?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Начало Часть 1 отчета


29 июля 2014г. День пятый новой Г-Экспедиции

1. Утро было добрым и не предвещало проблем


    В каждом из трех автомобилей имеется походный холодильник. Вернее, так можно было сказать вчера вечером. Но утром обнаружилось, что на нашем Форде агрегат уже не работает. Паша Ковалев немедленно засучив рукава, тут же принялся искать причину. Он обследовал салон, потом заглянул под капот, затем лег под машину. «Паша, ты бы хоть переоделся! – С укором сказала Таня, – Пашина жена. – Что же ты в чистом полез чинить…». Но Паша не из тех людей, кто переодевается в чистое, он приступает к ремонту незамедлительно!
Быстро выяснив, что к холодильнику не подается питание оттого, что сломалась розетка («прикуриватель») на задней панели салона, Паша принялся ее чинить и в результате вскоре сгорело и основное переднее гнездо.

    Тогда Стас, спасая продукты, которые сохранялись в холодильнике, приготовил огромный омлет из всех имеющихся яиц, из всей ветчины и из всей соли. (Примечание для читателей с пониженным чувством юмора: на самом деле в омлет была израсходована не вся соль, а только 4 кг).

2. Стас и его омлет



   Паша тем временем методично исследовал все предохранители в салоне и под капотом. Одну за другой он вытаскивал перемычки из гнезд в поисках перегоревшей. Нашел при этом пару «пустышек». «Запасные заглушки, видимо, – сказал Паша».
    В итоге переднюю панель он таки воскресил, холодильник подключил к ней, но задняя так и осталась не рабочей.

    Сегодня решено было выехать пораньше, и пора уже было стартовать. Потому что впереди сложный перевал через хребет Богдын Нуру. Неизвестно, чтобы кто-то из иностранных путешественников пересекал этот хребет напрямик. Относительно нормальные дороги в пустыню Гоби идут восточнее или западнее, в обход этого горного массива. Но по неточным сведениям, которые Леша Панцевич и Стас Леник получили от монголов в предыдущей автомобильной экспедиции в пустыню Гоби, местные жители каким-то образом переезжают через Богдын Нуру, то есть дорога существует.
    Готовясь к Новой Г-Экспедиции, я попросил друга Серегу Якунина – лидера (Директора Походов) читинской команды Gobike поискать проход через горы по картам и космоснимкам. Серега большой спец намечать прокладывать маршруты, и именно он в 2007 г прокладывал.

   Короче говоря, все были настроены на сложный и долгий переход, и в 9 утра командорская машина с Панцевичем и Амиром, а за ней и второй экипаж с Петровичем (Костей) за рулем выехали с места ночевки, переехали речку вброд и остановились на другом берегу, поджидая нас. Пассажиры форда уселись по местам, Стас воткнул ключ зажигания, повернул его и… И нечего не произошло. Вообще ничего! Стартер не закрутился и даже не откликнулся. Стас попробовал повернуть ключ снова и снова…. Такая же тишина. «Тааак…, _ сказал Стас, – странно… Вчера же все работало».
   А с того берега уже беспокоились в рацию:
   – Ну вы чего стоите, ехать пора!
    – Сейчас, подождите, – спокойно ответил Стас, – и снова попытался запустить двигатель с прежним результатом.
   – Стас, почему вы не едете?! Не собрались, что ли до сих пор?
   – Лёша, – также спокойно и даже ласково сказал Стас, – у нас машина не заводится.
   – Как не заводится?
   – Ну, так, не заводится и все.
    …



    Обе машины вернулись, и все стали дружно соображать, что могло случиться. Первым делом заподозрили в непреднамеренной диверсии Павла Ковалева: «Паша, ты что с машиной делал? Может, куда-то залез, чего-то отключил?». «Да ничего я с ней не делал, - уверенно отрезал Ковалев, – совершено ничего, только предохранители проверил…».
    «А может быть сигналка как-то заблокировалась?», ¬– высказал кто-то предположение. Это было правдоподобной версией, и Паша тут же возглавил операцию по разблокированию. Разобрали панель, достали кнопочки… Не помогло.

3. Алексей Панцевич пытается найти неисправность


    Следующая версия была, что сломался стартер или отлетел провод. Паша тут же полез под машину…. Ничего не нашли.
Прошел уже почти час поисков неисправности. Я уже стал про себя прикидывать, сможем ли мы всей толпой уехать в каньон Хэрмэн Цав на двух машинах. А Лёша, как он позже признался, уже начал думать, как можно из этой глухомани вытаскивать в Россию эту 2,5-тонную громадину.


   Снова стали пытать Пашу.
   – Паша, послушай, - вкрадчиво начал Стас, – чудес не бывает. Вспомни, пожалуйста, что ты делал с машиной.
   Стаса поддержал Влад, Леша, Амир…
   – Да, да, верно, не бывает такого, чтобы с вечера машина работала, а утром взял и отказал стартер. Давай восстанавливай все свои действия – что ты делал, с самого утра, прямо шаг за шагом.
   – Да, да, Паша, по-ша-го-во!
   – С самого утра?... – Уточнил Паша. – Пошагово? … Что я делал?.. Таня, тогда иди ставь палатку обратно на место!

    Все просто свалились от хохота.

   Но Фордвсе равно не заводился и нужно было что-то решать.

   – Давайте звонить в Россию, в сервис.
  – А они скажут: тащите машину сюда, на месте посмотрим.
   – А, давайте, свяжемся с теми ребятами, что сливали топливо из бака…
    – … И скажем, что опять налили солярки вместо бензина?

   Тем временем к броду через реку подъехали местные жители на двух мотоциклах. Прежде чем переправится, монголы зашли в воду и стали мыться, раздевшись по пояс.

4.


5.


6. Помылись и уехали...


    А наши попытки завести Форд продолжались. По спутнику стали звонить в Иркутск знатокам автодела – тем, кто занимается сигнализацией, кто работает в сервисе… Наконец, один специалист сказал: «Вы трогали предохранители? Возьмите и просто тупо заткните все пустые гнезда целыми предохранителями. Все дырки».
    Этот совет оказался волшебным. Стартер закрутился, а после дополнительной ревизии предохранителей оказалось что «пустышка» – это не пустышка и она тоже нужна, завелся и сам двигатель.
    Радостные возгласы сменились шуточными заявлениями, что при любой следующей поломке необходимо будет сперва связать руки Паше Ковалеву, отогнать его от техники на десять метров, а потом уже браться за ремонт, Паша не обижался и хохотал вместе со всеми. На самом деле эти два напряженных часа показали, что в команде нет паникеров, пессимистов, дезертиров или психов.


    Покинув, наконец, место «ковалевской диверсии» и переехав речку, минут через двадцать мы были уже в селении Богд. Деревня эта, надо сказать, довольно большая, по монгольским меркам. Есть стадион, есть вышка сотовой связи, есть каменные дома со следами штукатурки.

7. Поселок Богдт


8.


9. Стадион


    Вокруг нет ни одного дерева, но дворы огорожены дощатыми заборами, покрашенными коричневой морилкой. За заборами такая же голая земля и на ней две –три юрты. Любопытно, что юрты установлены также и прямо под стенами облупленной двухэтажки. И рядом складирован кизяк.

10.


11.


12.


13.


     Мы заправили баки и двинулись в сторону озера, за которым высился хребет Богдын Нуру – наше основное препятствие на сегодняшний день.

14. Дорога из Богдта к Орог-Нуру


    Орог–Нур очень большой водоем, размеры которого из года в год меняются. Озеро то пересыхает, то больше наполняется горько-соленой водой. Несколько лет назад Стас Леник с Лешей Панцевичем на двух джипах пересекли Орог-Нур напрямик. Теперь же стадия озеро в стадии наполнения и нам пришлось объезжать его стороной по западному берегу.


   Озерная котловина покрыта солончаковыми травами и верблюжьей колючкой.

15.



Двигаясь по этой высушенной, как пепел земле, мы вдруг выехали к маленькому оазису –источнику пресной воды.

16.



    Ручей, берущий начало из родника, протекает среди зеленых кочек и кипит жизнью, самые заметные представителем которой – многочисленные жабы. Этим жабам мы обрадовались почему-то очень сильно. К мелкому и крупному рогатому скоту, лошадям и верблюдам все давно попривыкли, а тут вдруг такая скользкая, прыгающая экзотика!

17.



    Возле родника нам повстречались местные жители. Большая монгольская семья ехала в Богдт, нам навстречу.
Леша Панцевич решил уточнить у них насчет прохода через горы, достал атлас. Общались какими-то жестами, мимикой и домыслами.

18.


19.


20.


    Вот эти все переговоры с местным населением и указатели рукой не очень надежный навигатор. Гораздо больше доверия было к тому треку, который нанес на карту Серега Якунин. Но радовало то, что в принципе, монгол показывал рукой в ту же сторону, куда мы и хотели – прямо на хребет: «Езжайте, езжайте туда, ага». Где, куда, как езжайте, какая там дорога?... Этого никто не понял. Но мы что хотели, то и услышали. Поблагодарили, попрощались и поехали, ага….


Очень эффектно выглядят глиняные растрескавшиеся поля по южной стороне Орог-Нура, там где прежде была вода.

21. Высохшее дно с южной стороны озера


22.


23.



    Дорога стала отдаляться от озера, забирать ближе к горам, и в точности совпадая с нарисованным якунинским треком, повернула ко входу в ущелье. Начался подъем вдоль сайра (сухого русла реки). Дорога сразу перестала быть приятной, и вид ее показался неубедительным. И это было лишь только началом прохода через хребет.

24.



    В устье ущелья мы неожиданно встретили УАЗик с монголами. Они только что спустились с гор, выехали из ущелья и теперь совершали ритуальные круги вокруг с бурхана (или обоо) – кучи булыжников у дороги. То что мы увидели людей, живыми спустившихся с перевала, нас обрадовало. Однако все они, включая водителя были катастрофически пьяны. Это выглядело так, будто люди от страха набухались и теперь молятся богу за то что чудом вырвались из какой-то жуткой переделки. Иначе с чего было так напиваться за рулем!
    Стас остановил Форд и стремительно вышел поздороваться. «Только не спрашивай у них дорогу, Стас!», – лишь это успел крикнуть я вслед другу. Стас протянул руку, один монгол тут же ее ухватил по локоть и поволок вокруг бурхана. Потом жестами стал отчаянно призывать, чтобы мы тоже покинули машину и обошли обоо. Если мы не сделаем этого, то боги не пустят нас через перевал! Однако, никто из нас не пошевелился. «Зря, вы не послушались, – сказал Стас, – монголы знают, что говорят». Он горячо попрощался с доброжелателем, вырвался от него, вернулся за руль и мы поехали дальше.

    Навстречу нам из гор выехали еще сразу три монгольских джипа, и я тут же успокоился: значит, дорога плохонькая, но действующая.
Скоро мы убедились, что на самом деле, ущелье обжито людьми. Встречались следы пастушьих стоянок. Возле одного загона для скота мы из любопытства остановились. Круглая загородка, сложенная из булыжников была наполнена толстым слоем сухого слежавшегося навоза, который недавно вскопали. Вероятно, подготовили кизяк к вывозу.

25.



    «Бо-га-тое говнохранилище…», – оценил кто-то запасы биотоплива. Вокруг загона вся земля была тоже сплошь усыпана черными козьими и овечьими шариками. «А, давайте, устроим говнопразник! – Предложил Стас. – Говнопати». Все радостью согласились.

26.


   В программу «говновечеринки» тут же были включены такие развлечения, как танцы на говне, борьба ка ковре из взрыхленного кизяка и праздничный фейерверк из говноконфети – козьих шариков. Говносалют снимали на видео: Борис положил камеру на землю и добивался того, чтобы подброшенный в небо «говногорох» сыпался прямо на объектив. Получилось очень весело и, в то же время, гигиенично, старый кизяк совершенно не липнет к рукам.

    Чем дальше вглубь ущелья мы забирались, тем больше коварных мест приходилось преодолевать. Местами так называемая дорога была полностью размыта водными потоками, которыми наполняется сухое русло во время дождей. Тогда по сайру вместе с водой тащится и песок, и гравий, и большие камни, которые полностью уничтожают все автомобильные накатанные следы.

27.


28.


    Где-то в середине ущелья датчик расхода топлива на Форде показал какие-то фантастические цифры: 62 литра на 100 км пробега. Но все равно стало ясно, что нашим автомобилям под силу забраться наверх, до перевала. И мы остановились на перекус.

29.


30.


31.


32.


    После остановки Форд повел Влад, а Стас пересел на пассажирское сидение и расслабился там с баночкой холодного пива.

33. Стас Леник пока еще за рулем


   Наконец, уклон дороги стал уменьшаться, мы поднялись на километр по вертикали, уже выше 2200 м над уровнем моря, ехать стало проще, показалось, что трудности все позади. Я следил за треком, нарисованным Сергеем, мы следовали точно по этой линии. «Сейчас выедем на сравнительно плоский водораздел и останется лишь проехать по нему и затем спуститься вниз, все хорошо», – объявил я всем. Правда, Серега меня предупредил, что спуск, который он нашел, очень сомнительный. «Там, однако, можете огрестись по полной...», – помню, сказал тогда Якунин. Не может же спуск быть хуже подъема, – сейчас думал я.

34. Забираемся все выше



    На высоте 2300-2400 м мы выбрались наверх, в высокогорную холмистую степь. И как это ни странно, то там то здесь нам встречались жилые юрты. Мы забрались на просторную плоскотину водораздела высокого хребта, в какую-то, как нам казалось глушь, а здесь оказывается, монгольские семьи живут размеренной жизнью, рожают детей, пасут скот, кочуют с места на место по горным лугам… Никакого экстрима.

35.


36.


37.


38. Вблизи вершины водораздела. Пятно на земле - место где стояла юрта


39.Высоко зехали



   Дорога пошла вдоль осевой части хребта, продолжая набирать высоту. Где-то следы раздваивались, ответвлялись, вели в какие-то уголки…. Но мы двигались по своему намеченному треку.

40.


41.



   И, наконец, поднялись до высоты 2500 м и доехали до развилки. Одна дорога пошла выше в гору по хребту, другая сворачивала вниз, на юг.

42. Согласно плану, нам налево



   Эта вторая совпадала с нашим треком, но выглядела подозрительно – очень узкая, крутая, с обрывистым склоном и сплошь из торчащих острых камней, вырывающих куски резины из протектора колес.

    Машины спустились в распадок, однако дальше более менее видимый дорожный след пошел в сторону противоположную от нужной нам. Туда же, куда был намечен наш трек – вниз по распадку – шла лишь заросшая тропа.
    Мы проехали несколько километров вверх, увидели, что и здесь стоят юрты и живут кочевники, но поняли, что дорога эта не выведет нас из гор и вернулись назад к развилку, откуда спустились. «Поедем дальше вверх, может там дорога примет нужное направление, – сказал Алексей, – и мы дальше стали набирать высоту, забираясь по извилистому наезженному следу.

    Минут через пятнадцать стало ясно, что и этот путь не приведет нас к цели. Мы остановились на высоте 2700м и тут, нам подвернулась удача – два встречных джипа. Обе машины были тесно заполнены одним большим монгольским семейством – бабушки дедушки, мужья, жены, сестры, дети…, включая одного грудного ребенка. Все были одеты не просто нарядно, а празднично, даже торжественно, как одеваются важные гости на свадьбу, юбилей или партийный съезд. Женщины в парче.

43.


   Мужчины облачены в дорогие национальные халаты и кожаные сапоги с задранными носами. У одного из них к шикарному поясу был привязан нож в чехле, больше похожий на музейный экспонат, чем на бытовой инструмент.

44.


В целом компания выглядела как группа артистов, народный ансамбль перед выступлением.
     Направлялись монголы в Богдт, а вот откуда они ехали, – загадка. Ситуация, по истине, театральная, будто вымышленная, похожая на постановку. Случайно встреченные разодетые аборигены – это, как «рояль в кустах». На карте в той стороне нет ни одного селения, только горы становятся еще выше. Единственное предположение, что эти люди живут где- то там в юртах, наподобие нами уже встреченных по пути, а сейчас все семейство направляется на какое-то торжество в поселок. Я до сих пор жалею, что даже не попытался выяснить так ли это на самом деле. Тем более, как оказалось позже, две женщины понимали по-русски. Но в тот момент у нас были совсем другие проблемы: как перебраться через горы, на юг к деревне Баян-Гоби.

45.Показываем свои карты


    Монголы нас быстро поняли, сообщили, что едем мы вообще не правильно, и сказали, что покажут верную дорогу: «Езжайте за нами..». И мы поехали в обратную сторону. В этот момент у меня не было никакой уверенности, что монголы не поведут нас назад в Богдт и не скажут: «А теперь объезжайте Богдын Нуру за 100 км восточнее»…. Я немного нервничал. А вот Стас, в отличие от этого проявил просто олимпийское спокойствие. Он посильнее откинул спинку кресла и сладко уснул.

46.


47.



    По плоскогорной степи мы вернулись прилично назад, потом свернули на какой-то отвилок и поехали вообще будто наугад. По карте на планшете я следил за новым маршрутом и примерно понимал смысл наших перемещений – попасть в ту часть хребта, спуск с которой на юг более пологий. Но ехали мы по каким-то пропадающим, не накатанным следам, а в том месте, где, наконец, остановились, автомобильная тропа окончательно растворилась. «Вот отсюда вам нужно ехать туда, – монгол указал рукой вдаль, – потом будет дорога на Баян-Гоби».

48.


49.


   Мы еще немного пообщались, при этом Борис, будучи профессиональным журналистом, интересовался у монголов их именами и какими-то фактами, но о том, куда направляется семейство и что за праздник у них, так и не спросили.

50. Монголы смотрят карту на моем планшете


51.


52.Высокогорное пастбище


    Примерно через километр дорогу мы действительно подсекли и она свернула в нужном направлении, пошла вниз с горы.

53.


    Реальный путь с перевала оказался сильно удален от запланированного изначально, но по мере спуска с хребта дорога приближалась, и наконец, слилась с гипотетическим треком Сергея Якунина. Какое-то время мы так и двигались, затем дорога снова уклонилась…, потом опять выскочила на трек. И так было несколько раз. В итоге теоретическая путеводная нить и реальный дорожный след по пустыне окончательно сроднились и впереди показалось селение Баян-Гоби. Такие подробности я рассказываю для того, чтобы было понятнее: нет в этих краях практически никаких однозначных дорожных путей, но есть направления. И если придерживаться основного курсу, двигаясь на надежном автомобиле, не боясь заблудиться при этом, то все равно доберешься до места.

54.


55.


56.


57.



    В 18:30 мы уставшие, запыленные и голодные остановились возле хунсний делгур – деревенского магазина.

58. Г-Экспедиция закупает продукты


59.


60.


61.



Комментировать тут особо нечего. Так выглядят многие магазины и в наших деревнях. И так же скоро будут выглядеть московские супермаркеты Ашан после введения ответных санкций России против Запада.


    Баян-Гоби – селение поменьше, чем Богдт, но заправить автомобили можно и здесь. Вспоминаю, как в 2007 году в некоторых маленьких деревнях мы не могли выпросить даже несколько литров бензина для горелок.

   Ночевать отправились далеко за деревню, на берег речки. Ухитрились засадить Форд между кочек. Но благополучно дернули его тросом, поставили палатки, помылись в реке по щиколотку глубиной и уселись ужинать. День получился долгий и не скучный, но и вечер, как вы уже догадываетесь, был веселый.

   А завтра впереди у нас начиналось настоящее Гоби.

Продолжение следует


Комментарии

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
doner
18 сент, 2014 13:56 (UTC)
очень круто
сначало испугался, что форд не надёжен, так как сам жду форда
ale
18 сент, 2014 14:03 (UTC)
Как всегда замечательные снимки и увлекательный рассказ! Ждем продолжения!
vvtrofimov
18 сент, 2014 14:18 (UTC)
О! Саша нарисовался с двумя постами подряд. Как-то нетипично :-)
lesnyanskiy
18 сент, 2014 14:32 (UTC)
Вова, привет!!!!! Зови меня уже куда-нибудь! Соскучился ))
А две главы это косяк. 4-я была написана, но я ее сегодня нечаянно удалил и пришлось восстанавливать немедленно
vvtrofimov
18 сент, 2014 14:38 (UTC)
Португалия, с 3 ноября. Ты даже не догадываешься — насколько тебе понравится :-)
lesnyanskiy
18 сент, 2014 14:47 (UTC)
Это я видел, примерялся, очень здорово. Но мы семьей в это же время уедем(((
lesnyanskiy
18 сент, 2014 14:38 (UTC)
Вов, а ты съездил в Монголию???
vvtrofimov
18 сент, 2014 14:40 (UTC)
Я сейчас вместо Монголии в Нарьян-Маре, тундру-оленеводов снимаю, меня отпускать не хотят, на вертолете катают. Загляни ко мне, ознакомься :-)

Edited at 2014-09-18 14:40 (UTC)
lesnyanskiy
18 сент, 2014 14:46 (UTC)
обязательно! Но уже завтра. Спать помираю хочу)))
lobarg
18 сент, 2014 14:33 (UTC)
Очень интересно читать было.
lesnyanskiy
18 сент, 2014 14:36 (UTC)
спасибо!
alekseyt
18 сент, 2014 15:32 (UTC)
Говно пати - это круть! Устрою такую у себя! :-)
lesnyanskiy
18 сент, 2014 22:28 (UTC)
:))))))
ame_hitory
18 сент, 2014 15:36 (UTC)
Красота офигительная. И вообще какой-то другой мир.
И очень понравилась история про Форд - это же так здорово, что никто не психовал и не ругался, а дружно посмеялись! Какие вы там классные все! )
tarkhan
19 сент, 2014 01:58 (UTC)
Красиво и познавательно:)
(Анонимно)
19 сент, 2014 04:24 (UTC)
Очень захватывающий рассказ,читала не отрываясь,как будто там с Вами побывала.Почему то из предыдущих 4 частей,эта больше всего понравилась.А вообще читаю давно Ваши истории,уже зарегистрироваться тут что ли)
livejournal
19 сент, 2014 08:00 (UTC)
Новая Г-Экспедиция. День пятый
Пользователь zabinok сослался на вашу запись в своей записи «Новая Г-Экспедиция. День пятый» в контексте: [...] Оригинал взят у в Новая Г-Экспедиция. День пятый [...]
nil_nn
19 сент, 2014 15:57 (UTC)
крутецкий крутец )))
nil_nn
19 сент, 2014 15:59 (UTC)
а с предохранителями казус знатный )) "пустшки" оказались не такие простые ))))
ext_1679798
21 сент, 2014 15:31 (UTC)
привет Саня! позитивная глава, ждем продолжения! Ден и Светик)))
lesnyanskiy
22 сент, 2014 13:21 (UTC)
Спасибо, Дэн, спасибо, Света! Рад слышать вас
motogirl
29 сент, 2014 01:16 (UTC)
Монголия прекрасна:) Была там на севере зимой, собираюсь тоже в Гоби летом. Интересно ваши отчеты читать ;)
chromerus77
29 дек, 2014 08:34 (UTC)
Александр, уже, честно признаться, заждался продолжения! Не в ущерб, конечно, прочим вашим отчетам :-)
lesnyanskiy
29 дек, 2014 09:08 (UTC)
попробую...)))
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars