lesnyanskiy (lesnyanskiy) wrote,
lesnyanskiy
lesnyanskiy

Category:

Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ. Ч. 29

Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции


29 апреля. Двадцать пятый день путешествия. Кора вокруг Кайласа.

    Конец апреля, а весна  в Тибете только начинается. Если в оазисах пустыни Такла-Макан
еще две недели назад вовсю цвели сады, то здесь, на высокогорье, вблизи Кайласа по ночам продолжаются заморозки.
    Селение Дарчен находится на отметке 4600 м над уровнем моря, а наша ночевка была еще выше – на 4730 м.
     В 8 часов, когда мы вылезли из палаток, температура воздуха держалась около нуля, небо было чистым и предвещало хороший день. Вода в речке, рядом с которой мы ночевали, бежала, но ее тихие участки за ночь сковало коркой свежего льда, а прошлогодняя сухая трава на берегу и на склонах долины светилась и поблескивала от инея.


1.


   Времени в нашем графике теперь было предостаточно, поэтому мы не торопились снимать лагерь. А пока дежурные кипятили воду, я поднялся на береговую террасу, по которой протоптана широкая паломническая тропа.

   Первое, что привлекло внимание – это тибетские зайцы, прыгающие среди травы, камней, и неотличимые от них по окраске. Всегда интересно наблюдать любую живность.

2.


Потом я пошел осматривать буддийскую ступу в виде сквозной беседки.

3.



Справа и слева от нее находятся два круглых постамента.

4.


Это – жертвенники, и на каждом из них кучей сложены большие и маленькие каменные плитки, с начертанными молитвами «Ом Мани Падме Хум» . Эта основная тибетская мантра высечена и на отдельных больших валунах, торчащих из земли.

5.


   
Побродив примерно час по заиндевелому каменистому «лугу», я обнаружил другие любопытные вещи. Самое непонятное ¬– подобие свалки рогов и черепов яков, козлов и баранов в одном месте. На вываленный мусор это не похоже, потому что кучки рогов можно найти не только на земле, но и на плоских поверхностях больших камней. Для чего-то их туда специально положили.

6. Вдалеке, внизу у реки видны наши палатки


7.



    
С первыми солнечными лучами, упавшими в долину, на тропе появились и первые туристы. Двое молодых мужчин пришли на поляну со ступой.

8.


  Оказалось, что приехали они в Тибет из Москвы, но являются подлинными буддистами и выполняют Большую кору с надлежащей тщательностью. Паломники перекинулись со мной парой фраз, спросили, не знаю ли я как пройти к «каменным зеркалам Кайласа». Я замешкался с ответом, тогда они сказали: «Ладно, мы сами разберемся…, где-то они здесь…». Затем паломники направились к ступе, обошли ее несколько раз по часовой стрелке. После чего сообщили, что сейчас они будут проходить сквозь ступу, и попросили в этот момент их не фотографировать. Я так понял, что этот проход является важной составляющей ритуала очищения кармы.

   В 9:20 в стороне от «входной ступы», мимо нее, по дороге, без остановки и ритуалов вглубь ущелья проехал грузовой автомобиль – автолавка. Зрелище буднично прогремевшей автолавки с едой для туристов вслед за созерцанием таинством обряда, торжественно выполненного двумя одухотворёнными мужчинами, сразу вернуло меня к реальности. Реальность была дополнительно усилена призывами наших дежурных. Они уже приготовили основу для завтрака – чистый кипяток, – и созывали всех к своим мискам: «Жрать идите!!!»

   Лагерь на берегу речки мы покинули между 10 и 11 часами утра. Перед этим сфотографировались на фоне Южного лица Кайласа.


9.


Затем дружно поднялись на террасу к ступе, погуляли вокруг, выполнили на всякий случай ритуал кругового обхода и сквозного прохождения.

10.


11. Круговой обход


12.



К этому времени тут появились другие паломники, не европейцы.

13. Тибетский паломник к Кайласу присел на камешек рядом с жертвенником


Затем мы пошагали дальше по тропе вверх по ущелью.

14.


Тропа следует по холмам, по берегу, иногда проходит у самой воды.

15.


16.



   Минуем совсем маленькое безымянное(?) селение. А на противоположном крутом склоне стоит среди скал небольшой буддийский монастырь.
    На этом интервале коры вершина Кайласа по большей части не видна, ¬– тропа идет вдоль подножия скалистого западного склона горы.


17.



   
Но вот, дорога выходит в расширяющуюся часть долины и вновь есть возможность увидеть теперь уже западную стену Кайласа, или, как говорят, его «Западное Лицо».

18. Западное Лицо Кайласа


   Через три часа пути мы вышли к месту, где широкое ущелье заворачивает к востоку, и на этом повороте разбит палаточный лагерь.

19. Вдалеке показался палаточный лагерь


20. Очередная снежная туча выползает из соседнего ущелья…


   
Здесь туристы и паломники могут поесть и отдохнуть. Впрочем, расчёт, конечно только на туристов, потому что истинные паломники очень скромны и в своих запросах, и в своих финансовых возможностях. Особенно те, кто совершают кору практикой простираний. Единственной пищей для них служит цампа и па-ча. Цампа – это ячменная обжаренная мука, замешанная на воде до состояния густого теста. Па-ча – тибетский соленый чай с молоком или жиром. Возможно, у кого-то из них есть также сушеное мясо.

    В общем-то, и в палаточной столовой еда не намного богаче. Можно найти тут еще разве что лепешки, рис, какой-нибудь китайский «Доширак» и такие же китайские печенюшки.
    Возможность посидеть в тепле и чего-нибудь пожевать подвернулась очень своевременно. Мы уже подустали, время близилось к 14 часам, а погода после полудня переменилась: нахмурилась, облака выползли из-за гор, спустились к земле, из них посыпались смежные заряды.
    В огромном брезентовом укрытии обстановка была по-тибетски аскетичной, но вполне комфортной по сравнению с тем, что творилось на дворе. В центре разместилась кухня с жестяной печью, остальное пространство занято длинными столами и лавками. И народу ютилось тут довольно много: несколько небольших групп туристов.


21.


  Мы заказали па-ча и пару термосов кипятка, чтобы заварить свои «космические» порошки «Гала-Гала».

22.


23.



  
Примерно полчаса потратили мы на обед, и в 14: 30 уже вновь шагали по тропе, плавно уходящей вверх по левому борту долины вдоль реки.
    Дорога продолжала оставаться твердой, сухой и ровной, и идти по ней было бы легко, если не давала бы знать о себе высота, продолжающаяся плавно, но постоянно возрастать.


24.


   
Пешеходов на маршруте в целом прибавилось. Среди них были и местные тибетцы, и китайцы, и заадные туристы. Было заметно, что все чувствуют себя по-разному. Для гостей же из Европы, прибывших совсем недавно и не акклиматизировавшихся, каждый шаг дается с трудом. Тяжелее всего высокому пожилому европейцу в австрийской вязаной шапке. Он идет налегке, с одной тростью, а все его вещи несут несколько потеров. Мы его заметили еще в столовой, он там ничего не ел, понятно, что человеку худо. Теперь идет медленно, по лицу видно, что чувствует себя он очень неважно, но  терпит, не сдается.

25.


26.


   
А жители Тибета совсем не испытывают симптомов горной болезни: идут себе как на прогулке, хотя высота местности здесь уже где-то ближе к 5000м. Мало того, одна женщина шлепает в обуви на каблуке без пятки (туфли «сабо»), и еще при этом бегом обгоняет по обочине замешкавшихся на узкой тропе понурых туристов!

    У нас в команде тоже не все ровно. Разболелся Андрюха Шаман. У него очень сильно воспалился, загноился глаз, поднялась температура…. Парни – Антон, Амид, Иваныч, Жека – разобрали из рюкзака Андрея все тяжелые вещи, но он все равно идет тяжело, только на силе духа. Периодически останавливаемся, и Игорь промывает какими-то лекарствами глаз Шамана.

27.



   
Как всегда, бодрее всех – Иваныч и Серега Якунин. Наш Директор Походов уже зазнакомился и разговорился с тибетцем – гидом москвичей, и теперь оба шагают рядышком по тропе и непринуждённо болтают на английском. Мне тоже интересна беседа, но я в основном могу лишь слушать. Как только скажешь два-три слова, – тут же начинается одышка. А Сереге – хоть бы что!
  
     Чужой гид рассказывает интересные вещи, и вообще от него можно многое узнать, не то что от нашего Тотена, оставшегося отдыхать в Дарчене.


28.


29.


   Впереди на противоположном берегу реки, на склоне стоит еще один монастырь, а внизу, у реки на той же стороне, за мостиком красуется довольно большое каменное здание – гестхаус. Оказывается, это двухэтажное пристанище для паломников построил на свои деньги какой-то индийский меценат-миллионер.

30. Вдалеке у реки виден монастырь на склоне



   
Постепенно мы все дальше продвигаемся по кольцевому треку, и приближаемся к тем местам, откуда можно осмотреть северную стену («Северное Лицо») Кайласа. Мы не собираемся ночевать в гостинице, и Серега выясняет у нашего тибетского попутчика, где лучше поставить палатки, чтобы оттуда было удобно подойти ближе к северной стене, считающейся самой красивой у Кайласа.

    Паломническая тропа проходит по днищу долины, а мы забираемся вверх по левому ее борту, к устью бокового ущелья, в конце которого стоит полосатая черно-белая громадина. Кайлас с северной стороны имеет форму скорее не пирамиды, а «спортивной шапочки» с почти вертикальными стенами внизу и чуть более пологими склонами у макушки.


31. Сергей Якунин. А за ним – Кайлас


32. А это вид вниз, в долину, где стоит гостиница. Фигурки наших, - немного отстали


33. Вот они: гостиница и монастырь выше по склону. А под горой виднеется еще один приют



  
Мы забрались на склон до высоты 5130м, нашли ровное место у ручья, берущего начало из-под ледника у подножия самого Кайласа, и сняли рюкзаки. Будем ночевать здесь. На часах 16:30, и до заката есть достаточно времени, чтобы прогуляться наверх, к Северному Лицу.

   Нет проблем шагать наверх по ледяной броне, сковавшей ручей, по каменистому склону, где между камней местами даже есть тропа…. Подъем не крутой. Но почему-то, все равно не идется. Ноги тяжелые, кислорода в воздухе не хватает. 50-100 шагов, – и нужно переводить дух.


34.


  
Ручей спадает вниз каскадами. Поднимаешься по скользкому слону уступа, и кажется, что наверху сразу уткнешься в Северное Лица Кайласа. Но оказывается, что это был лишь очередной перегиб долины, а до стены все так же далеко.

35.


36.


Так ступень за ступенью мы полтора часа идем вверх по ущелью, и Кайлас вблизи кажется еще более величественным и огромным.

37.


38.



   
Без сомнения, с точки зрения альпинизма гора является очень сложной для штурма. С наскока, быстрым набегом в альпийском стиле ее явно не возьмешь. Возможно, именно поэтому великий и легендарный Рейнхольд Месснер не воспользовался полученным от китайцев разрешением, и не предпринял попытку восхождения. А, может, просто он поближе познакомился с тибетцами, и понял, что после спуска с вершины религиозные фанатики возьмут и, не задумываясь, отрежут ему голову. Говорят, что тибетцы на самом деле – это очень жестокие люди.

   Время 18 часов. Мы на высоте больше чем 5300м. Как-то уже не охота подниматься еще выше.


39.


  
А день заканчивается, и скорое наступление сумерек – это прекрасный повод, чтобы возвращаться назад. Нужно еще до темноты поставить палатки, а потом поснимать Кайлас в закатном свете.
    На спуск потребовалось гораздо меньше времени – всего лишь 30 минут. И вскоре мы уже у того места, где оставили рюкзаки.



40.


  
Здесь, у подножия горы довольно тихо, хотя и прохладно, а там наверху свирепствует ветер, сметая снег с белой макушки в виде флагов. Снег не залеживается и на отвесных склонах Кайласа, периодически ссыпаясь с карнизов маленькими лавинами.
    Солнце садится и уже откуда-то сбоку, из-за соседней горы подсвечивает западную «грань пирамиды» Кайласа.


41.


42. Соседние горы целиком озарены закатом


   
А облака над «спортивной шапочкой» тем временем окрашивается в оранжевые и багряные тона. И на их фоне черная каменная глыба Кайласа выглядит зловеще и торжественно. Прекрасный объект для сочинителей легенд, сказок и небылиц….

43.


44.


Продолжение.    Часть 30


Содержание Отчета

1.Втупление (Вместо предисловия)
2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
4. Пекин
5. ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
8. Такла-Макан. 3-й день маршрута
9. Такла-Макан. 4-й день маршрута
10. Такла-Макан. 5-й день маршрута
11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
13. Оазисы. 8-й день маршрута
14. Ечен. 9-й день маршрута
15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута
18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута
19. Хребет Кунь-Лунь. 14-й и 15-й дни маршрута
20. Хребет Кунь-Лунь, Аксайчин. 16-й день маршрута
21. Аксайчин – плато Чантанг (Тибет). 17-й и 18-й дни маршрута
22. Тибет. Плато Чантанг. 19-й и 20-й дни маршрута

23. Тибет. Плато Чантанг. Сумжи – Домар. 21-й день маршрута
24. Тибет. Домар – Али. 22-й день маршрута
25. Тибет. Али – Монастырь Гуру Ринпоче. 23-й день маршрута
26. Монастырь Гуру Ринпоче – гора Кайлас. 24-й день маршрута
27. Особая глава. Мистика Кайласа. 24-й день маршрута
28. Монтсер – Дарчен в редакции «Реальность Кайласа». 24-й день маршрута (вторая половина дня)
29. Кора вокруг горы Кайлас. 25-й день путешествия.
Tags: Такламакан-Тибет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →