Предыдущий пост | Следующий пост

Начало здесь : Часть 1

19 февраля 2014
    На часах 7 утра, а по ощущениям – глубокая ночь. Для меня подниматься в такую рань даже в городе, из теплой постели – и то стресс. А в палатке едва лишь теплее, чем снаружи, где царит просто космический холод. Хорошо еще, что к утру наползли тучи, укрыли землю, как одеялом. При звездах на небе мороз еще злее.
    Начинается новый походный день. Первым делом высовываешься из спальника, берешь вкладыши от ботинок и кладешь их себе под бок, чтобы согрелись. Включаешь налобный фонарик и готовишься к вылуплению из спального кокона. Это чем-то похоже на роды, только без помощи акушера. Самостоятельно вылазишь, посапывая и чего-то бормоча про то, как плохо и холодно спалось. А вокруг красота (ну, или ужас – кому как) окружающего мира. Потолок и стены искрятся в луче фонарика. Это воздух, который мы выдохнули из себя за ночь, превратился в иней и весь осел на ткани изнутри палатки. Куржака много, несмотря на систему вентиляционных отверстий. При малейшем шевелении снег сыплется холодным душем на лицо «новорождённого».
    Родиться нелегко, но жить еще труднее. Нужно поскорее обуться. Это непросто. Это «борьба с валенком». Пластиковые «Скарпы» (или «Кофлачи» у Иваныча) до такой степени дубеют на морозе, что нога в них лезет с огромным трудом, как будто толкаешь ступню в туго зашнурованный ботинок. Упираешься в пол, тянешь руками, напрягаешь все тело… Заодно немного согреваешься от утренней зарядки. И даже не замечаешь, как ты уже приморозил кончики пальцев, в эти долгие минуты пока шнуровал ботинки.
    Кто первым оделся и обулся, тот уже разжигает костер. Сегодня это Серега.

Наконец, все собираемся у огня. Его отблески падают на мое лицо, и все замечают, что с ним (с лицом) что-то не так: оно увеличилось в размерах, сильно отекло, припухло. Я и сам чувствую это, но надеюсь, что на маршруте, во время движения может быть, все нормализуется ….

Оставляем на месте ночевки немного еды на обратный путь и кое-какие вещи. Например, не берем с собой ту обувь, в которой шагали по реке. Теперь понадобятся только жесткие ботинки под кошки.
Надеваем лыжи, снегоступы и начинаем заходить вверх по ручью. Погода пасмурная.

1. От края зоны леса забираемся вверх по правому борту ручья

2. Гора в облаке перед нами - это Муйский Гигант

Впереди три взлёта. Преодолеваем первый. С пригорка открывается депрессивный вид на призрачные горы.

Перед вторым взлобком бросаем еще часть вещей. Теперь лишние – сани-волокуши. Дальше круто, и они будут только мешать. Все вещи понесем на спине. Перекладываем рюкзаки, и тут Антоха обнаруживает, что не взял кошки. Похоже, он забыл их еще в городе. Вот это очень большой косяк и серьезный момент экспедиции. Если бы это произошло не снами, а с какими-то другими людьми, то, мне кажется, начались бы упреки. Представляю себе это примерно так: «Антоха, – сказал бы (а, может, и заорал) начальник, – ты что, дебил!? Как можно забыть самое главное!... Ты понимаешь, что из-за тебя теперь походу @и@дец…».
    Но в нашем случае даже близко ничего подобного не прозвучало, никаких обвинений. Директор Походов Серега абсолютно спокойно сказал Антону: «Ну, что же, наверх до озера ты и так дойдешь. А там посмотрим. Главное, как потом вниз обратно слезать…. , – задумался он. – Но, можно будет с веревкой страховаться, без кошек. Ничего…». Насчет восхождения на саму гору без кошек не может быть и речи, но тут есть вариант, что не все пятеро полезут на вершину.

3. На второй террасе

Однако часа через полтора возник новый казус, отчего вопрос с Zorro сделался еще вопросительнее. За время, пока мы приближались к главному подъему я изменился до неузнаваемости. Нос, щеки и веки раздулись так, будто я по дороге упал лицом в пчелиный улей. Свой собственный фейс я был способен разглядеть без зеркала, лишь слегка скосив глаза. Какие-то уплотнения и бугристости поселились на переносице и усеяли другие открытые участки лица. Это было аналогично напасти, постигшей меня в 2009-ом, на Акульем Плавнике. Но в тот раз воспаление случилось в последние дни похода и не выглядело столь уродливо и произошло.
    На привале я продемонстрировал свой распухший «лук» друзьям, и они засвидетельствовали несколько зарождающихся фурункулов на моем «фронтоне». Подивились, призадумались… Но панике не предались, и полезли дальше в гору ко второму озеру, туда откуда все самое интересное в нашем походе должно только и начаться. … Но теперь есть риск, что может быть, там же и закончится…

На крутом склоне снег спрессован, бронирован коркой жесткого наста – твердого, как лед. Но есть рыхлые участки. В одном таком месте минут десять не получалось продвинуться вверх хоть на метр: делал шаг и тут же сползал обратно…. Умотался сильно, отстал от всех остальных.

4. Поднимаемся в верхний цирк ко второму озеру. Я в этом месте топчусь на месте, и пока перевожу дух, делаю пару кадров

Но в итоге за час двадцать все выбрались в верхний цирк, а Серега объявил, что это очень хорошее время, прям таки рекорд. В прошлые годы лезть наверх было сложнее.

5. Вылезли наверх. За спиной у Сереги пик Муйский Гигант. Вот такая неприступная гора

Так что мы 17:30 мы были уже цирке, пересекли озеро и стали готовить площадку для палаток среди больших камней.

6. Переходим озеро. В центре гребня на перевал Сибирь. Он выглядит очень крутым, а в середине склона обледенелые камни - сложный участок, который нужно обходить слева со страховкой, крючьями и веревками. Подъем на Сибирь занимает весь день.

7. Вид в обратную сторону

8. Ставим палатки

Тем временем что-то непонятное произошло с погодой. Она то ли испортилась, то ли улучшилась. Задул сильный ветер, отогнал тучи, и солнце осветило скалистую гору напротив.

От ураганного ветра защитить нас могла только палатка. Наконец, мы забрались внутрь своих жилищ. Это был очень приятный момент: застегнуть вход, расположиться, зажечь газовую горелку, поставить котелок со снегом на огонь и почувствовать, как палатка наполняется теплым воздухом. Чтобы не тесниться Директор Походов распорядился готовить пищу и ужинать в каждом жилище раздельно.
   Даже самый качественный туристический газ (а мы купили газ «Кovea» плохо горит при таких низких температурах. Баллон следует аккуратно нагревать над огнем, и конструкция горелки должна позволять это делать. То есть должен быть соединительный шланг между горелкой и баллоном.
    Мы с Иванычем сидели у себя в палатке, слушая, сквозь шум ветра и шипения горелки, о чем разговаривают наши соседи по «кэмпингу». Я достал блокнот с карандашом и записывал сводку о состоянии своего здоровья. Здоровье было, в принципе хорошее, за исключением чудовищного отека на лице.
   Вдруг внутри палатки произошла огненная вспышка. Факел вырвался из горелки, но Иваныч мгновенно среагировал, и сбил пламя. А могло быть так, что замешкайся на секунду, и вот два закопченных туриста сидят уже среди снега и ветра под аркой из дюралевых трубок палаточного каркаса. Слышали мы про такие истории.
    Вадим разобрал горелку по винтикам, определил поломку, выяснил, что испортилась прокладка в клапане подачи газа. Используя какие-то резинки, Иваныч взялся ремонтировать горелку. Но добиться нормального горения так и не удалось.
   Короче говоря, мы перебрались на ужин к соседям, а пока вода закипала, обсуждали наши планы и изменившиеся перспективы. Теперь на команду из пятерых человек у нас имелось, две палатки, четыре пары кошек и только одна горелка. Это означало, что теперь мы не сможем разделиться на две группы (восходителей и созерцателей). То есть должны стоять одним лагерем.
    Серега быстро придумал, чем мы можем заняться в новой ситуации. У+Цирк окружен несколькими перевалами разной сложности, на которые можно подняться и спуститься в один день. «Полазим, походим, поснимаем….». Но это, если к завтрашнему утру у меня с лицом не станет хуже. А в случае, ухудшения нужно спускаться, вызывать по спутнику Костю и возвращаться в Читу.
    Наш доктор Саша Бусоедов приготовил лекарственную жидкость с антибиотиком на спирту для примочек. Но основную часть целительного раствора (без антибиотика) мы просто разлили по кружкам и выпили. Я, как потерпевший весь вечер полулежал с компрессами на лице.
    Наружные плюс внутренние спиртовые процедуры принесли нужный эффект: отек заметно спал, а настроение значительно улучшилось.

Мы с Иванычем вернулись в свое жилище и забрались в спальники. А соседи еще какое-то время пели песни и хохотали. Потом все голоса стихли и остались только звуки бушующей стихии – рев ветра, резкий шелест снега по ткани. От яростных ударов палатка вздрагивала, но стояла прочно, и не было сомнений, что она выдержит любой напор. Совершенно иные впечатления по сравнению с теми, что, помнится, я испытал однажды на Кодаре.
    Невзирая на буйство природы, несмотря на то, что палатка всю ночь ходила ходуном, в ней царило ощущение надежности, безопасности и комфорта. И в общем-то не было сильно холодно. Правда, отдельные, особо злые шквалы легко выдували из палатки весь нагретый воздух, и ты будто оказывался голым на морозе. От этого я просыпался, ежился, переворачивался и «соскребал кусочки тепла по сусекам спальника».
    Такой ночлег я бы назвал «сонным бодрствованием». Надо британским ученым заняться исследованием парадоксального явления, при котором непонятно: спишь ты или не спишь. Вроде бы даже и сны видишь, и в тоже время ты фиксируешь каждый звук, каждый порыв ветра, контролируешь каждое движение соседа по палатке. И, разумеется, слабый сигнал будильника на руке ты тоже прекрасно слышишь. Проспать невозможно. …

Карта конечного участка маршрута. Звездочкой обозначен лагерь на втором озере

20 февраля 2014
    … Проспать невозможно. 7 часов, пиликает будильник. У меня с вечера есть задание от Директора: разбудить всех. Ветер продолжает рвать и метать, ночью он стихал лишь на короткие секунды. Я дожидаюсь, очередной паузы между шквальными порывами, и спешу прокричать в темноту: «Серега!!! Семь утра!!!».
    В палатках начинается шевеление, смех, реплики и опять песни.

Начинаются новые сборы, обувание негнущихся «железных» ботинок. Готовимся к выходу в открытое пространство. Этого не избежать, хорошо еще, что ночью не было нужды покидать палатку.

Соседи зажигают горелку, кипятят воду. Им хорошо, у них тепло…. Скоро будем завтракать.
    Светает, и я отправляюсь на медицинское освидетельствование к друзьям. Демонстрация моего опухшего « фейса» ни у кого радости не вызывает. Улучшений нет, вид ужасный, есть риск, что из-за воспаления поднимется температура. Консилиум экспертов выносит решением: «Надо валить из этой страны спускаться с горы и возвращаться»

После завтрака мы снимаем лагерь и выходим в обратный путь.

13. Ночным ветром сдуло почти весь снег с озера, лед очистился

15. Вид назд, в сторону озера и перевала Сибирь

Склон от верхнего озера в среднюю долину на снимке не выглядит опасным, но на самом деле он крутой, и без кошек можно запросто соскользнуть и улететь до самого низа. Поэтому Антоха в голых ботинках осторожно идет в связке с Иванычем, который страхует его на веревке.

18. Иваныч на страховке. Фото: Антон Кауров

Благополучно проходим и первый и следующий спуски. Забираем оставленные вещи, снова грузим волокуши. Погода ветреная, но, в общем очень хорошая.

23.Место, где оставили часть вещей под камнем

24. Дошли до «зеленки»

В зону леса, к месту позапрошлой ночевки пришли в 15 часов. Пообедали и через полтора часа отправились вниз по реке. Шагаем очень быстро. Спешим засветло дойти до верхнего зимовья.

25. Вышли на лед

26. Удаляемся от вершины ручья

На ходу мороз совсем не чувствуется, я даже не надеваю перчаток.

В начале девятого вечернего часа мы на месте. Растапливаем печку в доме и разводим костер на дворе. Вот сейчас, когда не бежишь, чувствуется, как холодно на улице. А печь снова дымит, не желает разгораться, отдавать тепло….

А тем временем Серега по спутнику дозвонился до Кости, и тот уже готов завтра утром выехать из Читы.

21 февраля 2014.

30. Утром у зимовья

Подъем в 9 утра. Спешить нет особой необходимости. До следующего зимовья 15 км по нашей же тропе. Проходим этот путь без напряжения.

32. Очень яркое солнце. Заклеили носы бумажками.

34. Оргомное ледяное вздутие в каньоне…

35. … а чуть ниже этой шишки громадный провал во льду

Солнце еще не село, когда мы были уже рядом со вторым зимовьем.

Вообще обратная дорога всегда проще. Идешь расслабленный, и больше есть времени на фотографию. Когда шли вверх, некогда было заниматься незамерзающей проталиной на речке . Теперь я обошел ее всю вокруг, снял в разных сторон и даже запечатлел на видео птичку оляпку, ныряющую в ледяную воду.

Ну, и в избушке посидеть тоже не скучно. Тут у нас при заброске остался прекрасный натюрморт. Одну часть композиции мы уже выпили, теперь очередь за «Русским льдом».

И, кстати говоря, пустые бутылки мы не бросаем, весь мусор заберем с собой.

22 февраля 2014
   Нам осталось прошагать 7 км до той, первой, залитой наледью избушки и затем еще пройти 10 км ниже по реке до крайнего охотничьего зимовья, где мы встретимся с Костей. Он должен подъехать сюда к обеду. Поэтому сегодня подъем очень ранний, а выходим около 8 утра, когда еще темно. Путь освещаем фонариками.
    То там, то здесь по реке разлились парящие наледи. При слабом лунном свете их вид таинственный, иногда зловещий.

Постепенно светает. В сером небе на восточной стороне появляются цветные полосы. Но краски эти какие-то тусклые и грязные.

Зато на другом конце горизонта верхушки снежных гор становятся ярко-розовыми. Это самый красивый момент рассвета, после которого природа снова бледнеет и фотографировать больше уже нечего.

Иногда до нас доносятся звук работающего мотора. Какая-то машина движется по реке. И через пару километров мы встречаемся с интересным человеком и его удивительным автомобилем.
    Это охотник Александр из Таксимо. Все избушки по Бамбукою построены его руками. И этот гибрид из «Жигулей-шестерки», «Газели» и «ГАЗ-66» сконструирован Александром. Охотник направляется к своему зимовью, на котором мы ночевали сегодня.

А мы шагаем дальше….

Часа через два добирались до места. А очень скоро сюда прибыл и наш бравый водитель Костя на своем УАЗе и в сопровождении Андрюхи Шаманского.

Это свежее зимовье охотник Александр построил недавно. Рядом с домом стоит другая его автомобильная техника – «Нива» и трехколесный мотоцикл на таких же огромных «дутиках».

* * *

53. И вот мы возвращаемся…

На обратном пути мы завернули на Францевский ключ, куда хотели попасть еще вначале. Приехали сюда уже по темноте, раздевались прямо на снегу, потому что «дом курортника» (большая изба) был полностью заполнен людьми.
    Пятнадцать минут релакса в горячей сероводородной природной ванне полностью компенсируют напряжение от нескольких холодных ночевок.

Поздно вечером мы добирались до рыбацкой деревни Бусани, что стоит на острове посреди одноименного озера. Здесь мы переночевали, а утром рванули дальше, и к вечеру 23 февраля были уже в Чите…

* * *

Еще два или три дня после возвращения домой я старался не показываться на люди. Но сейчас уже все хорошо, спасибо :).