?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

   Народ, а ничо, если я у себя в журнале немного штампами попишу? Вот, есть такое известное клише: «В редакцию пришло письмо»…. Можно один разок, ладно?

Фотоискусство или фотовранье?
    Новую тему для нашей постоянной рубрики «Биография фотографии» подсказало письмо, пришедшее с далекого Алтая от читателя Валентина Ясенева - фотографа, и просто хорошего человека. Валентин пишет:
    «Здравствуйте! Посоветоваться хотел. Как Вы относитесь к фотошопным вмешательствам, которые, скажем так, выходят за рамки коррекции? Имеется в виду где-то размыть, где-то выборочно цвет поменять, небо подкрасить. То есть, строго говоря, это уже не фотодокумент. И имеет ли право на жизнь монтаж? Пример с той же луной. Зрительно ведь она намного больше кажется, чем реально выходит вписанной в масштаб снимка (при штатных ФР). Есть снимок с восходом луны над речкой и дорожкой на воде. И там же в то же время луна на телевик. Вклеиваю - эффектно, близко к тому, как мы субъективно воспринимаем. Вот только что это получается - гадкая фотожаба или таки что-то приемлемое?».
     Как видите, читатель подсказал нам даже не одну, а сразу несколько интересных, важных тем. Но сегодня в нашей рубрике мы коснемся только одной из них – «громадной луны в кадре». Что это – художественная гипербола или беспомощная парабола? Творческая находка или избитый штамп? Красивая сказка или грубая фальсификация действительности? Детское желание понравиться или взрослая привычка обманывать астрономов советского зрителя? Огромная луна – маленькое это вранье или же большая ложь!? Об этом мы сегодня и поговорим на примере одной из подобных работ. Чтобы разобраться в проблеме, мы пригласили специалиста. И сегодня опять у нас в редакции мастер фотообмана - А.А. Леснянский. А специально для обсуждения он приготовил свой снимок «Красная пустыня».




    Короче, нифига мы тут долго не будем базарить, я просто карточку всем пацанам покажу, и пусть народ сам решит – по справедливости – шедевр это или говнофотка! (Это я, уважаемые читатели, тоже пока чужим голосом говорю).

    В общем, давайте так поступим (теперь, друзья, я уже на свой собственный язык перешел) – я просто расскажу, как была снята «Красная пустыня», при каких обстоятельствах, и почему я в небо постороннюю луну прилепил.
    Вообще-то, история не новая, я еще в «Г-Экспедиции» (в 4-й части) рассказывал, как появился этот снимок (правда, про подставную луну я там не упоминал).
    А дело было так (если кратко, но с самого начала) – в 2007 г. на велосипедах мы путешествовали по пустыне Гоби в Монголии. Начался поход в гористой части – в Монгольском Алтае, но постепенно мы спускались с гор все ниже и ниже до тех районов Гоби, где начинаются плоские, типично пустынные ландшафты.
    В тот день мы ехали по каньону – по сухому речному руслу, выходящему из гор на равнину. Двигались довольно долго по узкому ущелью, пока этот коридор вдруг резко не распахнулся, словно ворота, и перед нами открылось огромное пустынное пространство, не просто широкое, а какое-то безграничное. Это выглядело так, как будто мы сплавились по сухой горной реке и, наконец, выплыли в океан – тоже высохший.
    Но впечатление от моря песка и камня, раскинувшегося перед нами, меркло в сравнении с тем, что находилось непосредственно вокруг нас, в устье каньона. Мы стояли на каменистом берегу пустыни, и он был кроваво-красным из-за цвета горных пород, из которых состояли пологие пригорки. Щебень и мелкие коренные выходы ярко бордовых аргиллитов горели огнем в последних лучах вечернего света.
    Длинные тени, отбрасываемые красными камнями имели какой-то нереальный, непередаваемый фиолетово-синий цвет.
    По багряной земле желтыми пятнами были неравномерно рассыпаны небольшие кусты саксаула, и мелкими пучками рос дикий лук ярко зелёного цвета. И саксаул и молодая луковая травка тоже сияли на солнце.

Исходный снимок. Фото публикуется впервые



    Цвета были пронзительно яркими, почти неправдоподобными. (Исходный файл, конечно, не отражает всего диапазона насыщенности)
    Никогда не думал, что дикое сочетание светофорных цветов может оказаться настолько гармоничным. И в дополнение над всей этой красотой в бледно-голубом небе висела луна. Вначале я остановился и просто замер от такого чуда, но нельзя было долго находиться в ступоре. Солнце висело над самым горизонтом, оставалось совсем немного времени до полного заката и, соответственно на съемку. Поэтому я бросил велосипед там, где стал, и в состоянии, похожем на легкую панику, принялся выдирать фотоаппарат из сумки и ставить штатив.
    В это время остальные парни уже распаковывали рюкзаки (они доехали до этого места быстрее), натягивали палатки и собирали сухой саксаул для костра.
    В походе общественное главнее личного, и по идее, вообще-то я должен был присоединиться ко всем и заняться хозяйственными делами. Но как тут остановишься!
   «Дайте мне десять минут», – крикнул я. Друзья тоже заценили редкость момента: «Да не спеши, Саня, нормально снимай! Мы все сделаем…, тут делов – то…».

    Камера у меня была Canon 1Ds MarkII, а объектив Canon EF16-35\2,8L. Снимок сделан на фокусном расстоянии 26 мм. Хотелось и ландшафт охватить пошире, и чтобы луна в кадре тоже попала. Луна казалась довольно большой, и тут совершенно прав Валентин, написавший, что «субъективно она кажется намного больше». Но понятно, что при широком угле съемки она стала на снимке вообще крохотной.
    У меня имелся и длиннофокусный объектив, но я подумал… вернее, я ничего тогда не подумал, лихорадочно снимал и снимал, пока совсем не пропал свет.
    Про луну я подумал позже, уже дома во время подготовки снимка к печати на бумаге для выставки. Не знаю, у кого как это происходит, но я при съемке запоминаю цвет и состояние момента, а потом при обработке файла стараюсь это впечатление воспроизвести путем цветокоррекции или иными приемами. Я не полностью доверяю математике и оптике. Поэтому, на мой взгляд, данный смонтированный снимок более правдив, чем оригинал. Ну, или пусть – не менее правдив :).
 
    Как вы заметили, надеюсь, луну я поставил практически на то же самое место, где она была на исходнике. И к новой луне можно предъявить несколько претензий. Внимательный зритель должен был заметить, что вставленная луна не только находится в другой фазе, нежели настоящая, но и освещена она неправильно! На снимке солнце светит справа, а планета-спутник освещена слева. Но это я посчитал несущественной мелочью. Ведь, в конце концов, я и не ставил целью обманывать астрономов и зрителей.
 
  Другие «биографии фотографий» можно найти по тэгу Фотобиография

Комментарии

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
lesnyanskiy
24 дек, 2013 16:39 (UTC)
Ух ты! Это ты где снял!? :))
lesnoybrodyaga
24 дек, 2013 16:47 (UTC)
Это уже после того, как накатили по пятой. Вышел из лесу, а там болото какое-то странное.
А вот после второй:


yasenev_photo
24 дек, 2013 16:40 (UTC)
Не, у меня одновременные снимки с разным фокусным. И тут таки перебор с размером, ctrl+Т не хватает раза в 4:))), по-моему. В календаре, где настоящая луна, она тоже слишком огромной воспринимается, но там-то сразу видно, что не на ширик снято:)
fabiy_maksim
24 дек, 2013 17:52 (UTC)
Знакомое дело. Очень многие относятся к фотографии как к фотофиксации некоего момента, как к документу. Мне лично такой взгляд не близок. Это как гиперреализм в живописи...
По-моему художник может применять в своем изображении любые приемы, если только не объявляет во всеуслышание "это документ и точка"...
kulikov2g
25 дек, 2013 03:29 (UTC)
да наверно если не репортаж, то " моя фотка, она вам или нравится или нет, только не нужно мне говорить какой она должна быть..." если конечно не в рамках совета как сделать еще лучше :-)
n_khoroshkov
25 дек, 2013 05:26 (UTC)
Я на такие вещи позитивно смотрю - главное, чтобы нравилось
anton_petrus
26 дек, 2013 08:05 (UTC)
ну с Луной то интереснее ))
splitpine
26 дек, 2013 09:25 (UTC)
Правильно выше сказано, если не репортаж, то как художник, фотограф имеет право выразить свое восприятие изображаемой картинки. Это созает некую уникальность снимку и придает дополнительную художественность. А принцип "камеры наблюдения" не всегда подходит для отражения реального впечатления от пейзажа.
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars