся опять.
Я вот смотрю как наши предприниматели уже на готовом раскрученном месте Арахлей создают "рай" для туристов и отдыхающих. Ездили семьей на днях, сняли маленький домик на троих за 2700р в сутки (дрова носили сами, печку топили сами, воду питьевую покупали там же) из инфраструктуры - лыжи, коньки на прокат и это конечно плюс, но лыжни нет никакой, лед не особо очищен, в баню не пускают, хотя обещали изначально. Короче наш туризм - это обыденное распитие спиртных напитков в течение 1-3 суток :)
Если честно, я лучше подкоплю немного денег и съезжу на море в Турцию, Таиланд, Хайнань или еще куда - и сервис и экскурсии по интересным местам и отдых. Я думаю стоимость отдыха в России неоправданна высока с поставляемыми за этот счет услугами и сервисом, поэтому затянуть в Забайкалье иностранцев крайне маловероятно (кроме экстремалов).
И главный ответ тех, кто мигрирует из Забайкалья в другие города России на ПМЖ: "А что тут делать-то?!". Мы сами не знаем чем тут можно себя занять, кроме похода в кино, на каток, зимой на лыжи на Высокогорье (хотя не всегда из-за мороза) и летом на выходные - на озера, если есть еще авто.

Edited at 2014-01-11 00:51 (UTC)
rezvykhmax
11 янв, 2014 08:42 (UTC)
И в Альпах Вас будет ждать все тоже самое из развлечений: лыжи, каток,кино, и т.д. Конечно, в больших и богатых городах Вам предложат оперу, концерт поп-звезды, утрирую конечно, но не так много в бонусе. У современных людей развлечения в общем то одни и те же, вопрос только в качестве. Здесь, в ЗК, нет качественной среды для жизни, красивых городов и деревень, приятной среды, в которой люди живут каждый день. Российские города - это кромешный ад, за очень, очень редким исключением, и то, местами. Этой благоприятной среды нет, в нашей стране ее просто не найти. И если и стоит что-то делать здесь, то это строить себе все заново и на совесть, потому что все, что нас окружает это наш с вами труд. Плохо работаем - плохо живем. Вот и будет и дифференциация, и бренд, и жизнь ключом. А елки показывать, березки - это хорошо, но Ильковский прав, не чувствительно для жизни людей. И коль скоро российские города одинаково уродливы и не комфортны, базовые ценности внутренней миграции (я имею в виду исключительно выбор нового места жительства) в нашей стране простые: люди стремятся из умирающих городов в развивающиеся, там где тусовка, чувство причастности к жизни (упадок угнетает); деньги (чем больше людей, тем больше рынок). По эстетическим соображениям, за комфортом, безопасностью уезжают уже за рубеж, в Европу (из российских городов разве что в Питер, как исключение).
lesnyanskiy
11 янв, 2014 11:44 (UTC)
Багульник (рододендрон), действительно, растет не только в Забайкалье, но я вас уверяю, что только здесь имеются такие его мощные заросли.
Насчет вопроса "что тут делать?" я немного удивлен, и не понимаю, чего такого можно в большей степени делать, например в Питере. В музеи каждый день ходить?
igor_franchuk
11 янв, 2014 09:11 (UTC)
В свое время строительство федеральной трассы Хабаровск-Чита, подстегнуло развитие такого вида бизнеса, как "шиномотаж", затем укладка асфальта - свела его на нет. Одновременно с этим наметилось несколько мест, и там образовались придорожные кафе и недорогие гостиницы, которые существуют и поныне, позволяя зарабатывать своим хозяевам на "хлеб с маслом". Причем этим людям, никто, никаких средств не выделял, в лучшем случае - не мешали. Учитывая наши просторы развивать отдельно туризм слишком дорого, его нужно привязывать к какой - то инфраструктуре, конечно нужно выбрать или создать культовое место, нужна реклама, а ее практически нет, если не считать хилой попытки типа фильма "Голубая Аргунь".Опять же просторы и инфраструктура, подталкивают мысль об конном, авто, мото и велотуризме. Не стоит зацикливаться на багульнике - степи покрытые ирисами и лилиями взрывают мозг не менее. А отток, - местные люди ничем не отличаются от тех же немцев или датчан, и едут посмотреть другие места, и погреться на солнышке после 40-градусных морозов. И тот же немец, возвращаясь после поездки, попадает в свой столь же рутинный (только по немецки) мир. Поэтому без поддержи власти сложно, но ее дело в первую очередь организовать рекламу, как например, создание фильмов о Забайкалье, прокат их на центральных каналах телевидения. Люди не святы, и также нужно использовать их недостатки. Вплоть до создания нового Лас-Вегаса. Было решение о строительстве 3 игровых зон. Забили не него. Вот можно реанимировать, тем более сейчас от Первого лица государства заявлено о программе развития Сибири и Дальнего Востока. А безопасность и преступность - опять-же без создания дополнительных рабочих мест эта проблема никак не решится. А самых буйных, полиция выловит и определит куда следует. Не нужно забывать, что почти все резонансные преступления в отношении туристов раскрыты, и дороги края сейчас на порядок безопаснее, чем в 90-х годах и начале двухтысячных.
rezvykhmax
11 янв, 2014 12:46 (UTC)
Пляжи и моря тоже есть в разных странах, но это не смущает никого, когда речь заходит о туризме, каждый считает своей кусочек суши перед водной гладью достойным для продвижения продуктом. Это нормально. Просто это надо правильно использовать. Багульник красив, очень. Почему бы не считать его своим туристическим достоянием? И потом из статьи, кстати, прекрасно видно, что он предложен как "один из".
Нужно собрать для каждого времени года свой набор ценностей. Вот, например, Вермонт (чем-то напоминает по положению наш край), а вот смогли добиться ежегодного потока почти в 13 млн.туристов, на каждый сезон свое предложение, четко и ясно: http://www.vermontvacation.com/VermontBySeason.aspx Все можно, при желании. Конечно у них исходные условия лучше, там красива не только природа, простая, но в целом приятная архитектура городов и сельских мест, дороги, чистота. Поэтому мне кажется, нам бы вот это начальные поднять, а потом тут уже туризму будет на чем разворачиваться.
igor_franchuk
12 янв, 2014 03:12 (UTC)
Вот поэтому я и привел пример с федеральной трассой, сейчас строится федеральная трасса к китайской границе. А вот чистота.... Помойки, косые заборы и кривые гаражи - портят все впечатление о России и Забайкалье, в частности. В прошлом году "Моя планета" показывала фильм "Русские байки" о кругосветном путешествии на мотоциклах, как только парни пересекли монгольско - российскую границу - смотреть расхотелось... Косые заборы и кривые гаражи - Родина! Но могут ведь если захотят - несколько лет назад был в Агинском округе - был приятно удивлен - все заборы ровные и помоек нет. Комплекс Алханай, успешно развивается, дает духовную силу буддистам и материальный доход местному бюджету.
ded_pasha
13 янв, 2014 03:46 (UTC)
Про булыжник понравилось. Но бросать некуда.
Если про туризм и природу. Багульник, Алханай, Исток, Чара да хоть что! У меня есть возможность организовать на оз.Иван лыжи, велики, квадрики, лазертаг, катамараны с парусом, лодки да еще много чего для читинцев. Только зачем тащить туда людей когда от них одни неприятности для местной природы? Полное отсутствие какой либо охраны и контроля даже в местности имеющей статус заказника! Зачем туда на помойки еще людей тащить и дальше угроблять остатки ? Да и в любое другое место в крае.
Все эти благие намерения по Арею, Чикою. Кодару, Арахлею- абсолютно ничем не подкреплены и не с того конца начаты. Пока не будет эффективной службы охраны окружающей среды все это благие намерения не больше. По Арахлею в ноябре решили, что охранять будут минприроды и администрация заказника, чиновники с карандашами. Там даже ОМОН не справится при нынешней ситуации. Оленьи туры по Кодару, уже есть-хорошо. Кто контролирует что они там строят чем занимаются и как организовано? Просто бабло заколачивают. Пока нынешняя власть не будет иметь четкого озвученного плана по очередности принятия решений, не выучит географию края, не буду ничего развивать. А с общественным советом встречался, еще смешней.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars