lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Велокабальеры в Южных Кордильерах. Ч.1

Велокабальеры в Южных Кордильерах

Документальный рассказ
о путешествии команды «Gobike» в Южную Америку


    Вам интересно, что будет с человеком, если его из зимы резко перебросить в лето, перевернуть вниз головой, вставить ему между ног велосипед и отправить в путешествие на 30 дней по дикой высокогорной местности? Вот и нам было интересно. Поэтому мы решили покататься на велосипедах по западному полушарию Земли южнее экватора….
Шутка, конечно. Просто нам давно уже хотелось повидать Южную Америку. На этом континенте много девственных, пустынных территорий, а нас привлекают именно такие места. Мы – это читинская команда путешественников «Gobike».

    К поездке в Южную Америку мы готовились два года. Перед этим мы совершили несколько серьезных экспедиций на велосипедах по Центральной Азии, и нашли много прелестей в путешествиях по пустыням:
2007г –«Г-Экспедиция». Монголия. (Пустыня Гоби).
2008г – «Гималайские серпантины». Северная Индия (Ладакх, Сикким), Непал,.
2010г – “Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас”. Западный Китай. (Пустыня Такла-Макан – Западный Тибет).

    Поэтому из множества соблазнов Южной Америки мы в конце концов для велосипедной спортивной части похода выбрали кусочек чилийской пустыни Атакамы и высокогорное плато Альтиплано в Боливии. А для экскурсионно-развлекательной – Южную Патагонию и остров Пасхи.


Карта-схема путешествия

   Как всегда, разработкой всего маршрута путешествия, заказом билетов, картами и другими организационными вопросами занимался руководитель команды «Gobike» – Сергей Якунин (Директор Походов).
Остальные участники экспедиции и их специализация в походе:
Александр Бусоедов – доктор
Дима Закс (Амид) – завхоз
Игорь Золотарев – доктор
Антон Кауров – веломеханик
Роман Коробков – видеосъемка
Александр Леснянский
Андрей Шаманский (Шаман) – золотые руки




Часть ПЕРВАЯ – предстартовая.
Чита – Москва – Мадрид – Сантьяго де Чили – Калама

    «Предстартовая» – в том смысле, что собственно начало велосипедной части экспедиции было положено от города Калама на самом севере Чили, близ границы с Боливией. И чтобы добраться до места старта из Забайкалья, нам потребовалось двое … трое суток. Точнее, примерно 64-65 часов – целое маленькое путешествие.

23 февраля 2012 из Читы мы всемером вылетели из Читы в Москву. Один участник – Игорь Золотарев – отправился на три дня раньше, и в это время находился уже в Чили.
    В Москве мы забрали наши велосипеды, упакованные и отправленные багажом по железной дороге. Тут спасибо нашим московским друзьям, которые заранее встретили наш груз и привезли его в Домодедово. Это, конечно, несколько хлопотно – транспортировать восемь велосипедов через весь Земной шар. И мы крепко подумали, прежде чем принять такое решение: Не лучше ли арендовать велосипеды на месте? – Нет, не лучше, как выяснилось. Везти свои проверенные, подготовленные байки, запчасти к ним – это надежно и правильно, хотя и не дешево.

24 февраля 2012. Поздно ночью, а правильнее сказать, ближе к утру самолет вылетел из Домодедово, и через 4:40 приземлился в огромном аэропорту Мадрида. Все это время, а также целый следующий день до ночи и затем еще 14 часов полета из Испании до Чили меня периодически посещала тревога. Дело в том, что в Москве свои большие рюкзаки и велосипеды мы сдали в багаж, и зарегистрировали его сразу до Сантьяго. А я в последний момент халатно засунул в рюкзак куртку, в кармане которой лежали все мои деньги и пластиковая карточка Visa. В общем, всю дорогу я ждал, что мне вот-вот придет смс о снятых с карточки деньгах.
Транзитный день в Испании мы потратили на экскурсию в Толедо – старую испанскую столицу, где пробыли до позднего вечера, и едва успели потом вернуться в аэропорт к посадке на рейс в Сантьяго де Чили.
    В памяти остались узкие мощеные улочки, крепостные стены старинного города, знаменитый испанский хомон, пиво… и непривычная для нас в это время года теплая погода.

Вот стихийная подборка картинок из Толедо.
Не только в ресторан, хочу заметить, но и в музей мы тоже  сходить
успели.

1. Толедо


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.




25 февраля 2012
   Огромный Боинг компании «Iberia» перенес нас из Европы через океан и континент на западное побережье Южной Америки континента за 14 часов. В 8:30 по чилийскому местному времени лайнер приземлился в Сантьяго, и вскоре мы уже обнимались с нашим другом – Игорем, – который за три дня успел уже тут истосковаться и обгореть докрасна. Дымка, висящая над городом, и рассеивающая солнце, очень обманчива и на самом деле от солнечных ожогов не спасает.

    Следующий наш самолет до Каламы – через четыре часа, и этого времени как раз хватило, чтобы получить багаж, сдать багаж….
    Вылет рейса в 14 часов, продолжительность – 3 часа с одной промежуточной посадкой. Самолет идет вдоль береговой линии. Слева по борту бескрайний Тихий океан, внизу пустынная равнина, а справа – невысокие горы, а за ними вдалеке хребты Кордильер с конусовидными заснеженными вулканическими вершинами.

    Мы вытащили вещи из здания аэропорта и прямо у его стен принялись собирать наши велосипеды. В результате нескольких перелетов обнаружились одна-две какие-то мелкие поломки, но в целом техника перенесла транспортировку через полмира более-менее благополучно. Через три часа механических работ все было готово, чтобы тронуться в путь. Велосипеды были навьючены очень тяжело, а нам еще предстояло добавить туда провианта перед тем как покинуть город. Как обычно, в качестве основного питания мы привезли с собой из России сублимированные «космические порошки» фирмы «Гала-Гала», но такие продукты, как сахар, печенье, всякие конфетки для перекусов и т.д. Кроме того, в аэропорту мы наполнили водой бурдюки (по 20 литров на человека).
    Сразу запастись водой было очень важно. Город Калама – это оазис посреди огромной пустыни Атакама, носящей титул самого засушливого места на Земле! То есть, более засушливого, чем даже Сахара. Ни одного дождя тут не было зафиксировано за последние 30 лет.
    Правда, примерно за неделю до начала нашей экспедиции репутация Атакамы оказалась подмоченной, причем не слегка. Здесь произошло редчайшее событие – случилось небывалое наводнение! Не простые сезонные осадки, а мощные ливневые дожди обрушились на вулканическое высокогорное плато, возвышающимся над пустыней Атакама, и невероятные потоки воды скатились с гор в долину, затопили улицы Каламы.



14. «Ключ на старт!»


   Наконец, нестройная виляющая колонна необузданных «педальных коней» двинулась из аэропорта в город. Некоторое время понадобилось, чтобы привыкнуть к норову груженого велосипеда и поймать ровный ход. Потом все покатились легко, несмотря на вес груза за 50 кг.
На часах было 20:15, когда мы отъехали от аэропорта, и быстро смеркалось. В Каламу мы въехали уже по темноте, но было еще что-то видно, и, главное, немногочисленных людей на улице, у которых можно было узнать дорогу до супермаркета.
   Проблему языкового общения мы предвидели, были в курсе, что и в Чили и в Боливии практически никто не говорит по-английски. Поэтому наш главный полиглот – Серега Якунин за пару месяцев до начала похода постарался выучить самые необходимые испанские слова. Среди них, конечно же, было слово «бисикклет» – велосипед. А первой выученной фразой стала: «La perdido» – «Я заблудился». Но сегодня эта фраза нам пока не требовалась, а достаточно было знать слово «supermerkado» – супермаркет. Кроме того Серега понимал по-испански «направо», «налево», «прямо»…, и этого хватило, чтобы мы вскоре, в полной темноте, с фонарями отыскали таки большой супермеркадо!

    Вода и еда – это еще не все, в чем мы нуждались для старта экспедиции. Нам требовалось горючее. Водка!? Да…, две бутылки водки мы тоже купили в магазине. Но я имел ввиду бензин – горючее для горелок. Ведь ни в Атакаме, ни, тем более на Альтиплано, совершенно нет дров.
Мы еще крутнулись по городу в поисках автомобильной заправки…. Успешно.

    А теперь было бы неплохо поужинать перед дорогой. Полная ночь на дворе. Темень! Город слабо освещен. Не видно никаких броских вывесок типа «Кафе», «Рабочая столовая», «Бурятские позы», или хотя бы «Макдональдс»… Вообще ничего похожего.
    Я не понимаю, каким чутьем наш завхоз Амид отыскивает еду, но он и на этот раз не подкачал. После недолгих поисков мы ткнулись в какую-то калитку, выходящую прямо на улицу, практически прямо на проезжую часть дороги, без тротуара. За дверью оказалось совсем небольшое милое домашнее кафе с очень приятными хозяевами. … Тут –то нам и разрешили выпить нашей водки (хотя, владелица и пояснила, что ее точка не имеет нет лицензии на алкоголь). Так мало что, нам позволили пить, принесли стаканы, да приготовили по огромному сэндвичу с натуральным мясом (не гамбургер какой-нибудь), – радушные хозяева с нами за столом посидели, а на прощанье еще и подарили нам пару бутылок красного чилийского вина!


15.


  Во сколько мы уехали из кафешки, я сказать затрудняюсь, но было очень поздно, наверное, ближе к полуночи.
    В непроглядной черноте южной ночи, при свете налобных фонариков мы по асфальтированной трассе выехали за город, и с этого момента, можно считать, начался настоящий суровый приключенческий велопоход. Началась вторая часть нашей экспедиции.



Часть ВТОРАЯ. Пустыня Атакама
Калама – Сан Педро де Атакама – граница Чили и Боливии


26 февраля 2012.
Ночлег на мусорной свалке
    Дорога из Каламы простирается через пустыню в сторону гор, к границе с Боливией. Много километров она тянется по совершенно горизонтальной обезвоженной местности. Мы резали фонариками черноту ночи, пытаясь разглядеть какую-нибудь зацепку для глаза, какой-нибудь рельеф в равнинном ландшафте, за которым можно было бы укрыться в случае ветра.
    Наконец, слева от дороги мы заметили небольшой овраг, и свернули к нему. По земле был разбросан всякий мусор, но нас это мало беспокоило. Мы быстро выбрали площадки для палаток, разбили лагерь и расползлись по спальным мешкам уже почти в час ночи.

  За прошедший день мы накатали по Каламе почти 15 км

D – 14,75 km
T – 1:12
A – 12,2 km\h
Max – 34,16 km\h
Высота ночевки 2300 м



Завтрак на мусорной свалке
  Пустыня Атакама хоть и находится близко к экваториальным широтам, но расположена довольно высоко над уровнем моря. Мы затаборились на отметке примерно 2300 м, поэтому ночью вполне могло и приморозить. Однако, спать было не холодно, только ветер гулял по пустыне и шелестел по палаткам. Утром, в 7 часов, когда мы проснулись, температура воздуха была +5 С.
   При свете дня окончательно стало ясно, что овраг, где мы расположились, используется для свалки мусора. Между палатками валялись старые крышки от унитазов, разный хлам и другие отбросы человеческой жизнедеятельности, которые даже называть неудобно.


16.


Все дружно вспомнили нашего Вадьку Иванова – блюстителя чистоты в походах «Gobike», о чем много раз написано.
    – Жаль, Иваныча с нами нет, – прибрался бы на таборе…

    Дежурили сегодня Директор с Шаманом. На завтрак они заварили порошковый картофель, сосиски, чай. Мы расселись на пятачке между палатками и крышками от унитазов. Никого не смутил такой «пикник на помойке».


17.


