Предыдущий пост | Следующий пост

"Осенняя прогулка длиной 120 км, или изнурительный отдых в Забайкалье по курсу Ульдурга – Бургень" ... Согласен, не спорю, - это очень длинное название, утомительное. Но оно соответствует степени усталости от такого маршрута.… Вот, попробуй, сходи... Реально уделаешься! Это не прогулка по парковой дорожке, налегке и в сандалиях на босу ногу… Кстати, как правильно писать: сандали или сандалии? В принципе, мне это без разницы, все равно я их давно не ношу. Ни зимой, ни летом. Потому что, простите за подробности, как минимум, пара ногтей на пальцах ног у меня постоянно синие, слезшие или наполовину отросшие. И все из-за пеших походов, когда ногти сбиваешь или отдавливаешь, а они не успевают восстанавливаться от путешествия к путешествию.
       И вот результат недавней «прогулки»: четыре посиневших пальца у меня, две дюжины мозолей у моих друзей, одно опухшее лицо, три укуса клещей… и 120 пеших километров за пять дней. С 1 по 5 октября мы шагали по тайге и лесостепи из Тунгокоченского района в Читинский. Начали от с. Ульдурга, перевалили через хребет Черского и вышли на пятый день в с. Бургень.

Территория, которую мы пересекли, дикая и безлюдная. При этом не сказать, что ландшафты здесь какие-то особенные. Типичное «средне-северное» Забайкалье. Зачем мы отправились в эти края, лучше не спрашивайте…. Я сейчас сам все расскажу. Да, собственно говоря, уже и объяснил: именно потому что здесь настоящая «дыра» - дикая, посещаемая разве что только охотниками да браконьерами местность. Эту глухомань мы и приглядели для короткого путешествия.
      Официальная версия похода – поиски и осмотр скальных останцев на гребнях Черского хребта. Эту цель придумал Андрей Шаманский, и он же составил схему похода. А реальная, пожалуй, причина – очень хочется изрисовать карту Забайкальского края линиями своих маршрутов. Ну и, конечно же, любой поход – это тренировка, проверка своих сил, особенно, если погода стоит уже на грани осени и зимы, когда замерзают реки, а в палатке к утру слой инея на потолке. Поход - это удовольствие от дыма костра, от усталости в ногах и в спине, от удовлетворения после пройденных километров и от выполненной задачи. Если повезет, можно снять удачные кадры… Да и просто побыть наедине с природой…, с дикой природой – это тоже кайф.

Итак, мы вернулись из похода. … Нет, вначале, прежде чем вернуться, мы пошли в поход!

1 октября 2014
       В семь утра на заказанном заранее микроавтобусе мы отправились из Читы в Ульдургу. Команда “Gobike” - семь участников: Андрей Шаманский (командир), Андрей Бакланов, Александр Бусоедов, Антон Кауров, Роман Коробков, Николай Кудря и Александр Леснянский.
    Проехали через поселок Вершино-Дарасунский, где находится старинный золотой рудник Вершина Дарасуна – это крупный золотой рудник, существующий с 18-го века. Работали на нем и каторжане и японские военнопленные после 2-й мировой войны … А сейчас, как поговаривают, в заброшенных шахтах продолжают нелегально и по-тихому добывать желтый металл местные старатели.

1. Старое кладбище на холме сталинских времен. Вершина Дарасуна, снимок 2011г.

Дальше по дороге в с. Ульдургу водитель остановился по дороге в привлекательном месте: высокий левый берег р. Ульдурги со стометровым скальным утесом.

В 12: 45, миновав деревню Ульдургу, микроавтобус остановился в нескольких километрах за селом. Через 15 минут мы уже шагали по полевой дороге…

…а потом свернули с нее и побрели напрямик, в нужном нам направлении через огромный заливной луг, скованный первыми морозами. Целый час мы пробирались по высокой сухой траве и заиндевелым кочкам, а под ногами хрустел тонкий лед и выступала вода. Лужи посреди поля становились все глубже, что, в конце концов, вынудило переобуться в сапоги. Я, правда, по примеру Шамана, идущего впереди, рисковал до последнего, пока не черпанул студеной водицы в ботинок. Но и после этого не перестал лениться…

В итоге со слегка мокрыми ногами мы выбрались из мочажины на земную твердь и вышли на дорогу, уходящую левым бортом вглубь большого распадка руч. Инкой.
    Начался лес и пора было уже остановиться и что-нибудь съесть.
    Развели костер, но решили ничего не варить кроме чая, а перекусить тем, что взяли из дому некоторые наши наиболее запасливые друзья.

За первый час похода наш отряд поймал двух клещей. Вернее, клещи поймали двух наших парней. Обоих звали Андрей (я говорю людях – Бакланове и Шаманском). На привале мы обнаружили этих тварей - отвратительных коричневых, ползущих по одежде…. Клещи в октябре – это фенологическое чудо. И в этом году этого чуда в Забайкалье – завались! Клещи обычно наиболее активны в мае - июне. Но дело в том, что нынешняя осень выдалась очень теплой, вплоть до того, что вновь зацвел багульник (рододендрон даурский) и, видимо, клещам померещилась весна. Это научное объяснение нас лишь только больше встревожило.

– Что за совпадение странное, почему оба кровососа напали в первую очередь на Андреев? По алфавиту, что ли?
    – Тогда следующим будет Антон …, потом Коля, Саша, Рома.
    – А зовите в этом походе меня Шуриком?! – Предложил я (на всякий случай)…

Однако вскоре, когда, перекусив, мы пошагали дальше, выяснилось, что забайкальские энцефалитные клещи азбуке не обучены. Они цеплялись на всех подряд, без разбору имен и фамилий. Периодически приходилось осматриваться.

Шли мы по хорошей лесной дороге, вдоль ручья.

12. Во второй половине дня стало очень тепло, нсмотря на то, что ледяные забереги на ручье не тают. Вот она - забайкальская осень!

13. А вот так - без людей - тоже неплохо

15. Просто и красиво... Вы, разве, не согласны?

16. Короткий привал

17. Отдохнувшие лица друзей...

Часа три поднимались по долине до самого ее верха, где Инкой закончился, дорога зашла в лес и неожиданно исчезла, упершись в заброшенный табор. Непонятно, где тут брали воду жившие здесь люди, может быть, привозили с собой, но мы не нашли никакого источника или ручейка.

Нам нужно было пройти еще километров шесть, чтобы стать у ручья.
   Поискав продолжение пути, и ничего не обнаружив, мы пошагали прямо без дороги по каким-то звериным кабаньим тропинкам. Ломились таким образом километра полтора, пока не заметили в стороне на дереве прибитую табличку. Значит, дорога там! Так оно и оказалось.

18. Стреляли тут, однако целились по «Лосю»…

Дорога довольно любопытная – две колеи по кочкарнику с высокой травой, прикатанные транспортом.

20. Дело к вечеру, краски природы становятся жжеными

Никто не предполагал, что у нас в походе могут возникнуть проблемы с водой. В таежном Забайкалье, как правило воды, в избытке. Летом тут наверняка повсюду лужи и ручейки, а сейчас земля смерзлась и все кругом сухо.

В начале восьмого часа вечера мы, наконец, дошагали до ближайшего маленького ручья и стали искать место для палаток. Лагерь мы, конечно, разбили, но исключительно уже по необходимости. Потому что на земле были сплошные неровности, камни, валежник и кусты, а вокруг непроглядный (хотя и редкий) безобразный лес.
   Прошагали за пол дня мы чуть больше 20 км. Можно сказать, сделали хороший задел, потому что планировали пройти всего километров десять.

2 октября 2014.
    Ночью температура опустилась градусов до десяти, ниже нуля, разумеется. Утром на лица пробуждающихся с потолка палатки посыпался снег. Это от дыхания изнутри нарос слой инея. Спальники вокруг изголовья промокли по этой же причине.
   Кто-то пожаловался, что ночью замерз, кому-то, наоборот, было жарко. (Не вру! ). Кто-то выспался, кто-то нет. Но ни один  не сказал, что ему что-то не понравилось.

Позавтракали, сложили сырые палатки, залили костер……

Вышли в 10 часов.
....и продолжили прогулку по полям, по лесам, искрящимся на солнце от изморози.

Синее небо, солнце, забайкальские просторы, перелески и огромные луга с высокой сухой травой, среди которой не спеша бродят лошади…
      Кони пасутся полудикие. Но я первый раз вижу у нас коней, которые не убегают.

27. Близко...

28. ...очень близко

29. Практически вплотную...

Дорога шла бортом пади, закрайками, а нам нужно было на другую сторону долины, и мы решили пересекать ее напрямик.

Косяк лошадей вышел на пригорок нас провожать.

Нам нужно на другой берег, а эту речку без сапогов уже не перейти.

Снова вышли на дорогу. По ней идти хорошо… но недолго.

К полудню пришлось сворачивать и шагать по дикому лугу, изрытому кабанами и рассеченному звериными тропами. Пошли вверх по широкому распадку, углубились в лес – не то чтобы дремучий и густой, а какой-то хаотический – ерниковый подлесок, иногда развалы камней и масса поваленных обгоревших стволов. Прямо идти невозможно, постоянно нужно обходить и перешагивать, петлять… И невероятное для осени количество необразованных клещей, которых мы постоянно обнаруживаем на своей одежде. … Все это называется забайкальская тайга.

Пора обедать, но мы не можем увидеть ручей, хотя идем вдоль него. Вода прячется где-то в камнях, в глубоких извилистых щелях среди кочек.
    Давно хочется пить, у нас нет запаса, мы не думали, что возникнет такая проблема и не взяли в поход ни одного бурдюка.
    Наконец Андрей первым находит узкое глубокое русло шириной полметра.

37. Вода! Обед! Привал!

Планировали пройти сегодня километров 25, однако планы нужно корректировать. Мы поднимаемся в хребет, а там уж точно все сухо. Время еще довольно раннее, но до следующего ручья мы засветло не дойдем. А затемно и подавно по такому бездорожью и рельефу. А этот ручей закончится километра через два, он берет начало с мари и в ней теряется. Поэтому мы не рискуем, идем после обеда еще полчасика и… снова ищем ручей и место для ужина и сна.

38. На второй ночевке

Ручей есть, площадки для палаток тут получше, чем прошлой ночью.

Время – начало шестого, прошли мы всего 17 км. Ну и ладно. Луше отдохнем, больше одолеем завтра. А завтра, кстати говоря, самый трудный день: абсолютная беспутица, глушь, дичь и горы. Нужно перевалить через хребет Черского и пройтись по скальным останцам, из-за которых (по нашей официальной легенде) мы и пошли в этот поход....