?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

    Совсем недавно я публиковал рассказ с очень похожим названием: «Чингикан за 27 часов».
Такое имя носит голец (гора) высотой 1644 м, находящийся в районе истоков р. Читинки, в ее левом борту, и относящаяся, если не ошибаюсь, к хребту Черского. (стоит голец как-то обособленно). А вдоль правого борта долины р. Читинки тянется Яблоновый хребет, по оси которого на этом участке проходит граница двух регионов РФ – Забайкальского края (Читинской области – по-старому) и республики Бурятия.
    Самые высокие горы в Яблоновом хребте – два гольца-близнеца – Большой Саранакан (или просто Саранакан на некоторых картах) и Малый Саранакан.


1. Яблоновый хребет. Гольцы Большой (слева) и Малый Саранакан.


    По высоте Малый голец (1579м) проигрывает Чингикану 65 метров. И, как это не странно, Большой Саранакан еще на один метр ниже, чем Малый.
    Я рассказывал, что собирался с друзьями туристами сходить на Чингикан. Я готовился, купил даже за пару дней до похода специальные теплые ботинки (кстати, об этих ботинках ниже - особое лирическое отступление), собрал рюкзак…, но стать «немножко героем» у меня так и не вышло.
    И тогда через неделю я предложил другому моему другу – Сане Ромашкину – в качестве реванша подняться на Малый Саранакан.

    Подменить Чингикан Саранаканом целиком, конечно, нельзя. Чингикан гораздо более труднодоступный, и за один день на него не сбегаешь. Но все эти гольцы и по рельефу, и по ландшафтам очень схожи между собой, и можно было попробовать взять реванш если не по экстремальности похода (ночевать, как парни – в палатке без печки – мы не собирались), то хотя бы «по карточкам» (по фотографиям).
    Погода продолжала стоять очень морозная – «под сорокет», как у нас говорят. Так что теплые ботики были очень кстати….

Кстати, о ботинках
    Ботинки, как и собранный неделю назад рюкзак, стояли в углу комнаты и радовали глаз. Ботинки от фирмы «Columbia» , между прочим, и были куплены в фирменном же одноименном магазине. Сейчас, ага, вы подумаете: «Этот пост проплачен». И будете неправы.
    Продавец уверила меня, что ботинки «до минус сорока». Ну, то есть, до «сорокета» по-нашему. Правда, когда я их мерял, у меня возникли сомнения: размеры какие-то китайские у них. Я едва-едва смог натянуть максимальный имеющийся «47-й» на свой нормальный «45-й». И то оказалось чуть-чуть тесновато. «Может, – говорю продавщице, – и «сорокет» у них тоже китайский, или по Фаренгейту, – типа забайкальских минус 20-25?». – «Нет, нет, нет, что вы! Истинный минус сорок. Я мужу такие же купила – на работу ходить», – заверила девушка. Ну, я человек хоть и опытный, но доверчивый (часто не догоняю), так рассуждаю: «Раз ейному мужику работать не холодно, то мне – отдыхать – и подавно! А то что, вроде, маловаты… - так, показалось поди. Написано же, что «47-й»». И выбросил заплатил я шесть с половиной тысяч рублей…

   Вскоре я устроил ботинкам ходовые испытания – прошагал в них почти 30 км… Натер два мозоля (почему-то на одной ноге), сбил два больших ногтя до синевы и последующего отмирания (почему-то на обеих ногах) и «отшарашил» пятку (почему-то только одну, и на той же ноге, что и мозоли). Но, зато, холодно ногам не было. Правда, и сорокета в тот день не было. А так, хорошие ботинки, легкие….

Русский «сорокет»
… Да, в день испытаний было почти тепло , а вот в то утро, когда мы собрались к Саранакану мороз придавил изрядно. Из города мы выехали затемно, а рассвет встречали уже у подножия гольцов.

2.

3.

Известно, что самый ад – на восходе солнца.


4.

5.

6.

7.  В морозном воздухе, наполненном взвесью микроскопических кристалликов льда, под лучами восходящего солнца засияла радуга. Я не припомню, чтобы когда-то раньше видел радугу зимой.


   Даже по снимкам видно, как холодно было на рассвете. Но по фотографиям нельзя представить, как замерзли у меня ноги в фирменной «Cоlumbia»! А я расскажу вам, как они у меня замерзли. Замерзли ноги у меня очень быстро и очень сильно. И я терпел, потому что надо было фотографировать. И стало понятно, что на гору в такой обуви шагать нельзя. И я переобулся в простые, за полторы тысячи рыбацкие полумягкие сапожки типа «Хаски» питерского производства. И Саня также околел в своей «Calumbia» чуть другого фасона, и тоже сменил ее на войлочные чуни.

    Напоминаю, этот пост не проплачен фирмой «Cоlumbia»! Не проплачен он также и питерской обувной фирмой.

    Вообще, я сам себе удивляюсь. Ведь представляю же я, как выглядит серьезная экипировка для суровой стужи, а все равно доверился рекламе… Те, кто не лохи, те, кому надо реально работать на экстремальном холоде, никогда не купят «Каламбию минус сорок». Они знают настоящую обувь для Арктики и альпинизма. А для обычного городского жителя перебежка по морозу от дома до машины, и от машины до офиса – это уже экстрим. За пять минут и в кедах не сдохнешь. Маркетологи «Cоlumbia» это прекрасно понимают, и дурят нашего брата смелыми этикетками. Такая же фигня, кстати, и со спальными мешками. Ну, да ладно.

    Доехали мы по лесной дороги под Малый Саранакан, и поднялись на машине вверх по склону насколько было возможно. Дорогу Саня разведал летом, поднимался по ней пешком до верху и установил, что переливает дорога через хребет по седловине между двумя Саранаканами, и спускается в сторону Бурятии. Проходит примерно в полутора километрах от вершины гольца. Но подъехать туда можно лишь на очень подготовленной технике типа ГАЗ-66.
Поэтому километрах в 5-6 от макушки мы поставили наш УАЗ на ровном месте и стали собираться в поход.
    Первым делом нужно подкрепиться. Варить времени не было, мы нарезали хлеба, сыра и колбасы, налили чаю из термоса….
– Ну, еще по кружке, и пойдем, - предложил Саня, и взялся за термос и стал откручивать крышку.

8. Наш термос правильной цилиндрической формы.


Термос почему-то не открывался. Тогда Саня напрягся изо всех сил, но это не помогло.
    – Дай, я попробую. – Я зажал цилиндр между ног и ухватился за верх двумя руками, пытаясь отвернуть крышку. … Бесполезно!
Саня почесал затылок. Странно…
    – Ну-ка, я еще попробую. – Он снова вцепился в металлический сосуд, на лбу вздулись жилы…. У Сани сильные руки, он может сутками крутить тяжелую баранку русского УАЗа по непролазным дорогам…. Но с китайским термосом он справится не смог. – Ничего себе! Примерз, что ли, ¬– удивился Саня.
    – А ну, давай вместе возьмемся.
Мы уперли неподатливый термос в пол машины, я ухватил за середину цилиндра, а Саня за его верх. – Давай! … Еще!... Нет, не хочет…. Ну-ка, еще сильнее!.... Мы возились минуту, потом вдруг термос как-то скользнул по полу, и снизу (снизу!!!) у него отвалилась злосчастная крышка!     
    Оказывается, мы все это время пытались отвинтить у термоса дно!

    После такой зарядки для рук пора было размять ноги. В 13:30 мы двинулись в гору.

Днем мороз отступил, и уже не было так холодно, как утром. А вскоре на ходу стало даже жарко, и захотелось снять немного одежды.
На склоне довольно много снега, и приходилось меняться, тропить себе путь по очереди.

8.


    Повсюду много звериных следов. Ходят тут и косули, и изюбри. Живут на Саранакане рябчики, глухари. Попались следы соболя.
Деревья и кусты покрыты куржаком, пни засыпаны снегом и похожи на грибы. Ветер гуляет над гольцом, но в лесу он не чувствуется. А вот когда выходишь на открытое место….