После чего занялись текущими делами и приладкой велосипедной механики.
Вывалили все продукты на землю, и Амид принялся делить поровну между всеми пакеты съестного.
   Заново навьючили «бисиклеты», и в 9:40 поехали против, как говорится, навстречу ветру и новым впечатлениям. Дорога из Каламы идет вначале строго на восток, параллельно горной гряде, за которой находится Боливия. Затем поворачивает на север, в сторону границы.

    Траса имеет непрерывный, но очень плавный подъем, без спусков. На асфальте - разметка через каждые 100м, что очень удобно для велосипедистов.


18.


19. На плакате написана какая-то информация о дороге: построена в 2011г, потрачены какие-то неимоверные миллиарды денег…


   Ветер стал попутным, но после 11 часов началось страшное пекло. На небе – ни единого облачка, на земле – куда не глянь – ни кустика, ни травинки. Чисто пустынный ландшафт. И лишь на горизонте – цепь высоких заснеженных гор.

20.


    К часу дня мы проехали 32 км, набрали 450 м высоты и уже подумывали про отдых и обед, даже не надеясь найти какое-нибудь укрытие от солнца, как вдруг увидели на обочине навес с двумя лавочками и крошечный металлический домик с крестом и разными украшениями. Внутри этой придорожной часовенки стоял букет искусственных цветов, десяток свечей, фотография молодого человека. Рядом с часовенкой посажен большой кактус. Из эпитафии на испанском языке мы поняли только то, что парень прожил всего 25 лет.
    Немного поколебавшись: этично ли «обедать на кладбище», мы все же решили это сделать, иначе можно тоже помереть от солнечного удара. Температура в тени навеса была 27 С, а на солнце – все 35.


21.


22.


   Ветер постепенно усиливался, и к 15 часам набрал такую силу, что если бы дул навстречу, можно было бы даже не пытаться ему противостоять. Но если ветер, по большей части, помогал нашему движению, то непрерывно растущая высота стала давать знать о себе. На высоте 3200 м проявления горняшки стали очевидны. И немудрено: набрали мы за день целый километр (а за сутки с нуля поднялись сразу выше 3000 м над у.м.). Двое наших людей сильно отстали, а одному стало совсем худо.

23. А вот так, между прочим выглядят наши груженые «бисеклеты». Это мой «Scott». А семь остальных маунтинбайков – фирмы «Merida»


   В 17 часов нелегкий, плавный подъем закончился… и начался подъем тяжелый. Дорога серпантином уверенно пошла в гору. Мы осилили еще 2 км, дождались отставших товарищей и поняли, что на сегодня пора заканчивать.

24.


Возможно, до перевала осталось каких-то 2-3 км, но опыт подсказывал, что потратим мы сейчас 2 часа и последние силы на то, что завтра с утра можно сделать за 30-40 минут.

    Мы съехали с асфальта на каменистую придорожную пустошь, спрятались под откосом от ветра, и первым делом сварили чай. Площадка оказалась замусоренной, но, к счастью, не настолько, как вчера
.

25.


  Принялись устанавливать палатки, борясь со стихией. Одну – ветроустойчивую «шайбу» – удалось поставить быстро и без потерь. Вторую – прошедшую Гоби, Гималаи и Тибет,– постигла на этот раз печальная участь: ветер рвал ее из рук, никак не давая закрепить растяжки, и во время очередной попытки сломал, как спичку, алюминиевую дугу. Пошли снова пить чай и откупоривать красное чилийское вино.
   Очень весело! А Андрюха Шаманский алкоголь не пьет…, он пилит, точит, чинит сломанную стойку. Но ему тоже хорошо!


26.


D – 53,1 km
T – 4:57
A – 10,72 km\h
Max – 22,9 km\h
D общ. – 67 km
Высота ночевки 3300 м


Продолжение Часть 2
Содержание отчета
1. Часть 1. Чита – Мадрид – Сантьяго – Калама
2. Часть 2. Пустыня Атакама. Калама – Сан-Педро
3. Часть 3. Альтиплано. Граница Чили-Боливия
4. Часть 4. Боливия. Альтиплано. Лагуны Бланко и Верде
5. Часть 5. Альтиплано. Лагуна Чалвири – гейзеры Сол де Маньяно

Tags: Боливия-Чили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →