Предыдущий пост | Следующий пост

Зимний Ламский городок
Лучше сто раз замерзнуть, но хоть раз увидеть
Часть 5

Начало здесь: Часть 1

3 февраля. День выхода к машине. Я думал, что это произойдет легко и быстро, но это не оказалось все так просто.

Раннее утро на вершине горы Барун-Шабартуй (он же Быстринский голец) – высшей точки Южного Забайкалья (2519 м). Собираем палатку и рюкзаки.

С вершины мы связались с «Упорным» и после переговоров решили, что пойдем более длинным, но менее сложным путем по руч. Асатую (приток Ниж. Шибетуя). Сперва мы хотели спускаться по руч. Гремячьему, но Олег Михалыч, в то время, когда мы жили на горе, сходил на разведку и обнаружил, что Гремячий ручей очень нехорош и коварен – крутой уклон, весь в камнях, во льду и препятствия не удасться обойти, так как ручей зажат в каньоне. Спасибо Михалычу, иначе бы мы хлебнули. Ведь даже по Асатую, как выяснилось вскоре, путь оказался непростым.

С вершины мы прошли несколько километров по гребню в северном направлении, постепенно снижаясь. Все-таки гольцы Южного Забайкалья – это реальные горы, очень напоминающие северные хребты, такие как Удокан и Каларский.

6. Похоже на Удокан..

8. Идем по гребню Быстринского массива. Небольшой привал.

Дойдя до того места на гребне, откуда можно полого спуститься в исток руч. Асатуй, мы пошли вниз по склону циркообразного ущелья. Другие склоны этой котловины были круты и, местами, имели даже вертикальные каровые скалистые участки.  Наконец, мы свалились на дно цирка в самой вершине ручья, и пришло время опять надевать лыжи. Тут уже без лыж никак не обойтись и пешком делать совершенно нечего. Веревочные тормоза обвязывать не стали, и потихоньку, осторожно покатились вниз. Уклон небольшой, но достаточно ощутимый,  чтобы скользить и набирать скорость, особенно с тяжелым рюкзаком на спине.
Без падений не обошлось, конечно. И фотоаппарат из рюкзака я вообще тут не доставал, пока не зашли в лесную зону и не остановились на обед

9. Это наша лыжня, по ней мы спустились вооон с тех гор, что на заднем плане. "Упали" примерно на километр вниз
По склонам сплошь кедровый лес.  Верхушки деревьев густо унизаны шишками, отчего кажутся не зелеными, а коричневыми. Урожай кедрового ореха  прошлой осенью был на редкость богатым, и огромная маса шишки так и осталась висеть на деревьях. Промысел можно продолжать и в конце зимы. Шишкари называют весеннюю шишку паданкой. Действительно, о сильного ветра она сейчас самостоятельно валится на снег.

10. Обедаем под кедрами. Лиственица тоже растет.

Больше в этот день я кадров не делал, потому что как-то было совсем не до того. Да и снимать-то особо было нечего.
Мы шли ручью и вдоль ручья через лес  и сквозь густые заросли.  Местами это были настоящие дебри из высокого кустарника, засыпанных снегом камней и бурелома

Паша с Андреем по очереди тропили глубокий снег, а мы катились следом по скользкому и периодически сходили с трассы в «кювет». То упадешь на крутом спуске, то зацепившись рюкзаком за дерево, то завалишься, перелезая через бревно, то застрянешь в узкой промоине, то еще что-то… Я упал раз пятьдесят.  Один раз свалился прямо в русле ручья, и лежа на снегу, пытаясь скинуть лямки рюкзака,  из подняться, слушал, как совсем рядом, подо мной  журчит ручей. Хорошо, что лед не проломился.

«Упорный» сказал, что тут пониже есть дорога, по которой заезжают сборщики кедровой шишки, но никаких признаков дороги нам не попадалось. До вечера мы продирались сквозь чертовы ебеня. И к вечеру нам с Амидом стало уже казаться, что мы вообще не поняли наставлений Михалыча, идем не той дорогой и вообще ручей этот вовсе на Асатуй, а, может быть, это Гремячий и есть…
Но все завершилось точно «по циркулю», в начале 6-го вечернего часа где-то по левому борту долины проревел снегоход шишкарей, не заметив нас, а в 18 часов мы встретились с Михалычем, который поджидал нас на берегу. Получилось, мы прошли 14 км за день.
Через два часа мы были уже в том большом зимовье напротив устья Верх. Шибетуя. Ведро еды, чай и теплый дом – отличная награда за трудный день. Я уже не говорю про самогонку.

4 февраля.
Ну, теперь уже точно можно расслабиться и крепко привязать лыжи на багажник. Мы едем домой. Снова два полных дня пути…

11. Остановились на р. Чикой попить воды из талика

Это первые 50 км обратного пути, по долине р. Чикой, от зимовья на Верх.Шебетуе до с. Семиозерья

Деревня Семиозерье
Быть рядом с Семиозерьем и не заехать в него мы, конечно, не могли. Я даже и не думал, что село произведет на меня такое большое впечатление. Во первых, мы посетили место, где до революции стоял дацан. От него остался лишь фундамент. И рядом руины главного старого субургана.
Буряты не забывают это место, которое считается святым. И в 16 июля 2015 г здесь был возведен новый субурган.

19. Приближаемся к Семиозерью

20. Вот, кстати, очень интересное природное явление – желтые лиственницы с необлетевшей хвоей в начале февраля. Такое впечатление, что на фото запечатлен первый снег, внезапно выпавший в середине осени. Но это на самом деле зима. Дело в том, что осень 2016 г в Забайкалье была на редкость теплой и затяжной, а потом резко началис морозы. И неосыпавшаяся хвоя так и осталась висеть на лиственницах. Причем, это не частный, а повсеместный случай. Мы наблюдали желтый "осенний" лес во все время нашей поездки.

21. На этой полене до 1930-х годов стоял  дацан. Читинский исследователь Ю.Жеребцов писал: «Семиозерский дацан, располагался в окрестностях села Семиозерье Красночикойского района. По официальным источникам, основан в 1908 году казаками Семиозерского полка Мензинской станицы.
От здания дацана сохранился лишь фундамент (вдалеке, по центру снимка). Справа старй субурган, он тоже сильно разрушен. Ну, и новая ступа (субурган) 2015 г

22. Новый субурган

23. Остатки фунамента дацана

24. Затем мы заехали в саму деревню. Коренные жители Семиозерья – это хори-буряты и потомки забайкальских казаков, охранявших российскую границу.

25. Встречают нас вполне дружелюбно  :-)

30. Правда, это обитатель Семиозерья насторожен и подозрительно поглядывает на гостей

Когда-то в Семиозерье жило больше 200 человек, а сегодня осталось всего пятеро жителей. Четверых их них мы встретили. Старик прошел по улице. Мужик копался вдалеке у своего дома.

И двое бравых крестьян подъехали на машине.

31. Вот на этой машине: За рулем Сергей, в кузове Геннадий. С ними немного поговорили…

32. Сергей

Жалуются мужики на волков. Развелось их немерено.
– Пытаемся лошадей разводить, – говорит Сергей, – а приплода нет. Жеребята неделю, максимум десять дней живут, и волки их отбивают.
А травить и ставить капканы на волков теперь запрещено. Можно только стрелять. А как его стрелишь!? Я тут столько лет живу, а волка раза два всего близко видел. Умная зверюга – я только из дому выйду, дверью хлопну, ¬ – а он уже знает, я еду!

33. Геннадий

36. Даже полуразрушенное Семиозерье выглядит очень живописно. Красивая была деревня, и наверняка, вскоре ее не будет

37. Это Андрей Калашников ходит с фотоаппаратом среди полуживых домов

Еще несколько фото:

*   *   *

... Семиозерье далеко позади. Но впечатления от экскурсии я меня остались самые хорошие.

На Горячем обедали и принимали ванны. Но снимать ничего не стал. Было довольно тепло, и даже ручей очень слабо парил.

43. ... Едем дальше. Это уже Киркун. Дело к вечеру, смеркается...

И надо же после так случиться, на р. Киркун мы совсем близко увидели волка! К съемке я не был готов.

45. По Киркуну

46. Ночная езда по замерзшей реке

Ночевали в большом просторном охотничьем зимовье на Киркуне. Не уверен, нужно ли об этом писать. …В сарае нашли голову молодой изюбрихи. Это одна из тех двух, что мы видели неделю назад еще живыми по дороге сюда. Вот тебе и волки.

Ладно, все на сегодня. Если соберусь написать последнюю главу, то это будет про дорогу до Кыры. Там, между прочим, снял кое-что, что самому понравилось. …

Окончание Часть 6

Записи из этого журнала по тегу «Ламский городок»