9.


10.


11. Чем выше поднимаешься по склону, тем чаще лесные прогалины, на которых тебя резко пронизывает стужа. Ветер, гуляющий по вершинам гольцов, докатывается и сюда.


   Часа два с половиной мы тропили снег по дороге, потом, когда она максимально приблизилась к вершине горы, свернули и пошли вверх напрямик по целине. Тут началась самая красота, но и идти стало гораздо сложнее.
    Лес поредел и задул ледяной ветер.

12.


13.


14.


15.


    Под покровом снега – развалы камней, кусты кедрового стланика, цепляющегося за ноги. Участками слабый наст, не выдерживающий все человека. Вроде держит… только сделал шаг, другой…, и провалился по колено.

    А вокруг становится все красивей и красивей. И солнце клонится уже к горизонту.

16.


17.


18.



   
   Самый неприятный и довольно опасный кусочек пути оказался перед вершиной. Двадцатиметровый крутой уступ, состоящий из огромных глыб, заваленных снегом, потребовал особой аккуратности и внимательности, чтобы не переломать ноги.

19. За деревьями впереди просматривается предвершинный уступ.


20.


    На плоской вершине гуляет сильный ветер, крутящий с бешеной скоростью алюминиевый спиралевидный флюгер автоматической метеостанции, установленной наверху. Кроме флюгера, однако, больше ничего не крутится и не работает. Солнечные батареи станции наглухо засыпаны снегом, одна антенна стоит, куски другой торчат из-под снега. А летом все работало, и Саня даже слышал человеческий голос из передатчика, установленного где-то внутри домика.

21. Автоматическая метеостанция


    Лиственницам на вершине живется не сладко. От постоянного ветра их кроны вытянуты в одну сторону, как флаги. Деревья в основном чахлые, кривые. Лишь те, что приютились рядом с гранитными останцами, выглядят чуть более защищенными и пушистыми. Ветви облеплены перемерзшим, перекристаллизованным снегом. Картина очень суровая и одновременно прекрасная. Такая скупая северная красота.

21.


22.


23.


24.



     Зимний день короток. 17 часов, солнце быстро опускается к вершинам дальних сопок и окрашивает снег золотистым цветом. И без того длинные тени от камней и деревьев вытягиваются еще сильнее.
    Мы ломаем сухие ветки с лиственницы, тащим их под скалу, в укрытие от ветра. Там Саня разводит костер и пристраивает котелок. Вспоминаем, что забыли и заварку, и сахар. Ну, что ж, будем потом рассказывать, как «наварили кипятку, наелись до отвала...»

25.


26.


27.



   Хочется сделать снимки, и я вижу, что они есть… Надо спешить, – времени до заката остается совсем ничего. Бегу, вернее, очень медленно иду «за карточкам». Усталость тоже чувствуется. По горе не побегаешь. На каждом шагу проваливаешься, поскальзываешься и рискуешь вывихнуть лодыжку. А тут еще и никак не могу собрать чахлые деревья и мрачные камни в композицию. Руки без перчаток замерзают мгновенно. Палец обмораживается о спусковую кнопку затвора.
Хожу медленно, щелкаю затвором быстро, снимков уже много, а ощущения, что что-то удалось, совсем нет.
    Вода в котелке забурлила, пора есть кипяток с шоколадкой. Я, однако, никогда не пил такого вкусного «чая» с одним лишь дымком, без заварки. Нет, правда, классно. Сильный, горьковатый, очень романтический привкус у кипятка. Ну, и шоколадка очень в тему. Чувствуется прилив сил и настроения.

А солнце уже почти касается горизонта. Почти шесть часов вечера. Надо же еще спуститься с опасного уступа и прошагать до дороги. Там уже будет темно, но у нас сесть фонарики и натоптанная нами же тропа. Холодный ландшафт насыщается теплыми красками и становится просто волшебным.

28.


29.


30.


    Солнце бросает последние лучи, но цвета не исчезают, а еще больше сгущаются. Снег на деревьях и на земле окрашивается в интенсивно розовый оттенок. А на небе цветная инверсия: темно-синяя полоса над горами, и выше – розовая. Вот теперь красиво по-настоящему. Все, что снято до этого, кажется теперь полной чепухой. Но все сложнее поймать кадр. Камни под снегом не позволяют перемещаться, выбрать точку съемки. Какая-то спешка, лихорадочная съемка «на удачу».

31.


32.


33.



    Все, – упало солнце за гору. На небе засветились первые звезды и четвертинка луны. Мы осторожно спускаемся с обрыва заходим в лес ниже опасного уступа, и я снова хватаюсь за камеру. Солнца уже нет, но отсветы от неба мягко освещают заснеженные деревья. Небо темнее земли; выглядит это завораживающе.

34.


35.


36.


37.


38.


39.



    Полтора километра от вершины до лесной дороги мы проходим за час. Уже темно, но некоторое время можно идти без фонариков. Еще через час без искусственного света тропа уже не видна.
Вниз шагать намного проще и быстрее, но усталость есть… Да и съесть уже хочется что-нибудь Пару раз делаем небольшие привалы.


   В 20:30 приходим, наконец, к нашему УАЗу с печкой, которая, межу прочим, не погасла! Семь часов мы смогли провести на морозе благодаря тому, что не одели ботинки «Columbia». Ну не может обувь для «сорокета» называться теплым именем южного американского штата!
За бортом – космос, а в машине – тепло и уютно. И так хорошо, что пить даже не хочется. Надо за это немедленно выпить!

    А домой мы по ночи не поедем. И завтра утром – тоже не поедем. С чего это вдруг во вторник переться на службу!? Глупости какие! Может, еще скажете, что и среда -– рабочий день!? Ага, вот щас, прямо, мы все тут бросим, как дураки, ага….
    Завтра будем искать всякую красоту, парящие наледи, заснеженные копны на фоне замороженных сопок, перепелок, прячущихся в степи, глухарей в лесу…. Сварим пельмени, достанем соленые огурчики.… А вечером поедем домой,… может быть.

Комментарии

( 52 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
gregorian_e
4 янв, 2013 11:29 (UTC)
Сегодня весь день под этими саранаканами прокатались. Ни зверя ни птички. Зато ветер есть. И охотников масса. Приехал домой - и первая же фотка в ЖЖ оттуда. Забавно.
lesnyanskiy
4 янв, 2013 11:55 (UTC)
Ну, это плохо, когда людно. Мы нарочно в будние дни выбираемся
(Удалённый комментарий)
lesnyanskiy
4 янв, 2013 11:56 (UTC)
а по камням ходить - валенки не очень годятся)
(без темы) - skarafuto - 4 янв, 2013 13:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lesnyanskiy - 4 янв, 2013 13:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - skarafuto - 4 янв, 2013 16:06 (UTC) - Развернуть
savanuyk
4 янв, 2013 11:43 (UTC)
Ну если пошла такая пьянка, то я немного похвастаюсь про свои штурмовые шузы, назыются они не по русски - "НОРФИН", на этикетке написано комфорт до -45, 10 дней в них пролазил по Шумаку в крещенские морозы и по воде и по снегу по пояс, а ногам хоть бы что, даже жарковато порой бывало, в общем ни секунды не пожалел что приобрёл енту обувку.
З.Ы. Александр мне не удобно напрашиваться, а именно этим я сейчас нагло и занимаюсь, но уж очень хочется куда-нить вырваться из города, да подальше, побродить по сугробам, поохотиться на пейзажи. Може в следующий раз когда вы соберётесь на очередную подобную вылазку, найдётся место для меня??? Много места не займу ;)
lesnyanskiy
4 янв, 2013 11:59 (UTC)
:) Ну, хорошо, буду иметь ввиду. Хотя вот в данном случае я сам был сподвижником, а не лидером )
anton_petrus
4 янв, 2013 12:02 (UTC)
Потрясающие просто деревья! Вот она где зима скрывается, а мы в лужах сидим..
vladsv
4 янв, 2013 12:04 (UTC)
Фантастическая красота! Просто волшебство!
lvenks
4 янв, 2013 12:10 (UTC)
Саша, какая невозможная невероятная красота!
елки неземные совершенно....

но даже не верится что бывает настолько холодно )
lesnyanskiy
4 янв, 2013 13:30 (UTC)
бывает даже и гораздо холоднее, Лен :)
(без темы) - lvenks - 4 янв, 2013 13:35 (UTC) - Развернуть
cyber_durak
4 янв, 2013 12:21 (UTC)
Фотки чумовые!

Согласен с предыдущим оратором, "Норфины" - вещъ. В этом году тоже стал жертвой бренда - перед поездкой под Чингикан купил пуховик "Columbia". Но он свою стоимостъ оправдал. Утром в -38С часа полтора крутился возле машины в пуховике поверх термухи и ощущал себя вполне комфортно. Ну и позже на охоте доводилосъ в -46 шастатъ по лесу, нареканий нет.

Общался недавно с американскими менеджерами Коламбии (пытался развести на проплаченные посты :)) Говорят, что хороший тон измерятъ годностъ продукта в граммах утеплителя (в моем случае пуха/пера), а градусы (комфорт -30, экстрим -40) это скорее маркетинговый ход. И здесъ я с ним согласен, потому что пуховик можно одетъ поверх футболки или поверх термухи и свитера и резулътат будет различный.
skarafuto
4 янв, 2013 13:18 (UTC)
Везёт вам! Можете в пуховиках ходить. На сахалине пуховка, пока море не замёрзло, совершенно бесполезная штука, - слишком влажно и пух сминается комками.
bipedall
4 янв, 2013 12:41 (UTC)
Некоторые снимки чем-то напомнили мне картины Куинджи.
Говорят, обувь Cоlumbia не так уж и плоха, может вы на китайскую подделку нарвались?
lesnyanskiy
4 янв, 2013 13:29 (UTC)
Так вся продукция в Китае и шьется, разве нет?
Так-то они теплые, но не для -40, точно
(без темы) - bipedall - 4 янв, 2013 15:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - skarafuto - 4 янв, 2013 16:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bipedall - 4 янв, 2013 16:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - skarafuto - 5 янв, 2013 04:35 (UTC) - Развернуть
ame_hitory
4 янв, 2013 12:42 (UTC)
Красоты какие, ух! Особенно закатные - вообще глаз не оторвать.
muph
4 янв, 2013 13:33 (UTC)
не зря мёрз... совсем не зря!
usefff
4 янв, 2013 13:46 (UTC)
Я уже говорил, что верховья Читинки и окрестности мои любимые места в Забайкалье.
Спасибо. Супер. :)
lesnyanskiy
5 янв, 2013 01:55 (UTC)
а я и не спорил :))
rezvykhmax
4 янв, 2013 13:54 (UTC)
Очень красиво.
altay_birder
4 янв, 2013 15:09 (UTC)
Суровые вы мужики, однако! :)
Закат сказочный.
taborovtsova
4 янв, 2013 15:58 (UTC)
Живут же люди... на Байкале... рядом с такой красотой))) Зачем же оттуда уезжать?!...
bipedall
4 янв, 2013 16:30 (UTC)
До той красоты ещё доехать надо, уезжают из-за населения и климата тяжелого. А кто родом из европейской части, не каждый там приживётся.
(без темы) - lesnyanskiy - 5 янв, 2013 01:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lesnyanskiy - 5 янв, 2013 01:48 (UTC) - Развернуть
mmw_ca
4 янв, 2013 20:04 (UTC)
Деревья сказочные!
Отличные картины! И рассказ такой замечательный...
Про теромос - забавно!
lesnyanskiy
5 янв, 2013 01:54 (UTC)
Re: Деревья сказочные!
:) с термосом мы сильно смеялись
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 52 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars