?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Начало, Ч.1 здесь

5 июля. День пятый, на который мы закончили сплав по Чине и вошли в Калар
    По прогнозу с 5 июля грозы должны были прекратиться… и начаться простые обложные дожди. Однако, вчера вечером в сером небе появились синие разрывы, а около полуночи (перед закатом, – он поздний в это время года) тучи совсем разошлись.
    Синоптики никогда не врут, они могут только ошибаться…. Но на этот раз ошибки не произошло. Уже через несколько часов – на рассвете – в поддержку метеорологов пошел дождь. крупные капли густо забарабанили по крыше палатки. Это стало поводом перевернуться на другой бок и расслабиться. Так мы и переворачивались с боку на бок аж до десяти утра, слушая Колин храп то одним, то другим ухом, до тех пор пока с верху не перестало лить.
    Дождь прекратился, но его сменил сильный холодный ветер и тотальная сырость. Небо было серым и беспросветным. А изо рта, пар валил, как осенью. Но, все равно пора было собираться и дальше плыть вниз по реке.

    Кстати, по какой реке мы сплавляемся, надо еще разобраться. Чина и Калар – это единый водоток, но Чиной зовется верхняя часть реки, и Каларом – ее продолжение вплоть до впадения в Витим. Однако, по поводу начала Калара царит полнейшее разногласие. На одних топографических картах Чиной называется отрезок реки от истока до оз. Амудиса, на других – до устья левого притока – р. Сакукан, на третьих – аж до устья р. Читканды. Такая же путаница, соответственно, наблюдается и в туристических отчетах.
    Я склонен считать, что русло ниже Амудис – это уже Калар, и такого же мнения геологи, работавшие в этом районе. Но сейчас я готов пойти на компромисс и согласиться на устье Сакукана, тем более, наш отчет уже озаглавлен: «Чина – Калар минус Калакан…». Не добавлять же теперь в название еще один «минус»!
Таким образом, сегодня, 5 июля мы продолжаем сплав по Чине. Готовясь к препятствиям, одеваемся теперь по-спортивному, иначе, чем позавчера. Никакой теплой одежды, хотя погода очень холодная (все равно вымокнешь через десять минут), вместо сапогов – простые кеды с неопреновыми носками. Поддули спасжилеты. Устраиваем посадку в байде, как можно ниже, подгоняем стремена. Особо тщательно упаковываем вещи в гермомешки и привязываем к лодке.

    Сплав уже оказался намного интереснее, чем мы ожидали. Я-то до начала похода думал, что Калар с Чиной – это река для «семейного отдыха». На самом деле, тут все серьезнее. От Амудис до устья руч. Дорос количество и сложность порогов нарастает. А от Дороса начинается самый трудный участок, и продолжается примерно до устья р. Талакан.
    Вода сейчас маленькая, и это хорошо. Когда уровень высокий, путешествие по красивой речке Чине может стать не просто опасным, а убийственным. В 2008 г, сплавляясь на резиновой трехсотке утонул геолог Марк Николаевич Дэви. Произошла беда практически на глазах у его друга и коллеги, но тело так и не нашли, хотя все вещи до мелочей вынесло. Такая, вот, коварная река.
    Чуть раньше на такой же лодке перевернулся другой геолог – Федор Ступак. Не погиб, но его долго тащило по порогам и сильно побило об камни. И это только те люди, с которыми я хорошо знаком. А немало историй известно про туристов и с более серьёзными плавсредствами –катамаранами. В 2010-м году одна за другой три команды из разных городов потерпели крушение где-то не этом отрезке реки.
    Чарский водитель - ас Анатолий Мисюра рассказывал примерно так: «Завожу группу, высаживаю на Амудисах, еду назад. Через день везу туда же новую команду. А первые уже идут навстречу без катамарана, без вещей…. Высаживаю вторых, забираю первых, возвращаюсь в Чару. А там уже третья группа ждет заброски. Везу этих…, а вторые уже наплавались, шагают обратно без всего…»
    Надо сказать, что не только на чинейском отрезке сплава переворачивались суда и гибли люди. Тонули туристы, причем опытные, на порогах и ниже по Калару. Но именно на участке от Дороса до Талакана надо быть предельно аккуратным и внимательным.

    Отчаливаем.
– Сколько времени? – Интересуется Коля
– в 12:45.
– Отлично! Через 15 минут обед!.

    Но в ближайшие три часа пообедать как-то не довелось. От места ночевки и до устья Сакукана по руслу непрерывные шиверы, пороги и перекаты. Спокойной воды практически нет. Препятствия все более-менее проходимые, а самый непростой порог бурлит перед впадением Сакукана . Вылетаем из порога и причаливаем к левому берегу…. теперь уже Калара.

1. Устье Сакукана


Берег галечный, а над ним красивая терраса, покрытая ягелем. Большие, ровные сухие поляны покрыты шикарным густым, высоким ягелем. Среди белого лишайника чернеют огромные замшелые валуны.

2.


3.


Сакукан – речка бурная, порожистая, каменистая, не сплавная.

4. Сакукан


    На галечном берегу брошены, забитые прошлогодней лиственничной хвоей пара целых кроссовок. На дереве висит оранжевый баллон от катамарана весь в заплатах. А на террасе очень удобное место для табора. Здесь кострище и следы табора. Похоже, бедствие на сплаве случилась в прошлом сезоне. Вероятнее всего, туристы перевернулись перед устьем Сакукана, но не исключено, что и чуть ниже по течению, где река еще дурнее.

    Увидели мы тут и совсем свежие следы пребывания каких-то туристов. И они совсем не понравились. Пара маленьких пластиковых бутылочек из-под Южно-Африканского вина валялись на галечном берегу. А рядом брошены стеклянные бутылки из-под пива «Абаканского». По этикеткам видно, что пиво привезено из Чары не ранее месяца назад, а вино куплено в дьютифри. То есть незадолго перед нами прошли по реке туристы, которых можно обозвать «нигерами». Мы уже почти не удивляемся тому, что многие горожане, выехавшие за город на пикник, оставляют за собой мусор и бутылки. Но здесь, в диких местах это особенно режет глаз. Поэтому дальше мы еще помянем недобрым словом гостей из одного российского города, бросающих на каждой своей стоянке стеклотару из-под «Абаканского». Из какого именно города, узнаем позже.
    На таборе мы нашли промокшую и обгоревшую стопку листов – распечатку лоции сплава по Чине-Калару. Я сложил листы и попытался засунуть их Сане в карман спасжилета: «Возьми, после почитаем». Но Саня отпрыгнул от «подарка» точно чёрт от ладана: «Не надо! Я вещи с утопленников в руки не беру! Это плохая примета». Талмуд на десяти страницах бросили. Жаль, там описаны пороги с такими прикольными названиями, – например, порог «Пронеси Господи». Уж не на нем ли перевернулись «утопленники»?

    Ниже Сакукана начался Калар, но характер реки не изменился, и даже впечатление, что пороги стали сложнее. Хотя мы уже приноровились проходить препятствия, и особых проблем не испытывали.

    С долей тревоги я ждал прохождения того места, на котором утонул М.Н. Дэви. На этот участок мы выскочили неожиданно, но его легко можно распознать по высокой скале на правом берегу, к которой прикреплена каменная мемориальная табличка.

5.


    Этот прямой участок реки весь завален беспорядочно разбросанными валунами. В большую воду тут опасно. Да и в малую – нескучно. Скорость течения высокая, глубина приличная, за камнями образуются бочки. В такую бочки и угодил Марк Дэви в 2008г.

6. Вид на русло Калара со скалы с памятной доской



    Прошли трубу мы благополучно, нигде не засев на обливниках и не наскочив на торчащие булыганы. Пристали перед скалой, вышли на берег посмотреть, что делается ниже.

7. Огромные ледниковые глыбы на правом берегу


А ниже – такая же песня. Сразу же ниже скалы, уже через 200м, под левым берегом коварная узкая стремнина с камнями. И дальше один за другим короткие, но сложные ступени в русле, бурные каменистые сливы с обливными и торчащими над водой камнями.

Мощнейший порожистый слив нас поджидал в точке с координатами:
N-560 32’ 657”; E-119015’230”

8.


    Здесь река разделяется островом, и оба рукава совершенно восхитительные! Это настоящая ступенька, на которой Коля застрял в камнях, и потом сползал с них, ка с водяной горки.

9.


10.


Вообще это место очень красивое, с высоким крутым левым берегом и скалой, под которой прекрасная глубокая харюзовая яма.

11.


    Решили тут постоять, порыбачить, ну и выпить немного чачи. Так и сделали, – и очень успешно.

11. Вид со скалы на порог


12.


    А время уже - 7-ой час. Плывем дальше, а сплав не теряет остроты, пороги не ослабевают. И мы уже не боимся вымокнуть, потому что больше уже некуда. Ну, разве, что свалиться в воду с головой. Однако, плывем, не терпим бедствий.

     Но пора, однако, уже и погреться у костра. Около 19 часов причаливаем к правому берегу ниже характерной одиноко стоящей скалы. Высокие скальники и на левом берегу. Место классное – лес, густой ягель, а с верхушки скалы, наверное, будет неплохой вид на долину реки.
     Прошли мы за весь день по реке всего-то километров пять, а сколько впечатлений!

13. Наш новый табор


    Вечером холодно. Отойдешь на пару метров от костра, – и пар идет изо рта. Но нас греет не только костер… Быстро готовится сагудай из хариуса, а это, между прочим, – отличная закуска А еще Коля наварил гороховой каши с обжаркой…. А еще кипит на костре котелок с компотом.

14.


В 11 вечера поднялся  с фотоаппаратом на скалу. Вид сверху хороший, но уже сумерки, и пасмурно. Может быть, утром больше повезет со светом.
Координаты лагеря: N- 56032’863”, E-119016’378”
Высота 1231м

Продолжение: Часть 6

Комментарии

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
28 авг, 2013 00:41 (UTC)
Умеете Вы, Александр, заинтриговать читателя! С нетерпением ждала продолжения рассказа, с удовольствием прочитала. Ждем далее...
ta_manenkova
28 авг, 2013 02:39 (UTC)
Райское местечко на 13-м снимке!
oregonez
28 авг, 2013 03:02 (UTC)
Да уж , хорошо написанно , как будто сам там побывал . мне бы туда . только сплавы не люблю .
sergerz
28 авг, 2013 03:34 (UTC)
Неслабо. Вероятно адреналина хватанули по самое не хочу. Завидую, но не умею. Наши уральские речки существенно скромнее выглядят. Удачи и здоровья.
ame_hitory
28 авг, 2013 04:05 (UTC)
Какая же красота офигенная!! Но и жесть тоже... Но красота! ) Пишете и правда захватывающе, здорово, спасибо!
shuichkov
28 авг, 2013 04:52 (UTC)
Абаканское - это видимо красноярцы :)
з.ы. пиво вкусное, раньше друзья с Красноярска возили, когда за машинами во Владивосток ездили
lesnyanskiy
28 авг, 2013 07:06 (UTC)
нет, не они. Пиво такое в Чаре тоже продается, там он и куплено. Не будут же через пол страны везти пару ящиков
nikolay_anf
28 авг, 2013 14:51 (UTC)
Снова красиво, пойду, писят грамм накачу...
lesnyanskiy
28 авг, 2013 15:07 (UTC)
:)) дай Бог, не последняя! ))
fr1m
28 авг, 2013 15:44 (UTC)
Классный поход. А что у вас за байдарки?
lesnyanskiy
29 авг, 2013 00:09 (UTC)
там где-то в Ч.1, кажтся, в коммментах есть ссылки на технические характеристики и форум по ним
fr1m
29 авг, 2013 04:14 (UTC)
Спасибо большое, я уже нашел. Интереснейший рассказ.
sh_iri
20 ноя, 2013 06:55 (UTC)
Здравствуйте! Вы не против, если я использую пару Ваших фотографий в общеобразовательной научно-популярной презентации к лекции для студентов геологов НГУ? Абсолютно не коммерческое использование, нигде не будет опубликовано, никаких денег за это никто не получит, презентация будет выложена в группу во вконтакте (когда выложат, могу Вам дать ссылку) и все. Ссылки на Ваш журнал, разумеется, будут. Лучших фотографий горных рек я не найду, да и лучше Витима-Калара на свете нет... (Шемелина Ирина)
(Анонимно)
3 дек, 2013 14:25 (UTC)
Продолжение будет? Если будет, то когда?
dimorfant
8 янв, 2014 00:10 (UTC)
С порогами всегда так, со стороны они кажутся гораздо меньше...
Что-то проглядел я эту часть.
(Анонимно)
13 фев, 2014 13:58 (UTC)
Завидный маршрут! Мужественные Вы! Очень захотелось!Спасибо, с интересом прочитала и пережила вместе с вами.
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars