?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост




   Это место всегда было оторвано от мира. Маленькая эвенкийская деревня на берегу большой таежной реки, и на краю цивилизации вечно считалась «дырой». Но в эпоху развитого социализма партия обещала, что  постепенно сотрется грань между городом и деревней, и село из «тмутаракани» превратится в современный поселок. И все этому верили.
    Однако с коммунистическим строительством что-то пошло не так, и Средний Калар (а речь именно об этом осколке жизни на севере Забайкальского края)  окончательно оформился в в дыру высшего порядка .  А в настоящее время идет уже стирание грани между населенным пунктом и дикой природой.



    Надо сказать, что в Среднем Каларе до конца 1990-х годов даже без коммунистических обещаний жилось относительно неплохо.  Двести человек населения, оленеводческий совхоз, пять тысяч оленей, сто сорок дойных коров и столько же лошадей, школа, сельский клуб, регулярные авиарейсы АН-2.
    Теперь нет ни школы, ни клуба, ни единого оленя. Жителей осталось 24 человека, из них 16 эвенков.  Все идет к тому, что рано или поздно Среднего Калара вовсе не станет. Село опустело, потому что одни средне-каларцы умерли или погибли, другие разъехались. Несколько лет назад власти озвучили планы по ликвидации села и переселения людей в райцентр. Но немногочисленные оставшиеся жители наотрез отказались от предложения переехать в Чару. Общая идея отказа такова: «Здесь у меня есть дом, есть солярка, бензин, свет, телевизор… В тайге мясо, соболь, в реке – рыба… Есть мука, значит есть хлеб, есть патроны – значит будет еда.. А в Чаре – что там буду делать, как обеспечивать себя? Охота – это главное занятие.  Эвенк захотел – ушел в тайгу, а нет настроения – остался дома. А в Чаре я что, должен каждый день к восьми на работу ходить?... Не привык, не охота…».
   Местные жители в Среднем Каларе получают пособия по безработице, какие-то другие выплаты. Поэтому деревня будет существовать до последнего жителя и до тех пор пока действует государственная поддержка малочисленных северных народов.  По этой программе выделяются средства на покупку и завоз топлива для дизельного электрогенератора Среднем Каларе. А также затем, чтобы раз в году за счет районного бюджета эвенки могли выехать из деревни в Чару, сдать  (продать) добытые за охотничий сезон шкурки соболя, кабарожью струю, а на вырученные деньги закупить продукты и все необходимое для жизни на год вперед, и вернуться домой.  С этой целью администрация Каларского района заключает договора с водителями и владельцами автомобилей, закупает солярку  и организует один или несколько рейсов из Чары в Средний Калар. Такая экспедиция возможна только по автозимнику, пока реки не вскрылись и болота не растаяли.
    Любая поездка по автозимнику – это серьезное испытание техники и характера водителя. Препятствий и трудностей на пути очень много,  в целом они известны, но каждый раз непредсказуемы. Глубокий снег, крутые скользкие спуски и подъемы, узкие полки над обрывами и примерно 200 км по речному льду и наледям, таящим коварные сюрпризы на каждом своем километре.  Редкий рейс обходится без  больших или маленьких приключений, без спасения машин и ремонта на морозе.








   Караван из нескольких автомобилей выполняет два-три рейса за зиму. В прежние времена, когда в Среднем Каларе  (сокращенно его называют просто «Средний») жило больше народу,  караваны шли в начале зимы и в ее конце. Теперь ограничились одной весенней кампанией.
    В этом году,  намеченные на конец февраля два рейса, перенесли на март из-за позднего поступления денег. Первые машины во главе с вахтовым «Уралом» Анатолия Ивановича Мисюры ушли пробивать зимник 9 марта. Вернулись в Новую Чару 13-го числа. В  райцентр на вахте выехали из Среднего 11 эвенков.
Второй рейс еще больше задержался, его наметили только на 26 марта, и к этому числу мы вместе с Павлом прилетели в Чару, чтобы участвовать в экспедиции и снять о ней фоторепортаж и видеофильм.  Кстати,  отвечая на вопрос в названии поста: «Сколько стоит…». От Читы до Чары расстояние по воздуху 600 км.  Авиарейсы в Каларский райцентр сейчас выполняет три раза в неделю компания «Ангара» на самолете «АН-24». Стоимость билета чуть больше 9 тыс. руб.  Для сравнения: от Читы до Москвы в десять раз дальше – 6000 км,  а билет стоит от 12 до 18 тыс. руб.
    От Чары до Среднего Калара расстояние 320 км. Пассажирских билетов не существует. Но можно сказать, что только расходы по топливу на один бензовоз, в оба конца составляют примерно 22,5 тыс. руб. (За один рейс сжигается 500 л солярки, которая в Чаре стоит 45,2 руб/л). Вес груженного бензовоза около 20 тонн, везет он в бочке больше 9 т.

    Конец марта для поездки по зимнику – время уже критическое,  лед на реке становится рыхлым, а по верху его вот-вот может пойти вода.  Во время первого рейса тяжелые бензовозы сломали верхний слой наледи, а когда ехали обратно, пути половину пути шли по воде. Опасность состоит в что вылившаяся из разломов вода заполняет прогибы во льду.  Эти линзы за ночь замерзают, а если их к тому же еще сверху  припорошит снегом, то глубокие ловушки становятся совсем незаметны . Но и кроме них на реке полно пустоледов глубиной метр-полтора.

    Авиатрасса Чита-Чара проходит прямо над селом Средний Калар. С самолета мы рассмотрели и саму деревню, и реку на которой она стоит. Во многих местах по руслу заметны были голубые и зеленые пятна и полосы – свежие наледи. А общая картина этой безлюдной местности совсем не радостная  – суровая и  неприветливая,.


На правом берегу Калара виднеется деревня


Река Калар и горы Каларского хребта






Северный зАвоз
    В Чарском аэропорту нас встретил Анатолий Иванович Мисюра – один из самых уважаемых водителей в Каларском районе.

Анатолий Иванович Мисюра



    Заброска груза в глухомань называется северный зАвоз. Именно так: зАвоз, а не завОз.  В рейс назначается ответственный, в этом году такая роль возложена на Гию Бабахидзе – руководителя муниципального предприятия, отвечающего за электростанцию в Среднем. Но фактически старшим в караване водители признают Мисюру, как самого опытного шофера, лучше других понимающего все нюансы зимника. Нынешний зАвоз – 19-й в его карьере. А каждый зАвоз – это несколько рейсов за зиму.  То есть опыт у Иваныча (так к нему обращаются молодые водители) просто неоценимый. Можно сказать, Мисюре знакомы все особенности и тонкости льда Средне-Каларской «дороги жизни». И все равно к каждой новой экспедиции он готовится тщательно не только технически, но и морально. «За несколько дней до зАвоза я, как спать ложусь, так в голове прокручиваю весь маршрут, припоминаю все повороты, спуски, подъемы, сложные места, где яма подо льдом, где перекат…», – говорит Иваныч.
–      А, все-таки, почему с таким ударением – зАвоз?», – спрашиваю я Анатолия Ивановича
–      Ну, а как же?! ЗАвоз, конечно. ЗавОз – несолидно звучит. Это куда-нибудь в магазин поступление товара – вот завОз.  А зАвоз ­– это другое,  это серьезно:  северный зАвоз.

    Время обеда, и Анатолий Иванович приглашает нас к себе в дом.

Дома у Мисюры. Анатолий Иванович и Сергей Козлов



На столе соленый хариус и плов с мясом.
–      ­­Ешьте на здоровье, ­– говорит хозяин, – правда, если узнаете, что за мясо, может и есть не станете, –  хитро улыбается он...
–      Да мы хоть что съедим! Но похоже на дичь.
–      Это мы у волков пол изюбря отобрали, когда из первого рейса возвращались.
–      !!!???
–      Идем по Калару, выходим из-за поворота…, и тут вдруг волк от нас метнулся. Их всего штук пять было. Волки столкнули самку изюбря с отстоя на лед совсем недавно, может быть полчаса прошло, туша еще теплая была. И стая уже успела наполовину ее растерзать. … Ну и нам тоже хватило, конечно. Эвенки махом шкуру сняли, мясо разделали… они вообще мастера! Охотники.

Ни рожек, ни ножек
   У меня сразу возникло горячее желание посмотреть, что осталось от «козлика», когда мы поедем по реке мимо места трагедии. Я раньше уже видел подобное – результат волчьей охоты, и знаю, как волчья стая добывает оленя. Они гонят зверя, и тот, спасаясь, уходит в безопасное место – на отстой, становится на небольшую скальную полочку над речным обрывом.  Тут его хищники достать не могут. От одного волка, если тот приблизится, изюбрь сумеет отбиться ударами мощных копыт, а окружить оленя места нет. Но волки поступают иначе, и все равно берут добычу. Стая остаются караулить, и может сидеть и сутки, и двое, и трое, пока у топчущегося на крошечном пятачке изюбря не отмерзнут ноги, и олень уже почти не сможет стоять. Тогда  достаточно пугнуть его,  и с большой высоты животное падает и разбивается об лед.
    Забегая вперед на два дня, хочу показать то самое место, где волки расправились с изюбрихой.  Это только в сказке пишут, что «остались от козлика рожки да ножки», а на самом деле  ничего не остается. Серые охотники сожрали и шкуру, и кишки, и разгрызли толстые берцовые кости, будто молотком их разбили. Они это делают легко. Сила давления челюстей у волка в 12 раз больше, чем у человека.  Одним словом, на месте драмы осталась лишь шерсть на снегу, пропитанным кровью и осколки крупных костей. Да еще оленьими экскрементами волки побрезговали.

С этого отстоя волки сбросили изюбря








    Еще мы нашли на камушке два оленьих глаза. Это эвенк Федор, как выяснилось потом, вырезал деликатес, но забыл забрать.

    Иваныч сообщил, что завтра в рейс уходят семь машин: его вахтовка, бортовой «Урал» и пять бензовозов. Я сяду в бортовой «Урал» с водителем Женей Колесовым.  А Павел поедет в кабине с самим Мисюрой.

    Пообедав, Анатолий Иванович поехал грузиться, собирать по магазинам мешки и коробки с продуктами, которые купили средне-каларцы.  Другие водители тоже в этот день занимались погрузкой и заправкой бочек. А мы с Павлом отправились покупать еду в дорогу на пять дней.

       На сегодня всё.  Впереди у меня было еще свободных пол дня. Вечером я произнес написал короткий предстартовый тост пост .

Путешествие в тмутаракань продолжается

Записи из этого журнала по тегу «Средний Калар»

Комментарии

( 39 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
procxela
6 апр, 2016 14:09 (UTC)
А эвенки за ЛДПР или за КПРФ голосуют? А что они думают по поводу создания Национальной гвардии? Что лучше по их мнению, Европа или США? Как часто они ездят отдыхать в Крым и считают ли они его своим? Опасаются ли они террористических атак в людных местах? Как по их мнению можно разрешить Нагорно-Карабахский конфликт?

И самый главный вопрос! Сносить или не сносить памятники Ленину?

Edited at 2016-04-06 14:14 (UTC)
lesnyanskiy
6 апр, 2016 14:17 (UTC)
Очень хороший вопрос! Я ждал этого вопроса... Пожалуйста, спрашивайте еще!
(без темы) - procxela - 6 апр, 2016 14:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ded_pasha - 6 апр, 2016 14:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - procxela - 6 апр, 2016 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ded_pasha - 6 апр, 2016 14:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - procxela - 6 апр, 2016 14:49 (UTC) - Развернуть
а зачем Пукин ворует? - (Анонимно) - 6 апр, 2016 17:32 (UTC) - Развернуть
andrey100_500
6 апр, 2016 14:15 (UTC)
эх, снова Путин виноват!)

красивые виды, красивый "зимник"!
(Анонимно)
6 апр, 2016 17:35 (UTC)
красивый "зимник"! Пукин всё продал
крысёныш...
tomas_morr
6 апр, 2016 14:16 (UTC)
Блин, всю жизнь голосовал за либеральные парии, а сейчас вот посмотрел и подумал, а как же Китай будет захватывать Сибирь, если проехать там можно только зимой по льду? Сцуко, меня снова наебaли?
procxela
6 апр, 2016 14:18 (UTC)
Китай для этого уже построил целый флот секретных летающих тарелок! Голосуй за РПГФ. И тогда мы будем сбивать их лазером.
(без темы) - procxela - 6 апр, 2016 14:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 2tvlad - 6 апр, 2016 14:38 (UTC) - Развернуть
cyber_durak
6 апр, 2016 14:29 (UTC)
Ждем продолжения!
На метеостанцию заезжали?
lesnyanskiy
6 апр, 2016 14:37 (UTC)
Да, ночевали там. Если ты имеешь ввиду Катугинскую. Но она года два как закрыта
(без темы) - cyber_durak - 6 апр, 2016 15:17 (UTC) - Развернуть
livejournal
6 апр, 2016 14:31 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
2tvlad
6 апр, 2016 14:37 (UTC)
Спасибо. Очень там красиво.
procxela
6 апр, 2016 14:41 (UTC)
Только долго не засматривайся, а то волки покусают и глаза на камне оставят.
ded_pasha
6 апр, 2016 14:54 (UTC)
Кстати, билет Чита-Чара почти 10000р, субсидируемый федералами Чита- Симферополь 8500-9200р.
Мы не такие богатые чтобы летать в дешевые места?
amir_ana
6 апр, 2016 14:55 (UTC)
Путь Вам предстоит нелёгкий. Берегите себя.
Места необыкновенной красоты.
saimans
6 апр, 2016 15:02 (UTC)
Эх, нас бы туда и жизнь бы закипела...

ded_pasha
6 апр, 2016 15:03 (UTC)
Когда сплавщики на 11-12 день подходят к Среднему Калару, это цивилизация! Хлеб,молоко,мясо, картошка, электричество, спутниковая связь. Доброжелательный народ (когда трезвый). Какая же это дыра? Теория "дыр" автора, не выдерживает критики.
lesnyanskiy
6 апр, 2016 15:21 (UTC)
Выдерживает, выдерживает! ))) Ты москвичей спроси, их больше ))
(без темы) - ded_pasha - 6 апр, 2016 15:50 (UTC) - Развернуть
tinaword
6 апр, 2016 18:44 (UTC)
я и названий таких не слышала
lesnyanskiy
6 апр, 2016 22:24 (UTC)
"Чита" - не слышали?
alexsvatov
7 апр, 2016 03:01 (UTC)
Обстоятельно и интересно
nikolay_anf
7 апр, 2016 08:41 (UTC)
Великолепное начало, Александр! Продолжай, пожалуйста, без твоих сочных пауз, читать одно удовольствие!

Edited at 2016-04-07 08:43 (UTC)
lesnyanskiy
11 апр, 2016 12:53 (UTC)
))) рад доставить удовольствие в любом виде))
(без темы) - herbariums - 7 апр, 2016 14:32 (UTC) - Развернуть
ski_traveller
11 апр, 2016 08:04 (UTC)
Очень интересно. Спасибо за рассказ.

А я вот сейчас обдумываю, как я буду через Средний Сакукан переходить в конце апреля.
lesnyanskiy
11 апр, 2016 12:49 (UTC)
Да совершенно спокойно перейдёте
В середине мая и то переходили, когда уже промоины большие
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 39 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars