Предыдущий пост | Следующий пост

Начало: Глава 1

23 августа
Велика Россия, а переночевать негде…

Весной, когда Шилка полностью освобождается ото льда (это происходит лишь во второй половине мая), на реке открывается навигация, и между районным центром – Сретенском и селом Нижние Куларки на дистанции 135 км начинает курсировать скоростной теплоход «Заря». Речная «маршрутка» собирает пассажиров со всех прибрежных деревень. Так решается вопрос транспортной связи между населенными пунктами, относящимися к географическим дырам третьего и четвертого порядков . Как раз вчера мы застали момент высадки пассажиров в Старолончаково, после чего катер уплыл вниз по Шилке. А сегодня «Заря» выполняла уже обратный рейс. Человек десять, кому нужно  было в райцентр, с утра пораньше пришли на берег с узелками, коровами и поросятами с чемоданами и дорожными сумками.

В ожидании теплохода вновь кое-кто из местных успел заглянуть к нашему костерку, «поговорить за жизнь» с городскими туристами.  В свою очередь и мы пытались разведать пути-дороги на юг, через Борщовочный хребет.  Но даже самый солидный и разговорчивый гость (судя по всему, это был глава поселения), знающий все про свою деревню, не смог сказать ничего конкретного, и посоветовал допросить кого-нибудь из здешних охотников. …

Расспросы ничего не дали. Но с выбором пути еще денек можно было повременить. Решение необходимо будет принять километров через тридцать, на развилке двух дорог.  Вот, с того места, если налево пойдешь ­ – 25 км лишних найдешь. А направо свернешь – не факт, что выгадаешь. Ведь «короче» совсем не значит, что «проще» и «быстрее».

Погода с самого утра была какая-то неустойчивая – то солнцем порадует, то тут же следом же дождевая тучка наползет. Непонятно было, к чему дальше готовиться.

Но первые 10 км мы прокатились в удовольствие – твердыми проселками вдоль сенокосов.

Древня Старолончаково

Выехали за деревню

Первое встретившееся на пути препятствие – небольшой ручей, пересекающий дорогу, – тоже не доставил проблем.

Однако, сразу за ручьем пришлось слезать с велосипеда. Мы сперва подумали, что только на время, но оказалось, что это навсегда. Точнее, на ближайшие несколько дней.  Дорога пошла в гору и сразу все ухудшилась, включая погоду.  Причем, погода испортилась тоже навсегда. Я сейчас даже не могу припомнить те редкие ясные и сухие дни, которые, наверное таки были за 17 дней  похода. Но по фотографиям и коряво исписанным страницам дневника я легко восстановлю все основные события нашего импортозаместительного путешествия.  А еще есть память мышц, тела, и до сих пор свежее ощущение вечно мокрой левой ноги и хлюпающей в сапоге болотной жижи.

Проблема левого сапога проявилась неожиданно, на первом же броде.  До этого в течение тридцати лет (не вру!) сапоги достойно служили мне, отлично держали воду, и я тоже заботился о них, клеил заплатки, менял стельки…. Протекторы на подошвах давно уже стерлись, но с виду сапоги были еще о-го-го!... И вдруг - на тебе! Сюрприз в самом начале похода!

Резко начавшийся проливной дождь вынудил остановиться, укрывать рюкзаки накидками, а самим надевать куртки. В этот момент на дороге возникли два деревенских мужика с удочками, шедшие, оказывается, следом за нами.
    –   А вы чего тут остановились? – Удивились они. – Вон же зимовье, через сто метров, видите!? Пойдемте до него! Там и хариус в ручье должен ловиться. У вас снасти есть?

На рыбалку никакого настроя у нас не было, а вот старенькая,  полусгнившая зимовьюшка  подвернулась удачно и вовремя, как раз пора было обедать.

Один из мужиков, тот что постарше, был словоохотлив и выглядел знатоком – краеведом. Он живо и обильно делился знаниями и, главное, оптимистически высказался про короткий вариант пути по ручью Ища.
      –  Да с чего бы там и не проехать!?  Ну заросло порядком, это да. Но в том годе, кажись, Колька там был, петли ставил – и ничо!  А вам-то каво боятся на такой-то технике! Ну, может, где и пеше покатите, но вы ж вон каки здоровы! Проедете, конечно, делов там!…

Ну, здоровые мы или не очень – это еще вопрос. А то, что доверчивыми оказались – уже факт.  Даже наш Серега – предусмотрительный и острожный – и тот не сумел в мужичке местном «Ивана Сусанина» распознать.

– Ладно, давайте рискнем, пойдем по Ище – принял и объявил решение Директор походов, после того, как мы отобедали и проводили мужиков (вернувшихся, кстати, без единой рыбки почему-то). – Уверенно этот Володя все говорил,  похоже, реально что-то знает. Хотя, может, и соврал половину.  Но если хотя бы пятьдесят процентов правда, то можно пробовать.

Однако довольно скоро выяснилось (это я забегаю на сутки вперед), что процент реальности в устном «путеводителе» местного «Сусанина» составлял всего лишь два-три процента, и вся правда заключалась в том, что он верно описал место отворота с указателем-дощечкой, прибитой к дереву. Собственно говоря, от старой дороги практически только одна эта дощечка и осталась.

К дождю мы скоро привыкли, а насквозь промокнув, вообще перестали обращать на это внимания, благо, холод особо не чувствовался.  Дорога превратилась в чередование участков каменных россыпей и болот с водой в колее. И весь путь был перегорожен несчетным количеством гнилых и горелых деревьев, поваленных вдоль, поперек и как попало. Так что ехать мы уже и не пытались, шли пешком, а чтобы уберечь ноги, открутили по одной педали с велосипедов.

Всю дорогу приходилось с большим усилием тянуть или толкать своего «коня» в гору и каждую минуту  перетаскивать его через упавшие стволы и камни или волочь через грязь. От такой «езды» больше всего уставали руки и плечи.  А за полноценный отдых стала восприниматься любая  возможность прокатить велосипед хотя бы пол сотни метров, не упираясь изо всех сил.
      Иногда дорога совсем терялась в таежных дебрях, и один раз в поисках пути нам показалось, что следы старого зимника  ведут прямо в русло ручья.  Через двести метров физических страданий мы поняли свою ошибку – настоящая дорога осталась справа. И для того чтобы снова на нее попасть, пришлось буквально по-медвежьи ломиться сквозь стену зарослей из ольхи, осины, кустарниковой березы и прочей чепуры.

Через такие заросли пришлось лезть напролом

Выбрались… на болотистую дорогу

Но все эти сложности были лишь только разминкой перед настоящими трудностями, возникшими в последующие три дня. Это я специально опять забегаю вперед, потому что вдруг у меня потом не хватит красноречия…

Тем временем первый наш походный день, ко всеобщей радости, клонился к вечеру. За девять часов мы проделали путь длиной 23 км (из них 13 км пешком), и по всем признакам (расстояние, время в пути, наступающие сумерки и жуткая усталость) были уже совсем близки к некоему заветному месту заслуженного отдыха. Но только никак не могли найти такое место.  Велика Россия, а переночевать негде: справа тянулась сырая топкая долина с густым ерником и ручьем Желогда, слева по ходу – неудобный дремучий склон горы, сверху не переставая лил дождь, а впереди через километр начиналось сплошное болото, в которое если забрести, то до ночи уже точно сухого места нам не отыскать.  Так что косогор являлся сейчас лучшим предложением. После небольших разногласий по выбору земельного участка, мы сошлись на одном варианте, из расчета по шесть квадратных пядей земли на брата, и принялись ставить палатки и разводить костер…

…Нет, на самом деле было немного иначе: сперва мы достали алкоголь и разлили его по кружкам. И как только мы выпили по глотку, дождь мгновенно прекратился. Чтобы закрепить столь неожиданный эффект, разлили еще по одной… И потом еще по чуть-чуть. И сразу взялись за ужин и ночлег.

Продолжение: Глава 3

Записи из этого журнала по тегу «Дикие степи Забайкалья»

• "Это провал", – сказали наши ученые

Начало здесь: Глава 1 6 сентября Крутая Топока К утру дождь перешел в моросящий режим прекратился, а ветром повалило на землю велосипеды и…

• Грязь велотуриста всегда найдет

Начало здесь: Глава 1 5 сентября Грязь велотуриста всегда найдет Погода продолжала удивлять нас сыростью и дождями – совершенно…

• Дырбулкейская пещера

Начало здесь: Глава 1 4 сентября Дырбулкейская пещера Про Дырбулкейскую пещеру, что в районе села Ковыли (западнее Клички), информации…